Методическая разработка классного часа Конфликт и пути его решения
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
Тема: «Конфликт и пути его решения»
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
Образовательные: учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт; ознакомить студентов с понятиями конфликтные ситуации и конфликт; формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
Развивающие: воспитать уважительное отношение к окружающим людям; формировать социально одобряемые формы поведения; на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;
Форма классного часа: тренинг, беседа, интерактивные игры.
Ход урока
Просмотр видео файла «Возвращение блудного попугая»
В 1 : Здравствуйте, сегодня мы с вами начали встречу с просмотра фрагмента всем известного мультипликационного фильма. Как вы думаете, что произошло между двумя друзьями и в какую ситуацию они попали? (они поссорились, в результате чего получился конфликт, конфликтная ситуация)
В2: Как вы думает какой теме будет посвящена наша встреча?(конфликтам).Вы совершены права тема нашего классного часа «Конфликты и пути его решении»
В 1:Что же такое конфликт? Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
В 2: Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения.
В1: Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
В2: И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап– это спад конфликта и его разрешение .
В1: Каковы же причины возникновения конфликтной ситуации:
Различие в желаниях, интересах, потребностях взаимодействующих людей. Образно это вариант «лебедь, рак и щука».
Различие во взглядах, конфликт на почве ценностей. Участники по-разному, нередко почти противоположным образом смотрят на происходящее, что создает основу для столкновения.
Несбывшиеся ожидания
В2: Теперь пора разобраться, какие есть стратегии поведения в конфликтной ситуации. Попробуем сымитировать конфликтную ситуацию:
Упражнение «Апельсин»
Нужны два добровольца. Они встают друг напротив друга. Между ними стол, на столе апельсин. Они имеют равные права на обладание этим апельсином. Каждому из них втайне друг от друга и от других дается инструкция, в которой говорится, зачем ему нужен апельсин. Задача участников упражнения словесно доказать другому свое право на владение апельсином, не говоря зачем он им нужен. Остальные наблюдают их диалог, оценивают степень него конфликтности.
Инструкция первому участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы взять из него косточки и посадить дома апельсиновое дерево.
Инструкция второму участнику: Тебе нужен апельсин для того, чтобы снять с него шкурку и дома заваривать в чай.
В 1: Обсуждение. Наблюдатели делятся впечатлениями от поведения каждого из участников упражнения:
•Возникла ли конфликтная ситуация? Возникали ли отрицательные эмоции?
•Какие реплики участников ухудшали понимание друг друга?
•За счет чего взаимодействие улучшалось?
•Как возможно разрешение этого конфликта?
•Были ли на вашей памяти подобные конфликты?
В 2: Как правило, конфликт возникает в результате неуважения, от неумения общаться. Жизнь устроена таким образом, что иногда никак не удается избежать конфликтов. Но главное не конфликт, а умение выйти из него. Рассмотрим пути выхода из конфликтов.
В 1: Находясь в ситуации конфликта, человек выбирает тот или иной стиль поведения, зависящий от его индивидуальных особенностей, значимости для него партнера, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас.
В2 : Уклонение. Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера. Уклонение от конфликта может быть в разных формах: молчание, демонстративный уход, полный отказ от дружеского общение, переход к чисто деловым отношениям, игнорирование партнера, затаенный гнев и т.д. Такая стратегия выхода из конфликта может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности и не стоит тратить силы на столкновение или же отсутствуют условия для эффективного разрешения конфликта.
В1: Стиль приспособления. Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером. Главный тезис этого стиля: "Ребята, давайте жить дружно!" Поведение, характерное для этого стиля проявляется в различных формах: человек стремится сделать вид, что никакого конфликта нет, все в порядке; смиряется с поступками партнера ради сохранения мира; таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности отомстить.
В результате применения стратегии приспособления отрицательные эмоции внешне не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно неразрешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого могут быть разрушительными для межличностных отношений. Однако подобный стиль вполне приемлем, если речь идет о разногласиях по незначительному поводу и нет смысла обострять отношения. Возможна форма приспособления и в том случае, если человек не обладает достаточной властью, чтобы отстоять свою позицию.
Всегда следует помнить, что соглашаясь со своим партнером или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и сохранить гармонию отношений.
В2: В самом общем смысле компромисс - это способ разрешения конфликтной ситуации через предоставление взаимных уступок. В этой стратегии решения конфликта, в отличие от других, ни одна из сторон не остается в выигрыше, но ни одна не остается и в проигрыше. Зачастую для сохранения отношений с людьми именно такая форма выхода из конфликта оказывается самой действенной.
В1: Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
В2: Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон. Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.
В1: Чаще всего конфликты возникают от неумения реагировать на критику – это почти всеобщая беда. Между тем, существуют различного рода алгоритмы, приемы, позволяющие перевести даже самые жесткие нападки в русло конструктивных переговоров.
В2: С одним из таких приемов мы вас познакомим. Это метод “Словесное дзюдо” - алгоритм реагирования на критику.
В1: Данный алгоритм состоит из трех шагов:
Шаг первый: Сочувствие. Даже если критика кажется полностью несправедливой, все равно надо с сочувствием задавать уточняющие вопросы, как можно точнее определить позицию критика.
В2: Шаг второй: Разоружение критики. Если кто-то стреляет в Вас, то Вы можете:
– отстреливаться, что вызывает более яростное нападение;
– убежать, избежав пуль, что означает для Вас унижение и потерю самоуважения;
– умело обезоружить врага – наиболее совершенный путь. Как это сделать? Вне зависимости от правильности утверждений критика, нужно найти способ согласиться с ним
В1: Шаг третий: Ответная реакция и переговоры.
В2: Вот пример успешного “поединка” с использованием “словесного дзюдо”:
– Доктор, Вы - ничтожество.
– Временами я это ощущаю, иногда я совершенно неправильно подхожу к вещам.
– Ваше лечение не приносит ничего хорошего.
– Но у меня есть шансы для улучшения.
– Да Вы глупы.
– Существует много людей способнее меня, да, я уверен, что я не самый лучший в мире человек.
– У Вас нет искренних чувств к пациентам, Ваша терапия искусственна и тупа.
– Я не всегда отзывчив и внимателен, как мне хотелось бы быть, иногда мои методы выглядят непривлекательными.
– Вы - не специалист, Ваша книга - сборник отбросов. Вы недостойны доверия и некомпетентны в моем случае.
– Я искренне извиняюсь за произведенное впечатление. Сложившиеся отношения беспокоят Вас и не дают полностью доверять. Вы абсолютно правы, мы не сможем работать вместе, пока не добьемся взаимоуважения.
К этому моменту критик обычно теряет весь пыл. Так как нет ответов ударом на удар, а наоборот, только согласие, то нападающий быстро бросает оружие. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для общения.
В1: Основная ошибка, когда нас критикуют, - это неисправимое желание защищать себя от любых несправедливых нападок. Кто поддается такому желанию, тот вскоре замечает усиление атак со стороны критика.
В2: Проведем небольшую тренировку по “словесному дзюдо”. Необходимо разбиться на тройки. Один - выступает в роли критика. Второй - мастер “словесного дзюдо”. Третий - эксперт. У критика должны быть какие-то реальные основания для нападок, в крайнем случае, подключите свое воображение. Организуйте общение в соответствии со своими ролями.
Эксперт будет оценивать, насколько удалось реализовать алгоритм “словесного дзюдо”. время работы 3 мин .В1: Уважаемы эксперты выскажите ваше мнение о работе ваших подгрупп?
В2: Спасибо всем , а теперь давайте еще раз вернемся к началу ЧКР и посмотрим видео фрагмент. Ответьте на вопросы:
в чем суть конфликта?
Возникла ли конфликтная ситуация? Возникали ли отрицательные эмоции?
Как возможно разрешение этого конфликта?
В1: Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятная как сама жизнь. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
В2: Разработанные практическими психологами «Заповеди поведения в конфликтной ситуации»(приложение 15, слайд 12) очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ. В этом слове количество букв соответствует количеству заповедей:
К – критику по возможности устранить!
Она нежелательна, ибо выступает в роли психологического топора или зеркала, в котором человек выглядит уродом. В случае неизбежности критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.
В1: О – ответственность на 100 % брать на себя! Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».
Н- непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!
Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.
В2: Ф – фон конфликта не расширять!
Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!
Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).
По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
В 1: И – интересы искать общие!
Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.
В2: К – конструктивное решение искать сообща!
Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».
Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!
Это психологически мудро и выгодно. Стакан, наполовину наполненный водой, можно рассматривать и как наполовину пустой, и как наполовину полный. Отсутствие мудрости – это не преступление, но потеря многих возможностей.
В1: В конце нашего занятия мы бы хотели бы раздать каждому памятку с формулой успешного решения конфликтов
1. Доброжелательность.
2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
3. Тактичность.
4. Разговор по существу.
5. Поиск компромисса
6. Способность признать свою ошибку
7. Соблюдение чужого персонального пространства
8. Правильный выбор роли
9. Умение слушать и слышать друг друга
10. Справедливость.
В2: Мы надеемся, что сегодняшний разговор не был напрасным и вы узнали что то новое, что вам пригодиться в ваше повседневной жизни. спасибо за внимание.