Методическая разработка семинара — практикума для педагогов Толерантность учителя
Семинар – практикум для педагогов
«Толерантность учителя».
Пояснительная записка.
Развитие толерантности является одной из важных сторон профессиональной деятельности педагога, так как способствует установлению гармоничных отношений как с коллегами, так и с обучающимися, окружающими людьми и целым миром, Толерантность учителя проявляется в отношении к ребенку как к человеку, у которого есть как хорошие, так и плохие черты характера, принимая его таким, какой он есть. Отсюда одна из задач педагога – строить свою деятельность, развивая в ребенке его лучшие черты и ослабляя, ограничивая отрицательные. Толерантность невозможна в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности не только у учащихся, но и у педагогов, является освоение учителем гуманистических принципов общения с детьми и их родителями в организации учебно-воспитательного процесса.
Цели: 1. Знакомство с понятием «Толерантность» в различных культурах.
2. Осознание важности проявления толерантности к ученикам.
Оборудование: ватманы, карандаши цветные, памятки «Толерантность», «Рефрейминг».
Продолжительность: 1ч. 20 мин.
Ход семинара – практикума.
Теоретическая часть.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием – ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Появление понятия «толерантность» связано с эпохой религиозных войн. На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневенский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Что же такое «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»? Понимание толерантности неоднозначно в различных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:
В английском языке – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
Во французском языке – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
В китайском языке – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.
В арабском языке – прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение,… расположенность к другим.
В персидском языке – терпение, выносливость, готовность к примирению.
В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
В русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.
Итак, простыми словами толерантность – это терпение.
Разминка «Идем в гости»
Делимся на группы по 5 – 6 человек.
Возьмите карандаш любого цвета;
Нарисуйте на ватмане свой круг (место и размер круга выбираете сами);
Внутри круга напишите свое имя;
Вокруг имени нарисуйте свои увлечения;
Вокруг круга напишите свой девиз, кредо;
Теперь идем в гости – рисуем от своего круга линии к кругам своих коллег. ОТКАЗЫВАТЬ нельзя. Пускаем к себе всех.
На линиях напишите позитивные пожелания тем коллегам, к которым ведут ваши линии;
Всей группой посмотрите и дайте название своему коллажу;
Представьте свой коллаж.
Обсуждение работы.
Ответьте на вопросы:
- Рассмотрите положение своего круга на листе : в центре, у края, внизу (говорит об уверенности в себе, самооценке).
- Размер вашего круга так же говорит о вашей самооценке.
- Цвет говорит о вашем настроении на данный момент.
- Кто – нибудь спрашивал прежде, чем пойти в гости разрешения?
Вывод: Мы все знаем, что значит проявлять воспитанность, культуру, уважение, но иногда забываем ее проявлять. НО: как мы можем детей научить быть, например, вежливыми, если сами эту вежливость проявлять не будем?
- Есть ли линии через круги? Если есть – это нарушение личного пространства другого человека.
- У того, чьи круги нарушили линии, как вы себя чувствовали, когда через ваш круг проводили линии?
- Как часто мы нарушаем личное пространство учеников?
Вывод: Толерантность – это нечто большее, чем просто терпение, принятие человека другой культуры, другой национальности. Это еще и принятие, проявление терпимости, учет индивидуальностей человека, проявление своего уважения к нему.
Знакомство с новым приемом.
- Каких людей нам принимать и понимать легко? (добрых, вежливых, воспитанных и пр.)
- А каких людей принимать сложнее? (невоспитанных, наглых, ленивых и пр.)
- Сложность заключается в том, что именно этим детям чаще всего нужно наше понимание, наша помощь, наша толерантность.
Рефрейминг – термин из раздела психологии – НЛП. В переводе с англ. яз. означает – изменение рамок (учит смотреть на многие вещи совершенно по -другому.
Рефрейминг учит смотреть на любую ситуацию с двух сторон – как с отрицательной так и с положительной.
Главное – заметить положительное в любой ситуации, и сконцентрироваться на этом положительном.
Например, отрицательная черта – лень. Ее плюсы – человек не переработает, не перенапряжется, сохранит свои силы, а значит и здоровье, есть время хорошо обдумать ситуацию, всё не спеша взвесить и принять правильное решение.
Отработка полученных знаний.
1 этап – каждый составляет для себя список качеств, которые раздражают в учениках (список отрицательных качеств), которые категорически не можете принять.
2 этап – в группе составить единый список отрицательных качеств.
3 этап – представить эти качества в положительном смысле.
Обсуждение получившихся преобразований.
4 этап – исходя их того, что у некоторых наших детей есть такие особенности, составить мини – памятку по работе с детьми, имеющими такие особенности.
Обсуждение полученных памяток.
Подведение итогов.
Закончить семинар –практикум хочется словами Конфуция: «Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»
Обратная связь «Синквейн».