Технологическая карта урока математики на тему Площадь.Сравнение фигур по площади (3 класс)
Пояснительная записка
Предмет: математика
Класс: 3
Тема: Площадь. Сравнение площадей фигур.
Цели урока:
Дидактическая: Познакомить с понятием «площадь»; учить сравнивать площади фигур.
Образовательная: Закреплять умение решать задачи изученных видов.
Развивающая: Развивать умение работать самостоятельно, в парах.
Воспитаельная: Прививать познавательный интерес к предмету.
Задачи:
понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнения;
формирование навыков работы с разными фигурами;
формирование навыков выступления перед аудиторией, умения отвечать на вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
учащиеся научатся вычислять площадь прямоугольника по формуле;
решать задачи изученных видов;
пользоваться таблицей умножения и деления.
Метапредметные результаты:
коммуникативные УУД: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.
регулятивные УУД: умеет распределять обязанности работы в паре, умеет ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность. Оценивает свою работу и работу своего напарника. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности.
познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт. Правильно ставит цели и задачи. Делает выводы, умеет рефлексировать, привлекая к себе внимание окружающих.
Личностные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
высказывать и аргументировать свою точку зрения.
.Оборудование:
ТСО: Экран, проектор; презентация к уроку;
Наглядный материал: разноцветные пластиковые и картонные фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Раздаточный материал: таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“.
Формы, методы, приемы: Работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос. Прием „Взаимопроверка“, таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“, игра „Верные или невреные утверждения“, прием „Синквейн“.
Тема «Площадь. Сравнение площадей фигур» изучается 1 час, входит в раздел «Табличное умножение и деление», подраздел «Площадь. Единицы площади»
Технологическая карта открытого урока
Учитель Николаева Н.Н.
Класс 3
Предмет Математика
Тема Площадь. Сравнение площадей фигур
Тип урока Прохождение новой темы
Цели Дидактическая: Познакомить с понятием «площадь»; учить сравнивать площади фигур.
Образовательная: Закреплять умение решать задачи изученных видов.
Развивающая: Развивать умение работать самостоятельно, в парах.
Воспитаельная: Прививать познавательный интерес к предмету.
Задачи понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнения;
формирование навыков работы с разными фигурами;
формирование навыков выступления перед аудиторией, умения отвечать на вопросы.
Оборудование ТСО: Экран, проектор; презентация к уроку;
Наглядный материал: разноцветные пластиковые и картонные фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Раздаточный материал: таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“.
Формы, приемы, методы Работа в парах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, прием „Взаимопроверка“, таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“, игра „Верное или неверное утверждение“, прием „Синквейн“.
Интеграция предметов Литературное чтение
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Учащиеся научатся сравнивать площади фигур способом наложения;
решать задачи изученных видов;
пользоваться таблицей умножения и деления. Метапредметные результаты:
коммуникативные УУД: умеет договаривать с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.
регулятивные УУД: Умеет распределять обязанности работы в паре, умеет ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, работу в паре. Оценивает свою работу и работу своего напарника, а также и других пар.
познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт. Правильно ставит цели и задачи. Делает выводы, умеет рефлексировать, привлекая к себе внимание окружающих. Личностные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока:
№ Эап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД
1 Стадия ВЫЗОВ актуализировать требования к учащемуся со стороны учебной деятельности. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.
Личностные:
эмоционально настраиваются на изучение нового материала.
2 Учитель раздает карточки, после решения задачи просит учащихся проверить друг друга по парам. Несколько учеников получают карточку с заданием. Записывают кратко задачу в таблице и решают ее. В конце происходит взаимопроверка по образцу. Задания: реши задачу
Задача: На 32 руб.купили 4 тетради. Сколько таких же тетрадей можно купить на 56 руб.? Познавательные: умение решать задачу, умение работать по алгоритму решения задач.
3 - организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися Учитель показывает две фигуры разного цвета, одна из картона, другая из бумаги или пластика.
Спрашивает наводящие вопросы, подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке главной цели урока.
Дает всем лист с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои суждения, но подтвердить их фактами или обосновать аргументами пока не могут. Дети приходят к выводу, что нужны «новые» знания.
С помощью учителя формулируют тему, ставят цель урока.
Дети заполняют таблицу «ЗХУ» 1-й столбик – «Знаю» - По каким признакам можно сравнить эти фигуры? (по форме: квадрат и прямоугольник, по высоте – прямоугольник выше квадрата, по ширине – квадрат шире прямоугольника, по цвету –квадрат синий, прямоугольник-красный, по материалу – картон, пластик)
- Как вы думаете, на какую фигуру материала израсходовали больше? Докажите. (На квадрат, так как в нем маленьких квадратиков больше, чем в прямоугольнике)
- А кто из вас знает, как называется этот признак? (ответы детей)
- Проверьте свои предположения.
Слайд
- Какая тема урока сегодня?
- Какую цель и задачи ставим?
Заполнение 1-го столбика таблицы «ЗХУ» (на слайде) Коммуникативные:
в рамках совместной учебной деятельности слушают других; высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.
Личностные:
проявляют интерес к изучению темы.
Регулятивные:
определяют и формулируют тему, цель урока с помощью учителя.
4 Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ Работа по теме урока - Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.56
- Как можно объяснить, что такое площадь?
- Какие способы сравнения площадей вы узнали?
- Найдите фигуры с одинаковой площадью (треугольники)
- Как вы узнали? (наложили фигуры друг на друга)
- Найдите самую маленькую фигуру (круг. При наложении она оказалась внутри квадрата)
Далее продолжение работы с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Дети читают правило
-Место которое занимает на плоскости.
- На глаз, наложением, подчсетом квадратов, на которое разбита фигура.
- У каждого ученика геометрические фигуры
Дети заполняют таблицу «ЗХУ» 2-й столбик – «Хочу узнать»
Работа по учебнику
2. Практическая работа
Коммуникативные:
в рамках учебной деятельности слушают других, высказывают свою точку зрения.
Регулятивные:
работают по предложенному плану, используя необходимые средства.
Познавательные:
задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи (в рамках доступного); выделяют признаки слова, лексическое значение, подбирают однокоренные слова, синонимы и антонимы
Личностные:
проявляют интерес к способам решения новой частной задачи.
5 Физминутка Отдых Направляет учащихся Личностные:
Проявляют интерес к физическим упражнениям, получают удовольствие от упражнений
6 Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ (продолжение) - Прочитайте задачу.
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Можем ли мы найти длину одной части? Как это сделать?
- Запишите задачи одним выражением
Игра «Верно или неверно»
- Верно ли первое высказывание.
- Верно ли второе высказывание.
- Верно ли третье высказывание.
- К какой фигуре можно отнести это высказывание. - Длину одной части
- 15:3.
Ученик, первым выполнивший задание, записывает выражение на доске: 40: (15:3) = 8 (ч.)
Учащиеся читаю утверждения о фигурах и высказывают верно или неверно.
- Если фигура прямоугольник, то она синего цвета. (верно)
- Если фигура красного цвета, то это круг. (верно)
- Если у фигуры все углы одинаковы, то это треугольник. (неверно)
- К квадрату.
- Учащиеся хором называют ответы Выполнение заданий в рабочей тетради
(Самостоятельное выполнение. Проверка)
Проверка. Ответы записаны на слайде: 34, 54, 9, 50, 40, 18. Самооценка. Личностные:
проявляют интерес к способам решения новой частной задачи;
оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
Познавательные:
задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
слушают других, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
оценивают свою работу по заданным критериям.
7 Стадия РЕФЛЕКСИИ - зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности Учитель просит детей заполнить третий столбик таблицы «ЗХУ» - «Что я узнал».
Затем, используя таблицу просить учащихся ответить на вопросы:
- Самую большую фигуру закрасьте красным цветом.
- Фигуры, которые имеют одинаковую площадь, закрасьте желтым цветом.
- Самую маленькую фигуру закрасьте зеленым цветом. (Проверка работы на слайде)
- Оцените свою работу на уроке.
- Что такое площадь?
- Какие способы сравнения площадей вы сегодня узнали?
- Что сегодня на уроке осталось для вас непонятным?
- За что вы можете себя похвалить? Ученики заполняют третий столбик «Что я узнал сегодня на уроке» в таблице «ЗХУ».
Учащиеся получают листочки, на которых нарисованы геометрические фигуры Этот прием используется для рефлексии. Ученики с удовольствием, опираясь на таблицу высказывают свои точки зрения, делают выводы и т.д.
А это задание дается для подведения итогов урока: для отслеживания познавательных результатов. Личностные:
объясняют самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
Регулятивные:
оценивают свою работу по заданным критериям.
8 Схема:
1) Существительное.
2) Прилагательное, прилагательное.
3) Глагол, глагол, глагол.
4) Предложение - отношение к теме.
5) Синоним к первой строке.
Пример синквейна:
1) Площадь
2) Квадратная, прямоугольная
3) Измеряем, сравниваем, решаем.
4) Сравниваем площади фигур.
5) Поверхность. Синквейн:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
9 Объяснение домашнего задания Четко сформулировать домашнее задание, объяснить Учитель объясняет домашнее задание учащимся Домашнее задание: Рабочая тетрадь: