Программа учебного курса Декупаж


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Название программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Декупаж»
Направление художественно-эстетическое направление
развития личности школьника
Класс, возраст 5-6 класс, 11-12 лет
Количество часов 9 часов
Составитель:
учитель технологии
Подстрешная Ольга Васильевна


 Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план школы. Содержание программы «Декупаж» является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства) в освоении различных видов и техник искусства.
Декупаж – это особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Декупаж позволяет, согласно нашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый нами предмет.
Декупаж - это вид прикладного творчества, название которого происходит от французского слова decoupage, что в переводе значит – вырезать. Если говорить проще, декупаж – это вид аппликации. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника.
Чаще всего для аппликации используют салфетки с рисунком, распечатки, а также специальную рисовую, тутовую бумагу и декупажные карты. Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками. Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что данный вид деятельности наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, стеклом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты.
Декупаж открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну интерьера.
Данная программа общеразвивающая, имеет художественную направленность, адаптированная, рассчитана на возраст детей 11-12 лет.
Цель программы: развитие художественного вкуса и способностей через занятия декупажем.
Задачи программы:
Обучающие:
Дать детям общее понятие о декупаже как виде прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту.
Формировать у детей практические умения и навыки выполнения декупажа: со специальными красками, лаками и инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, тампон и т. д.);
Способствовать освоению процесса выполнения декупажа (вырезание понравившейся детали, или использование салфетки полностью); снятие с салфетки верхнего слоя, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, после высыхания клея закрепление результата при помощи лака.
Познакомить детей с видами декупажа: классический, объёмный, декупаж под обжиг и т.д.Воспитывающие:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера;
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
Словесный метод: объяснение;
Иллюстративный: демонстрация наглядного материала;
Проблемный;
Практический: выполнение работы;
Аналитические методы: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль.
Условия реализации программы
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
помещение – мастерская;
краски акриловые;
прозрачнее акриловые лаки на водной основе;
акриловый грунт;
клей ПВА (клей для декупажа);
инструменты – кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага наждачная, ножницы и др.;клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды.
Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться.
Содержание программы.
1.Введение в программу. Вводное занятие. Правила техники безопасности. ( 1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения о истории декупажа, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о содержании программы.
2. Декупаж на картоне. (2 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения о технике декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе.
Практическая деятельность: Приклеивание салфетки классическим способом.
3. Декупаж на стекле. Декорирование вазочки.(2ч)
Теоретические сведения: Прямой декупаж на стекле. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями.
Практическая деятельность: Декупаж стеклянной вазы.
4. Декупаж на дереве. Декорирование разделочной доски. (2ч.)
Теоретические сведения: Декупаж на дереве.
Практическая деятельность: Декорирование разделочной доски.
5. 3-D декупаж. (2ч.)
Теоретические сведения: технология выполнения 3-D декупаж.
Практическая деятельность: выполнение картины в технике 3-D декупаж.
Выставка работ.
Тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов Теоретич. Практич.
1. Вводное занятие. 1 1 -
2. Декупаж на картоне. 2 1 1
3. Декупаж на стекле. Декорирование вазочки. 2 1 1
4. Декупаж на дереве. Декорирование разделочной доски. 2 1 1
5. 3-D декупаж2 1 1
Итого 9 2 7
Требования к уровню подготовки учащихся
По итогам работы обучения учащиеся должны знать:
– название основных техник декупажа;
– понимать значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно;- названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей;
– виды декупажа, области применения;
– виды декоративных композиций;
– области использования изделий, выполненных в технике декупажа;
– приемы декорирования интерьера.
должны уметь:
– пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
– на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате;
– использовать основные приемы декупажа;
– владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком);
– свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в зависимости от задач декорирования;
- работать со шлифовальной машинкой;
- самостоятельно подбирать правильный номер наждачной бумаги для обработки деревянных поверхностей;
– самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупажа;
– создавать декоративные панно на свободную и заданную тему;
– декорировать любые объекты интерьера;
– свободно владеть различными приемами выполнения обработки деревянных и пластиковых поверхностей в технике декупажа.
Способы проверки результатов освоения программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
 - конкурсов;
 - выставок детских работ.
Литература и источники Интернета
1.http://ru.wikipedia.org. Декупаж2. http://dekupaj.ru/ Декупаж3. Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010.
4. Декупаж: Практическое руководство /Сост.О.М. Климова.– М.: Ниола- Прес, 2009.-32с.
5. Зайцева А.А. Модный декупаж. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.- 80 с.
6. Юсель С. Декупаж: Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2010.-128с.