«Формирование коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

«Формирование коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Дети младшего дошкольного возраста для комфортного пребывания в саду должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками необходимыми для общения со сверстниками. Умение общаться, налаживать контакт со сверстниками способствует преуспеванию в социальном, интеллектуальном развитии, в овладении ребенком различными видами деятельности. В своей группе мы столкнулись с проблемой наличия у детей 3-4 летнего возраста низкой коммуникативной компетенции. Они не могут выразить свои эмоции, чувства, а если выражают то это происходит в резкой форме, дети характеризуются неумением и нежеланием уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней, что приводит к проблемам в общении со сверстниками и с взрослыми. Кроме того сложность в налаживании коммуникации со сверстниками связана и с возрастными особенностями данного возраста. Поэтому проблему формирования коммуникативных компетенций было решено решать через сюжетно-ролевую игру. Сюжетно ролевая игра является самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение с сверстниками. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Если ты покупатель в магазине, то ты должен быть вежлив, знать основные формы приветствия, просьбы. В процессе игры легко усваиваются нормы общения, речевые клеше, моральные нормы. В основном сюжетно-ролевые игры которые использовали, отражали труд взрослых «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья». Для того чтобы игры были интересны, привлекательны и способствовали формированию коммуникативных компетенций создавали, подбирали соответствующие атрибуты к игре, пополняли предметно-игровую среду, содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей. Процесс игры доставлял детям радость, удовольствие самим процессом, дети наряжались в костюмы врача, продавца, учились терпению, умению договариваться в распределении ролей, подборе атрибутов, учились уступать. Потом все проигранные сюжеты, нормы общения стали переносить в самостоятельную игровую деятельность. Если какие-то моменты общения западали, то они снова обыгрывались в сюжетно-ролевых играх. В результате системного применения сюжетно-ролевых игр работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов, у детей улучшились навыки общения, обогатились сюжеты игр, усвоились определенные нормы детского сосуществования.
15