Воспитание у детей 4-5 года жизни положительных взаимоотношений через сюжетно – ролевые игры
Консультация для воспитателей
Воспитание у детей 4-5 года жизни положительных взаимоотношений
через сюжетно – ролевые игры
Выполнила: воспитатель МБДОУ №1 Нерубленко А.В.
Кировск
2015
Содержание
Введение 3стр
1.Теоретическая основа 4стр
1.1.Воспитание у детей положительных взаимоотношений 4-6стр
1.2.Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
6-9стр
Список литературы 10стр
2.Практический материал.
Сюжетно-ролевые игры.
Введение
Актуальность
Начав работу с детьми, я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными. Познакомившись с литературой о нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать нравственные качества личности ребенка с помощью сюжетно-ролевой игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, и воспитывает хорошие манеры. Для формирования нравственных качеств детей, использую сюжетно-ролевые игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – путем решения следующих задач:
1.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
2.Формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками;
3.Развивать любознательность;
4.Развивать игровую деятельность детей.
1.Теоретическая основа.
1.1.Воспитание у детей положительных взаимоотношений.
Дошкольный возраст важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у детей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. С момента перехода детей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность, принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. Дети должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками. Одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением. К четырём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь .Включая ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Сначала воспитатель, воспитывает у детей умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки. Потом закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание не длительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными. Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у детей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим. Воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У детей дошкольного возраста достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: Так можно, а так нельзя, они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы быть нужными другим (сверстникам, взрослым).Дети даже четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства детей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений. Таким образом, уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Педагоги учитывают потребность детей в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных детей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре.
1.2.Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр. Для того чтобы отобразить в игре, какие либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями:
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3) усвоение способов построения сюжета.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Игра дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю-удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно- воспитание ребенка. Сюжетно- ролевая игра , игрушка и игрушки-заместители неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Он совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка - верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Сюжетно- ролевая игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Сюжетно- ролевая игра – это такой вид деятельности, который не утомляет детей, а формирует познавательную активность. Вопросы морали всегда трудны для ребёнка , отсюда необходимо представить их в такой форме , чтобы детям хотелось их воспринимать и усваивать.
Список литературы
1.Е.А.Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.
2.Е.А.Алябьева «Новый детский сад с любовью»-ООО «ТЦ Сфера»,2011г.3. Бабанский Ю.К. «Педагогика». - М., - 2008г.4. Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 2007г.5.Л.Н.Галигузова «Развитие игровой деятельности»-Издательство «Мозаика-Синтез»,2008г.6. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 2008г.7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М, 2008г.8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-2010г.9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2008г.10. Азбука нравственного воспитания / Под ред.И.А Каирова., О.С.Богданова.3-е изд.-М.,Просвещение, 2009г.11. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.В. Запорожец.- М., Педагогика, 2007г.12. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение, 2008г. 2006г.13. Нравственное воспитание / Под ред. Свадковский И.Ф. 4-е изд.-М., Педагогика 2009г.
Программа воспитании и обчения в детском саду – «Мозаика-Синтез»2011г.
2.Практический материал.
Сюжетно-ролевые игры.
«Семья».
Цели:
Учить детей проявлять чуткое , ласковое отношение к самым близким людям –маме , папе , бабушке . дедушке;
Формировать у детей интерес к своей семье и учить делится с ними своими впечатлениями;
Развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением
Учить детей понимать эмоциональное состояние своих близких.
В этой игре ребенок может изображать маму, папу , бабушку ,дедушку .няню ,воспитателя ,которые ласкают , забавляют малыша.
2.2.»Детский сад».
Цели:
Дать знания о службах, которые организуют жизнь детей в ДОУ , значимости их деятельности; уточнять ранее полученные представления;
Создать положительный эмоциональный климат в группе;
Развивать навыки общения;
Вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий;
Способствовать профилактике социальной дезадаптации .
Эту игру можно обыграть , предлагая детям взять роль (повара , прачки , кастелянши , заведующей , медсестры , воспитателя , мл.воспитателя )
2.3.«Больница».
Цели:
Воспитывать у детей навыки партнёрского общения;
Учить внимательно слушать говорящего;
Формировать умение понимать внутреннее состояние человека;
Помочь ребёнку посещать врача, преодолевать негативные переживания, связанные с недомоганием , болью , лечением .
Можно предложить ребенку вступить в роль (врача, пациента, медсестры, шофера скорой помощи.)
2.4.«Магазин».
Цели:
Формировать у детей навыки культурного поведения , учить употреблять в речи вежливые слова(спасибо , пожалуйста , здравствуйте , до свидания ,извините );
Развивать внимание, память, элементарные трудовые умения , фразовую речь
В этой игре ребёнок может быть покупателем, продавцом, шофёром .
2.5. « Шофёр».
Цели:
Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций;
Учить детей пользоваться общими вещами и игрушками , уступать друг другу и считаться друг с другом , уместно употреблять различные формы извинения;
Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.
Входе игры можно использовать разные виды транспорта , а также можно предлагать детям разный ход игры:
Возить на грузовых машинах продукты в магазин;
Подвозить строительные материалы на стройку;
Устаивать гонки на автомобилях;
Катать игрушки на машинах, возить их в гости т, в магазин, в больницу, ехать самим в путешествие и пр.;
Чинить машину;
Мыть автомобиль.
2.6. «Парикмахерская».
Цели:
Продолжать развивать детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения;
Расширять диапазон эмоций у детей через понимание и переживание чувства радости;
Формировать умение согласовать свои действия с желаниями других детей.
В этой игре ребёнок может взять на себя роль:
Парикмахера, посетителя, визажиста, косметолога, директора парикмахерской и пр.
13PAGE 15
13PAGE 142115