КОНСПЕКТ УРОКА ПОДГОТОВКИ К ТВОРЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ С ОПОРОЙ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ ДЛЯ 11 КЛАССА
УРОК ПОДГОТОВКИ К ТВОРЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ С ОПОРОЙ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ.
Класс – 11-ый общеобразовательный.
Тема: Урок подготовки к творческому сочинению с опорой на художественный текст по теме направления «Любовь».
В чём, по-вашему, должна проявляться родительская (сыновья, дочерняя) любовь?
Технология - комплексная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, парты поставлены для групповой работы, на них пока закрыты таблички с названиями произведений, по которым будут работать группы. Есть дополнительные столы для тех, кто возьмёт себе другие произведения.
Средства обучения: тексты художественных произведений; толковый и орфографические словари, словари литературоведческих терминов и литературных героев; дидактический материал: а) на интерактивной доске – алгоритм работы над сочинением (автор - Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение»); б) на столах – таблички для создания читательского дневника и рабочих материалов к сочинению; в) распечатка видов вступлений и возможных путей раскрытия содержания темы.
Цель урока – продолжить работу по подготовке к итоговому сочинению с опорой на художественный текст.
Задачи урока:
1. Познавательные:
а) повторить теоретические понятия «тема» и «микротемы текста», его «основная мысль»;
б) повторить тип речи «рассуждение» и его композицию;
в) познакомить с разными вариантами начала и конца сочинения, форму-лировкой проблемы и введением аргументации (отказ от клише и поиск самостоятельных решений).
2. Практические:
а) закрепить знания о типе речи «рассуждение» и его особенностях;
б) продолжить формирование умения отбирать и систематизировать материал по определённой теме и проблеме, создавать и редактировать собственный оригинальный текст на заданную тему.
3. Общепредметные:
а) воспитывать интерес к предмету в ходе размышлений над содержанием дидактического материала и работы над сочинением-рассуждением;
языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
моральные качества школьников (стремление к созидательной деятель-ности на благо людей, способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним);
б) развивать память, логическое мышление (мыслительные операции), речь, способности, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно подбирать и систематизировать материал по определённой теме, создавать и редактировать оригинальный текст на заданную тему.
Оформление доски.
Интерактивная доска – алгоритм работы над сочинением.
Доска:
1) слева в столбик – 5 направлений итогового сочинения:
I. Время.
II. Дом.
III. Любовь.
IV. Путь.
V. Год литературы.
2)на остальной части доски – тема урока « Урок подготовки к творческому сочинению с опорой на художественный текст».
позже – тема сочинения (учитель): «В чём, по-вашему, должна проявляться родительская (сыновья, дочерняя) любовь?»
композиция сочинения-рассуждения (ученик).
Предварительное задание классу:
Повторить содержание следующих изученных произведений (2 обязательно):
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
И.А.Гончаров «Обломов»
А.Н.Островский «Гроза»
А.П.Чехов «Вишнёвый сад»;
2-3 ученика получают индивидуальное задание: по любым источникам найти
5-6 произведений, в которых звучит тема «Отношения родителей и детей», записать фамилию, имя, отчество автора, название произведения, имена героев (можно в табличку). Желательно, чтобы часть из них была из современной литературы.
Ход урока.
I. Оргмомент (учащиеся садятся за столы пока в произвольном порядке)
II. Основная часть урока.
1. Включается проектор – учащиеся смотрят 2 небольших эпизода, подходящих к теме сочинения, из экранизаций литературных произведений. Например, когда Наташа Ростова забирается к матери в постель и между ними идёт откровенный разговор; старый князь Болконский учит княжну Марью. Могут быть и другие, желательно контрастные.
Вопрос учителя: Что объединяет эти 2 эпизода?
Ответы учащихся: Тема «Родители и дети», разные отношения между ними и т.д.
2. Вступительное слово учителя: Вы учитесь в выпускном классе и знаете о том, что уже второй год перед сдачей ЕГЭ нужно написать итоговое сочинение по литературе. На этот год определено 5 направлений для данной работы (см. слева на доске). Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по третьему направлению. Как оно называется? («Любовь»).
Вы с интересом читали произведения о любви между мужчиной и женщиной, родители и школа стараются воспитать в вас любовь к большой и малой родине. А думали ли вы когда-нибудь над вопросом : «В чём, по-вашему, должна проявляться родительская (сыновья, дочерняя) любовь?» (Записываю тему на доске – учащиеся в тетрадях).
3. Работа по подготовке к написанию сочинения.
Вопросы:
1) Что нужно сделать, чтобы качественно выполнить работу – написать хорошее сочинение? (См. алгоритм работы над сочинением на интерактивной доске или у себя на столе. Первый шаг. Второй шаг.) - Учащиеся читают формулировку темы и определяют опорные слова («родительская любовь»).
2) Какой, на ваш взгляд, тип речи надо использовать при написании сочинения? (Рассуждение.)
Задание: вспомним особенности композиции сочинения-рассуждения (один учащийся записывает её на доске под темой).
3) Какие произведения художественной литературы позволяют нам раскрыть эту тему? – Ответы учащихся.
4) Возможно ли использовать в сочинении материал из всех перечисленных произведений? Почему? (Из-за ограничений во времени, из-за разных точек зрения на этот вопрос…) А ещё почему? Потому что выбор произведения должен определяться не симпатиями к автору, а хорошим знанием литературного текста.
5) Почему для подготовки к сочинению я предложила повторить именно эти произведения? (Недавно изучены, невелики по объёму – легко вспомнить содержание и подобрать материал.)
4. Работа в группах. Учитель предлагает учащимся поделиться на группы в зависимости от того, какое произведение они лучше знают (открываются таблички на столах – ребята пересаживаются. Помощники раздают заранее приготовленные тексты).
План работы групп:
1) общее обсуждение темы и главной мысли;
2) распределение «ролей»:
а) работа над читательским дневником к теме;
б) написание вступления и заключения,
в) составление плана и запись тезисов,
г) поиск ещё одного художественного произведения для наиболее убедительной аргументации сформулированной группой идеи…
5. Выступление групп со своими материалами и обсуждение их всем классом (во время выступления одной группы другие учащиеся наиболее понравившиеся аргументы и т.д. могут записывать себе в табличку, пополняя рабочие материалы).
6. Подведение итогов работы.
Вопросы:
1) Нашли ли вы ответ на вопрос, заключённый в теме сочинения?
2) Выступления учащихся других групп помогли вам в подготовке к сочинению? Как? Чем?
Задание: попробуйте сделать общий вывод из того, что узнали на уроке. (Проблема вечная. Нет одной точки зрения, т. К. у разных людей разное представление о счастье их детей…)
III. Сочинение-рассуждение по разобранной на уроках теме.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Читательский дневник
Автор и название произведения Тезис - ответ на поставленный вопрос и опорные слова Цитаты
Образец сочинения
Табличка для подбора и систематизации материала
№ п/п Тезис – мой ответ на поставленный вопрос (ЭТО я буду доказывать аргументами) Высказывание для вступления Аргументы (произведения, краткие пояснения и цитаты) Заключение
Виды вступлений.
Высказывание своего взгляда на проблему.
Вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору.
Обоснование причин обращения к этой теме. Использование оригинальной цитаты, обращённой к читателю.
Проведение анализа какого-нибудь понятия, входящего в формулировку темы.
Оформление вступления в виде риторических вопросов.
Проведение экскурса в историю и т.д.
Пути раскрытия содержания.
Аргументация, доказательства, подтверждающие тезис.
Можно идти от конкретного к обобщению и наоборот:
от общего к детальному рассмотрению
Приложение 1.
Читательский дневник к теме «В чём, по-вашему, должна проявляться родительская (сыновья, дочерняя) любовь?»
№ п/п Автор Название Ключевые слова Главная мысль (идея) произведения и проблемы Главные герои Наиболее важные цитаты
1. Д.И.Фонвизин «Недо-росль» Слепая, животная любовь к сыну; безнадёжно испорченные воспитанием
недоросли; бессердечие, невежество, низкопоклон-ство перед заграницей. «Вот злонравия достойные пло-ды!»
Проблемы: власти, крепостного права, воспитания, образования. Г-жа Простакова, Правдин, Стародум, Митрофан, Скотинин, Софья. «Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит». «Нашед деньги, ни с кем не делись». «…пока Митрофанушка ещё в недорослях, пота его и понежить…» «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофа-нушка». «Да отвяжись, матушка, как навя-залась…»
2. А.С.Грибоедов «Горе от ума» «ум», горе, ханжество, низкопоклон-ничество, чинопочита-ние, чуже-властье мод. Цель жизни – богатство. Сильные задатки, загублена. «Протест против гнусной расейской действии-тельности…»
В.Г.Белинский
Проблемы:раболепия перед чу-жим и презре-ние к русскому; проблема «ума»,т.е. чело-века передовых политических убеждений, проблема воспитания в дворянском обществе…про-блема родительской любви. П.А.Фамусов
Софья Павловна
Чацкий
Молчалин
Скалозуб «Глаза ей портить не годится, и в чтенье прок-от не велик…»
«Кто беден, тот тебе не пара». «Как все
московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами…» «Тот нищий, этот франт-приятель;отьявлен мотом, сорванцом; что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» «Будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых, - тот и жених». «Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; подалее от этих хватов, в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» «В ней сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости…Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (И.А.Гончаров).
3. А.С.Пуш-кин «Дубров-ский» Женился по любви, овдовел, беден и независим, «не щадил ничего» для сына. Андрей Гаврилович Дубровский
Владимир Дубровский
Троекуров «Бедному дворянину… лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказ-чиком избалованной бабёнки». «Отец не щадил ничего для приличного его содер-жания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать». «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце».
4. И.С.Турге-нев «Отцы и дети» Брак по любви, образование, стремление жить в ногу со временем, интерес к жизни сына, духовная близость, любовь –радость общения; любовь – святая, преданная, но чрезмерная, мешающая жить по –своему. Проблема «отцов» и «детей»; проблема дальнейшего развития России (кто «поведёт» и каким путём).
Что такое родительская любовь? Всегда ли она во благо? Николай Петрович Кирсанов, Аркадий Кирсанов, Евгений Базаров, старик Базаров, Арина Власьевна «весело отвечая на отцовские ласки» (Аркадий), «Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцело-вал его в щёку». «Я на-деялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием». «В кои-то веки батюш-ку-то моего, голубчи-ка-то, Енюшеньку…»- и не разжимая рук, она отодвинула от Базаро-ва своё мокрое от слёз, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то бла-женными и смешными глазами…» «Уеду отсюда завтра. Скучно: работать хочется, а здесь нельзя…У вас по крайней мере запереть-ся можно». «Я рабо-тать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне». «Васиий Ивано-вич теперь только что не прятался от него и жену свою удерживал от всяких лишних изъявлений нежности».
5. И.А.Гонча-ров «Обломов» Обломовщи-на, её разру-шительное действие, «тепличное» воспитание, атмосфера любви и чрезмерной опеки. Трагична судь-ба человека, жизнь которого берёт своё на-чало в непра-вильном воспитании. Всякая ли любовь во благо? Какой должна быть любовь роди-телей? Как она влияет на дальнейшую судьбу героя? Штольц,
Обломов, родители Обломова и Штольца «Няня ждёт его про-буждения. Она начи-нает натягивать ему чулочки…умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери». «Мать осыпала его страстны-ми поцелуями, потом осмотрела его жадны-ми, заботливыми гла-зами».
«Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтвержде-нием няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовав-шееся дурною репутацией».
«…все в доме были проникнуты убежде-нием, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая пре-града к ученью на всю неделю».
6. А.П.Чехов «Вишнёвый сад» Старые осно-вы жизни, «нескладная» жизнь, неуме-ние любить и слышать дру-гих, долг, от-ветственность будущее, те-ряют значе-ние родст-венные связи. Гибель старого уклада жизни. Проблемы: будущего России; кто поведёт страну в это будущее; только ли положительные изменения несёт в себе гибель старого уклада; проблемы одиночества, внутреннего разлада персонажей. Раневская, Аня, Варя «Вчера было много денег, а сегодня мало». «Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно...» «…потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей...» (Утирает слезы.) «Родные мои... (Обнимая Аню и Варю.) Если бы вы обе знали, как я вас люблю. Садитесь рядом, вот так».
«Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой». « Любовь Андреевна. Что ж со мной, глупой, делать! Ермолай Алексеич, дайте мне ещё взаймы!» «Девочка моя, скоро мы увидимся... Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения - да здравствует бабушка! - а денег этих хватит ненадолго».
7. А.Н.Островский «Гроза» Самодурство, «жестокие нравы» ханжество, домострой, бесправие, угнетение человеческо-го достоин-ства, вобода, гроза. Просыпающее-ся в людях чув-ство собствен-ного достоин-ства, стремле-ние к свободе и независимости начинает угро-жать «тёмному царству». Проблема жиз-ни одарённых, с чувством собст-венного досто-инства и естест-венными стрем-лениями людей в «тёмном цар-стве». Могут ли вообще быть в таком обществе какие-либо положительные чувства, в том числе и истин-ная любовь родителей к детям? Кабанова Тихон Варвара
Катерина «Кулигин. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». «Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает». «Кабанова. Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь».
«Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». «Да здесь все как будто из-под неволи».
Сложный тезисный план.
I. Вступление.
1. Что такое родительская любовь и какова её роль в жизни человека.
2. В художественной литературе много произведений, где поднимается эта проблема.
II. Ненастоящая родительская любовь.
Слепая, чрезмерная любовь и опека не идет во благо.
Кабаниха из любви и добра «пилит» своих домашних («домашних заела совсем»).
Любовь на словах. Раневская, не думая о судьбе своих дочерей, забирает последние деньги и уезжает, при этом утверждая, что она очень любит их.
III.В чём должна появляться настоящая родительская любовь?
Нет полного ответа в одном произведении.
Истинная любовь предполагает воспитание положительных качеств в ребёнке.
Истинная любовь предполагает сохранение духовной близости с ребёнком на протяжении всей жизни (Николай Петрович «надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием»).
IV. Заключение. Любовь родителей - это не только забота о детях, но и подготовка к самостоятельной жизни и душевная близость на всю жизнь.
Приложение 2. Образец сочинения
В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
Что такое родительская любовь? Всегда ли она есть у родителей по отношению к детям? Как она проявляется? Всегда ли эта любовь во благо? Какова её роль в жизни человека? Какой, на мой взгляд, должна быть истинная родительская любовь? Эти вопросы возникли у меня после прочтения заинтересовавшей меня темы. Попробую разобраться в некоторых из них.
Итак, родительская любовь. А что это такое? Над этим вопросом думали и думают люди уже много веков. Доказательство тому – наша художественная литература, в произведениях которой среди других очень часто поднимается и проблема родительской любви. Почему? Потому что родители очень хотят своим детям счастья в жизни, а представление о нём у людей разное.
Мне кажется, что любовь родителей начинается с заботы о детях, с желания оградить их от всех бед, уберечь от болезней. Так и поступает мать Ильи Ильича Обломова, когда он был ребёнком. Утром она «осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару?.. Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». Казалось бы, такая любовь и забота должны быть во благо ребёнку, но маленькому Илье не позволяли вообще ничего делать самому, даже умываться. К тому же в этой семье не привыкли трудиться, а науку считали необязательным аспектом человеческой жизни и под любым предлогом оставляли сына дома. Чрезмерная любовь и опека привели к обратному результату: Илья вырос инертным и апатичным, не способным к самостоятельной и активной жизни. Родительская любовь сломала ему всю жизнь.
По мнению Л.Н.Толстого, «любить вообще значит делать доброе». Вот и главная героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза» Кабаниха утверждает, что она добра только желает детям своим и поступками её движет только любовь: «От любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить». Но такое «добро» и такая «любовь», выражающиеся в постоянных попрёках, поучениях и недовольстве, привели к тому, что дети не любят свою мать, мечтают вырваться из-под её власти на волю. Жизнь в семье строится на обмане и лжи. Разве можно такие отношения, когда угнетается человеческое достоинство, считать построенными на любви родителей к детям? Нет.
Совсем не похожа на Кабаниху героиня пьесы А.П.Чехова Любовь Андреевна Раневская – умная, чувствительная, отзывчивая и добрая женщина. Вот она-то, кажется, и должна обладать настоящей родительской любовью. И, действительно, Раневская говорит своим дочерям: «Если бы вы знали, как я вас люблю». Но… тут же легкомысленно тратит последние деньги, когда домашним жить не на что, заявляя: «Что же со мной, глупой, делать!» Не думая о судьбе своих дочерей, она опять уезжает в Париж к любовнику, забрав себе деньги, полученные от ярославской бабушки Ани. Есть ли у неё родительская любовь? Наверное, если и есть, то какая-то сентиментальная и больше на словах. У Раневской отсутствует чувство долга и ответственность перед самыми близкими людьми
И такую «родительскую любовь» нельзя, на мой взгляд, считать настоящей.
Так в чём же должна проявляться настоящая родительская любовь? Есть ли положительный ответ на этот вопрос? Мне кажется, что в одном каком-то литературном произведении полного ответа нет. И я попробую «собрать» его на основе нескольких.
Да, действительно, надо заботиться о здоровье своего ребёнка, почаще ласкать его (как мать Обломова), говорить о своей любви к нему (как Раневская). Но очень важно подготовить ребёнка к успешной взрослой жизни, как это сделали родители Штольца, которые, несомненно, любили своего сына. И именно любовь Андрея Петровича Гринёва к единственному сыну Петруше повлияла на решение отца послать его на службу в Оренбург, так как «чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон» И напутствие дал в самостоятельную жизнь: «Береги честь смолоду».
Мне очень хочется ещё привести в пример родительскую любовь Николая Петровича Кирсанова к своему сыну Аркадию. Он любил сына вдвойне, так как рано умерла его любимая жена. Но несмотря на огромную свою родительскую любовь, он не оставил сына при себе, а повёз в университет. Но – мудрый человек – «Прожил с ним три зимы в Петербурге,.. стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия», чтобы не потерять духовной связи с сыном. Дождавшись его возвращения, Николай Петрович надеется «тесно и дружески» сойтись с ним. Доказательством того, что такая родительская любовь принесёт самые положительные «плоды», является эпизод разговора отца и сына по дороге домой, когда «Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щёку» - он любит отца и очень рад, что они снова вместе.
Итак, я попыталась ответить на вопрос, в чём должна проявляться родительская любовь. На мой взгляд, в детские годы – в заботе о здоровье, душевном комфорте, ласке, защите от бед. А потом – в подготовке к самостоятельной успешной жизни, где среди прочего необходимы хорошее образование и умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Но теперь уже взаимная забота, душевное тепло, внимание и понимание, помощь в трудную минуту должны объединять родителей и детей. Ответ на настоящую родительскую любовь - это любовь детей к родителям.