Взаимосвязь психологических и дидактических концепций обучения
Взаимосвязь психологических и дидактических концепций обучения.
Резниченко Людмила Александровна
учитель физики
Гимназия №8 г.Тихорецка
Что волнует нас учителей физики кроме недостаточного количества недельных часов?
Потеря мотивации к обучению у сравнительно большого количества учащихся.
Каким образом построить обучение так, чтобы ученик был, не только заинтересован самим предметом, но и имел бы необходимую мотивацию к качественному овладению знаниями науки физики?
Имея богатый дидактический материал, наработанный мною за все годы преподавания, мне хотелось изучить взаимосвязь психологических и дидактических концепций обучения. Поэтому я решила обратиться к дистанционным курсам повышения квалификации по темам: «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики» и « Олимпиадный материал в повседневной работе преподавателя физики».
Исторически сложившаяся проблема взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и доведения их до школьной практики может быть решена посредством разработки и внедрения технологий обучения.
Я считаю, что вооружение учителя психологическими и дидактическими идеями является условием необходимым, но недостаточным. Для полной практической реализации психолого-педагогических концепций в школьной практике необходимы соответствующие этим идеям технологии обучения, доведенные до уровня дидактического раздаточного материала, предоставляемого учителю в количестве, достаточном для организации работы класса учащихся. Я считаю, что внедрение психодидактических технологий позволит мне решить ряд задач обучения, и, прежде всего,- повысить уровень мотивации учения и системности знаний.
На протяжении всего периода работы в данном учебном заведении из года в год я имею победителей городских, зональных, краевых, а также Российских и Всероссийских олимпиад. Поэтому мне хочется углубить свои знания по подготовке одаренных детей, т.к. тексты олимпиадных задач высокого уровня, и они отражают независимый от учебных программ взгляд на явления и процессы. Эта особенность служит развитию тематики моего самообразования. Выбранные мною предлагаемые курсы дистанционного обучения содержат практические материалы для ведения уроков и семинаров.
Например, я могу Вам предложить структуру, т.е. этапы процесса обучения с применением методологических подходов:
1)постановка конкретных дидактических целей;
2) выявление психических функций личности, способствующих достижению этих целей;
3) оперативное преобразование учебного материала к виду, дающему возможность реализовать выбранные психические функции личности и достигать дидактические цели;
4) выбор методов и средств, дающих возможность приведения учащихся в психическое состояние, способствующее с помощью преобразованного учебного материала в оптимальном режиме усваивать нужные знания и формировать понятия.
Я полагаю, что каждый учитель, прежде чем преступить к тематическому планированию, должен ясно себе представлять эти этапы.
15