Эссе «Инновации в образовании» «Школа для детей, школа для родителей» ( из опыта работы)
Эссе
«Инновации в образовании»
«Школа для детей, школа для родителей»
( из опыта работы)
Каримова Софья Валентиновна, заместитель директора по УВР,
МБОУ « СОШ №1», г. Глазова, Удмуртская республика
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Макаренко А. С.
Какая прекрасная дата – 1 сентября. Солнечный, тёплый радостный день, кругом цветы и белые банты, настроение и мысли в этот день только приятные и радостные. Затаив дыхание, первоклассники сидят на своем первом в своей жизни уроке. Мы, учителя вглядываемся в их глаза. Они такие разные: синие, зеленые, серые, карие. Но все одинаково умные, внимательные, искренние, доверчивые.
Вместе со своими детьми школьный порог переступают и родители. С такими же разными чувствами и эмоциями от радости до тревоги. Наверно потому, что и им, придётся учиться вместе с их детьми.
Вот и мои первые воспоминания детства, все – таки, связаны именно со школой. У каждого из нас было своё безоблачное детство. Я родилась в обычном маленьком городке Удмуртии – городе Глазов. В обычной среднестатистической семье: мама учитель, папа – инженер. Мама… всю жизнь рядом – рука об руку или просто в мыслях, телефонных звонках и снах. И было бы странно, если бы я выбрала другую профессию. Мне все время хотелось быть похожей на маму, быть такой же статной, сильной, уверенной в себе и преданной своему делу. Можно сказать, что именно семья способствовала моему профессиональному выбору.
В последние годы много говорится об инновациях в российском образовании, о значимости роли в жизни нашего общества, а также о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться, чтобы российская система образования снова стала самой лучшей, самой эффективной и самой современной. На мой взгляд, кризис современной школы ярко начал проявляться в начале XXI века, когда стало наиболее очевидным, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, исчерпала свои ресурсы, а темп нарастания знаний становился таким, что школа не могла успевать за ним. В то же время не развивались способности, необходимые выпускникам школы для принятия обоснованного решения относительно дальнейшей образовательной траектории, осмысленного самоопределения на рынке труда.
И можно без труда проследить историю нашей страны через призму изменений в области образования: великие реформы Петра Великого и появление системы профессионального образования во времена его правления, его мечты о всецелом образовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы) во времена правления Александра II. Уже в эти годы все учебники школ утверждались централизованно – в ученом совете Министерства народного просвещения. В конце XIX-начале XX века были приближены друг к другу учебные планы гимназий и реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии, русской истории. Снизилось число неграмотных в России, повысился интерес всех классов к образованию. В советской школе до начала 30-х гг. бился живой пульс творчества, а педагогика была ищущей. А главное – это была школа, пронизанная идеями развивающего образования, демократии, самоуправления и сотрудничества. Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В.Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП (б) 1931-1932 гг. о школе ("О начальной и средней школе", "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" и др.). С 1934 года было введено три типа общеобразовательных школ. Это начальная школа (1 - 4-й кл.), неполная средняя(1 - 7-й кл.) и средняя (1 - 10-й кл.). В течение 11 лет, с 1943 по 1954 г., обучение в школах было раздельным (мужские и женские школы). Была введена обязательная школьная форма, скопированная с гимназической. В конце XX появляется система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова - обучение может идти впереди развития, программа «Школа 2100»-которая предполагает обучение школьника в значительной мере выращивание у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь, социальному и личностному — творчеству самого себя.
В последние дни 2012 года российская система образования получила два «новогодних подарка». 29 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал новый Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ», до этого принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. А 30 декабря Правительство РФ утвердило своим распоряжением план мероприятий («Дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Реализация «дорожной карты» рассчитана на период 2013-2018 годов, а это означает, что длящаяся уже третье десятилетие реформа образования в России далека от завершения.
Истоки современной реформы образования стоит искать в перестроечных годах. Все чаще в этот период мы слышали такие слова и фразы как кризис .Все только то и делали ,что говорили о кризисе. Но именно кризис рождает новые способности и новые идеи .Исходя из этого можно сказать ,что для пассивных людей и организаций кризис- это шаг назад ,а для активных ,умных ,творческих –это всего лишь новые возможности в реализации даже самых безумных идей.
Я считаю, что способность к изменениям, поиску новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности являются в настоящее время решающим фактором развития школы. Жизнь ставит все новые и новые задачи перед образованием, решить, которые невозможно, работая по-старому.
В наши дни одним из стратегических направлений в образовании становится инновационная деятельность школы. А что же такое инновационная деятельность? Различные источники дают разное толкование. Но для меня ближе следующие - инновационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом. Инновации в образовательном учреждении, с одной стороны, стали необходимостью, а с другой, крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки.
Новый закон об образовании существенно отличается от старого, положения которого касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Новый закон, помимо указанных отношений, также регулирует содержание образования. В частности он устанавливает требования к образовательной программе и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. В новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ» четко обозначены права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Если в рамках деятельности педагогического коллектива, в рамках учебно - воспитательного процесса в образовательном учреждении с инновациями мы сталкиваемся на протяжении последних 20 лет, то в вопросе организации деятельности с родительской общественностью вопрос остается открытым.
Как же решается вопрос инновационной деятельности в работе с родителями?
Можно сказать, что вопрос организации инновационной деятельности образовательного учреждения с родителями до сих пор остаётся открытым. Так впервые в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в ст. 44 четко обозначены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, несмотря на то, что в других нормативных документах, таких как: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс, Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ - довольно подробно описываются права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Так, например, в Конвенции о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. В семейном кодексе РФ, прописана основная обязанность родителей - воспитывать своих детей, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, также обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования и созданию условий для получения ими среднего (полного) общего образования. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился.
Говоря о деятельности образовательного учреждения, в плане работы с родителями, нельзя не затронуть вопрос падения жизненного уровня российской семьи в 1990 - начале 2000 гг., что привело к дефициту педагогических знаний и умений у родителей и, как следствие, неблагополучию в детской среде - жизненным трудностям, ухудшению психического и физического здоровья.
Появляется необходимость в систематической квалифицированной конструктивной помощи родителям в области развития и воспитания детей, инициации объединения воспитательного потенциала школы и семьи и делегирования первой функции развития педагогических компетенций у матерей и отцов. Параметрами этого процесса выступают: педагогическое просвещение, конструктивный диалог, сотворчество в решении актуальных вопросов воспитания, в совокупности, представляющие собой развитие педагогических компетенций родителей. В основе этого процесса - единство целей и задач школы и семьи в формировании всесторонне развитой, культурной личности ребенка, сохранении и укреплении его здоровья.
Развитие педагогических компетенций у родителей в процессе взаимодействия школы и семьи отвечает требованиям Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., инициативы «Наша новая школа».
В положении 25 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (2012) предусмотрено «формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей», вариативность форм их психолого-педагогического сопровождения (диагностика, консультирование, просвещение и др.).
В 2000-х гг. в педагогике получила распространение идея социального партнерства школы и семьи. Эта идея предполагает согласование позиций родителей и учебных заведений в педагогическом процессе, координацию совместной деятельности в реализации поставленных целей и задач, совместную ответственность за результаты обучения и воспитания, а также стремление каждой стороны вносить свой вклад в совместную педагогическую деятельность и её материальную базу. Исследованием данного вопроса занимались О.Ю. Кожурова, В.А. Михеева, Т.П. Симакова, И.А. Хоменко и др.
С принятием Федерального закона “Об образовании в РФ» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, в праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания. В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
В дальнейшем повествовании, мне бы хотелось, обобщить тот бесценный опыт работы администрации нашего образовательного учреждения в вопросе взаимодействия с родительской общественностью.
Сегодня в условиях, когда, к сожалению, большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы в нашей школе является “воспитание всем миром”, а так же поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но мой опыт показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и поэтому испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Всем педагогам школы необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Ну а кто же такие наши родители. Из своих наблюдения всех родителей нашей школы я могу разделить условно три группы:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
И так позвольте представить родителей нашей школы.
Здравствуйте – это мы, мы родительская общественность школы №1 г. Глазова. Всего в нашей школе 566 детей, а семей -497. Из общего количество семей 282 полных, и сожалению, 215 неполных. 187 детей воспитываются только мамами, 5- папами, опекаемых 23, многодетных -43.В основном наши семьи благополучные, но есть и совсем наоборот, таких семей -129. Наши родители в своем большинстве имеют среднее образование, средний достаток, живут в отдельных квартирах.
Условно можно выделить основные этапы в работе с родителями в нашем ОУ:
Работа с родителями учащихся начальной школы.
Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация при переходе в основную школу).
Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).
Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.
Работа с каждой группой родителей имеет свои особенности: для родителей 1 –х классов реализуется программа, направленная на успешную адаптацию, как детей, так и родителей «Из детского сада в школу». В рамках реализации данной программы организуется круглый стол для родителей «Вопросы адаптации первоклассников. Проблемы и пути их решения». Большое место занимают индивидуальные встречи родителей с педагогом – психологом, на которых у родителей есть возможность обсудить индивидуальные проблемы, связанные с переходом из детского сада в школу и началом активной учебной деятельностью. Каждый классный руководитель 1 –х классов в течение 1 четверти посещает каждую семью, с целью обследования жилищно-бытовых условий учащихся и выявления проблем семей первоклассников. По итогам посещения семей, нуждающимся оказывается необходимая помощь.
Родители учащихся 2-4 классов самые активные участники традиционных школьных мероприятий «Чудеса из огорода», « Мастерим всей семьей», «Новогодний калейдоскоп», « Веселые гонки», школьных социальных акций «Семья семье», « По зову сердца» и т.д.
Как дети, так и родители 5-х классов, находятся на более высокой ступени образования, но именно переход из младшей школы в среднюю всегда сопровождается появлением массы трудностей, как в обучении, так и воспитании. Для предупреждения трудностей перехода в школе реализуется программа «Первый раз в пятый класс». Традиционно в начале сентября для родителей 5-х классов организуется, и проводится педагогическая мастерская « Первый раз в пятый класс», где обсуждаются наиболее острые проблемы перехода из начальной школы в среднюю.
Родители 6-8 классов инициаторы системы коллективных творческих дел:
Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
Вечер «От всей души», вечер большой семьи.
Урок воспитания, урок улыбки и доброты.
День семейного отдыха «Дом, который построишь ты».
Праздник тезок или фестиваль однофамильцев.
Праздник добрых соседей.
Для родителей выпускных классов организуется правовой лекторий по особенностям итоговой аттестации учащихся. Как для учеников, так и для родителей организуется работа с психологом - с целью формирования психологической готовности учащихся к сдаче экзаменов. Для родителей 10 класса проводится педагогический лектории по теме «Особенности учебного труда старшеклассников в старшей школе».
Организация деятельности с родительской общественностью четко структурирована. Ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав, составляется социальный паспорт класса, а затем социальный паспорт школы. Выявляются семьи, находящиеся в социально опасном положении и дети, имеющие те или иные проблемы психологического плана; проводится анализ полученных данных и составление базы данных для разработки плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Работа с родителями - это неотъемлемая часть деятельности всего образовательного учреждения, это трудоемкий процесс и великий труд - ежечасный, ежесекундный, ежедневный. Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями. Это общение направлено на обеспечение систематического информирования родителей о жизни ребёнка в школе и поддержание контакта в семье. Еженедельно каждому родителю предоставляется возможность беседы с классным руководителем по вопросам индивидуального развития своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречается школьный психолог и социальный педагог. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материалы наблюдений, диагностики, программного материала.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации. Они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.
Безусловно, важное место в аспекте работы с родителями имеет выявление воспитательных возможностей семей, с применением различных форм и методов изучения семьи. Каждый руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся в лучшую сторону жизнь как ребенка, так и общества в целом.
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:
диагностические процедуры (тестирование и анкетирование),
консультации, занятия с элементами тренинга,
наблюдения,
беседа,
сочинение как метод изучения семьи,
метод обобщения независимых характеристик,
педагогическая гостиная.
Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:
составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
организация диагностической работы по изучению семей.
организация психолого-педагогического просвещения родителей.
создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет Учреждения, классный родительский комитет и др.);
разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, и др.).
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Как администрации, так и педагогам в школе, к сожалению, чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в управлении школой.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Одной из форм социального партнерства с родительской общественностью является родительское собрание. Безусловно, в каждой школе организуются и проводятся родительские собрания по разнообразной тематике. Самое главное при организации и проведении родительских собраний – это не убить время родителей, а получение ими полезной информации и изучение опыта других родителей. В нашей школе есть ряд особенностей: во-первых, родительские собрания носят характер педагогического лектория по определенной теме, где запрещается обсуждать текущую успеваемость. Классный руководитель знакомит родитель с общими цифрами и фактами в рамках учебной деятельности, но не называет конкретные имена и фамилии. Во – вторых, каждый классный руководитель имеет график индивидуальных встреч с родителями, где и происходит обсуждение индивидуальных проблем учащихся. Каждый родитель знает, что его ждут в назначенное время и у него есть возможность обсудить вопросы, связанные как с учебой, так и воспитанием. В – третьих, тематика родительских собраний выбирается самими родителями класса. На первом организационном собрании в начале учебного года родителям предлагается тематика педагогических лекториев, а родители методом ранжирования выбирают наиболее актуальные и интересные для них. На основе результатов данного опроса классный руководитель планирует организацию и проведения родительских лекториев в течение учебного года на темы, которые актуальны для родителей этого класса, а не навязываются классным руководителем. Как показывает опыт, именно такие родительские собрания наиболее активно посещаются родителями и имеют большую педагогическую ценность для родителей.
В каждой школе и в каждом классе есть родители, которые активно принимают участие во всех предлагаемых мероприятиях, оказывают помощь классному руководителю, занимают активную гражданскую позицию, на протяжении долгих лет на высоком уровне занимаются воспитанием детей. Каждую весну и каждую осень родители оказывают большую помощь в уходе за пришкольным участком: готовят и высаживают рассаду цветов, помогают в опиловке деревьев, готовят классные кабинеты к новому учебному году.
В нашей школе стало доброй традицией поощрять таких родителей. Для этого администраций школы используются элементы мотивационного менеджмента. На общей части родительского собрания в начале каждого учебного года наиболее активным родителям вручаются благодарственные письма от имени администрации образовательного учреждения. В классных уголках оформляется «Галерея признания родителям», где педагоги, классный руководитель, а также ученики класса выражают свою признательность родителям за оказанную помощь и хорошее воспитание детей. Так же благодарственные письма родителям отличников и хорошистов учебы, активных участников соревнований, смотров и конкурсов направляются по месту работы родителей.
В вопросе организации деятельности с родительской общественностью образовательное учреждение на протяжении многих лет сотрудничает с учреждениями дополнительного образования города. Основным партнёром в работе данном направлении стало социально - психолого- педагогическое отделение Детского юношеского центра. На протяжении 5 лет совместно с социально - психолого- педагогическим отделением ДЮЦ в школе проводится «Конференция отцов». Конференция реализует следующие цели: обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье, формировать мотивации активного участия в воспитании детей в семье; способствовать приобретению нового эмоционально-чувственного опыта и потребности в изменении взглядов на воспитание детей. Всем папам наших учащихся раздаются приглашения на данную конференцию. В свою очередь родители принимают самостоятельное решение посещение данного мероприятия. В рамках подготовки к конференции ребята готовят различные творческие проекты, готовят выставку творческих работ « Мастерим вместе с папой» и выставку рисунком «Мой папа». Психологами социально - психолого- педагогического отделения ДЮЦ проводиться анализ анкет. В рамках данной конференции проходит художественное чтение стихов и отрывков из сочинений учащихся, дети показывают небольшие инсценировки, применяются элементы психологического тренинга. В конце конференции всем участникам вручаются небольшие памятные призы. Об эффективности и необходимости организации и проведении данного мероприятия можно судить по количеству участников конференции, которое растет с каждым годом от 45 отцов в 2009 году до 100 отцов в 2013.
Еще одной из форм взаимодействия, администрации школы, педагогического коллектива и родительской общественности является организация и проведения мероприятия « Родительский день». Изучив опыт других регионов по организации данного мероприятия мы не нашли его аналогов т.к. в других образовательных учреждениях можно свести данное мероприятие к элементарной встречи родителей с учителями – предметниками и администрации школы. Поэтому можно назвать данное мероприятие нашим ноу-хау. Целью данного мероприятия является: привлечь внимание родителей к проблемам в вопросах обучения и воспитания детей. Данное мероприятие проводиться для родителей 1- 4 классов и по необходимости в 5-11 классах. Как правило, для организации и проведения выбирается субботний день. В это день у родителей есть возможность прожить такой же учебный день, какой проживают их дети. В этот день для родителей проводятся уроки по расписанию. Тематика уроков зависит от конкретного класса. Например, для более сложных классов организуются уроки: история ( из истории семейного обучения и воспитания), психология (раскрываются психологические аспекты воспитания мальчиков и девочек), музыки (у родителей появляется возможность проявить себя в творческой обстановке), физическая культура (организуются и приводятся веселые страты для родителей), классный час (где классный руководитель раскрывает актуальную тему данного класса, например, «Домашние задание. За и против»). Форма проведения уроков разнообразна от лекции до практикума. Родители организую свою деятельность во время перемен, обедают в столовой, посещают библиотеку, могут воспользоваться Wi-Fi, а так же имеют возможность встретиться с администрацией образовательного учреждения, задать интересующие вопросы.
Родители имеют возможность контролировать деятельность образовательного учреждения, быть в курсе всех событий происходящих в школе через официальный школьный сайт, который находится на Образовательном портале Удмуртской республики (http://ciur.ru/glz/s01_glz/default.aspx).
Важное место в работе с родителями имеет досуговая деятельность. Особое место занимают классные походы. У родителей существует негласное правило, что каждый класс должен в течение учебного года два раза сходить в поход, а старшеклассники в поход с ночёвкой. После походов в школе организуется фотокросс «По тропинкам родного края».
Наши родители активные участники городских социальных акций школьников:
по доброте душевной
по зову сердца
школьный двор
Но наибольший отзыв у родителей вызвала школьная акция «Стена памяти». В рамках данной акции, родителям совместно с детьми необходимо вышить на красной материи заданного формата фамилию и имя родственника участника Великой Отечественной войны. На протяжении действия акции в школе создана стена памяти более чем из 200 фрагментов. Данная «Стена памяти» ежегодно вывешивается в школьном дворе в неделю, приуроченную ко дню Победы. Работу, как учеников, так и родителей может видеть весь микрорайон школы, что имеет большой социальный резонанс.
Организация деятельности с родительской общественностью строится на основе нормативно – правовой базы:
положение об общем собрании коллектива (Конференции);
положение о взаимодействии образовательного учреждения с семьей;
положение о Совете учреждения;
положение о родительском комитете класса;
положение о родительском собрании класса
Начало всех начал в работе с родителями – это наш Совет Учреждения.
Работа Совета Учреждения основывается на положения о Совете учреждения пролонгированного на общем собрании коллектива (Конференции) 30 августа 2013г.
В состав совета входят: педагогические работники, представители родительской общественности, члены детского школьного объединения «Факел». На заседания совета учреждения приглашаются представители администрации образовательного учреждения, управления образования Администрации г. Глазова, правоохранительных органов. Каждое заседание совета проходит в конструктивной дискуссии по обсуждаемым вопросам, и всегда участники находят компромисс и приходят к единому мнению. Отрадно и то, что Совет Учреждения возглавляет представитель именно родительской общественности - родитель 5А класса Рябова Елена Александровна.
Но, несмотря на сложившуюся эффективную систему деятельности образовательного учреждения с родительской общественностью, существуют определенные проблемы именно в инновационной деятельности с родителями.
В современных российских условиях, когда жизненный уровень большинства семей остается ниже среднего, обостряются внутрисемейные отношения, возрастает численность разводов и неполных семей, родители нуждаются в квалифицированной помощи в области развития и воспитания детей. Единство целей и задач школы и семьи в образовании, воспитании и обучении ребенка является основой интеграции их педагогического потенциала и делегирования школе функции развития педагогических компетенций у родителей. Реализация этой функции предусматривает в качестве базового условия взаимодействие школы и семьи, а также активизацию традиционных и поиск новых методов, форм и средств развития у родителей педагогических знаний, умений, навыков, соответствующих личностных качеств. В наши дни накоплен достаточный ресурс инновационных моделей, методик, техник, программ, характеризующий среднюю общеобразовательную школу как инновационное развивающее учреждение. Значительный инновационный потенциал вместе с названными выше предпосылками развития педагогических компетенций у родителей школьников инициирует проектирование направленной на это педагогической технологии.
Каждый руководитель работает на положительный результат, именно повышение эффективности образовательного процесса - это тот результат, достижение которого является целью всякой инновационной деятельности. Инновационный процесс, осуществляемый в школе, требует четкого и эффективного управления, так как объектом любой педагогической деятельности являются как дети, так и родительская общественность.
Целью администрации школы является переключение всех коллективов педагогического, ученического и родительского коллектива на новое качество образования.
Известно, что успех тех или иных новшеств зависит в конечном итоге именно от позиции руководителя, от того, считает ли он их внедрение делом посильным и возможным. Иногда совершенно непонятно, почему одни инновации внедряются легко, другие же не внедряются ни при каких обстоятельствах или затухают.
Подсознательно мы связываем сложность любой грядущей инновации с ее масштабом, с объемом деятельности, необходимой для внедрения, числом бумаг, дополнительного времени и пр. Однако бывает, что внешне очень простая, связанная лишь с тем, что нужно чуть-чуть изменить поведение людей, инновация вызывает в коллективе целую бурю. По опыту могу сказать, что изменение поведения родительского коллектива в целях внедрения любых новшеств достигается чрезвычайно трудно. То есть проблемы внедрения нового связаны не столько с объемом деятельности, сколько с ее характером. Мы можем дать родителю больше поручений (в разумных пределах, конечно), и это пройдет легче, чем дать ему простенькое поручение, но незнакомого характера, требующее другого, необычного для него поведения. Например, поручить человеку, привыкшему работать автономно, задание, требующее постоянного сотрудничества с другими родителями.
Как видно, трудность внедрения инноваций связана не столько с изменением объема деятельности, сколько с тем, насколько в ее рамках приходится менять характер деятельности, критерии ее качества и отношения внутри родительского коллектива. Словом, все, что требует устойчивых перемен в поведении родителей.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации ОУ является приобщение родительского коллектива к инновациям в образовательном процессе.
Главной проблемой администрации школы будет преодоление сопротивления со стороны большинства родителей. Очевидно, что переход в поисковый и нетрадиционный режим деятельности вызывает неоднозначное отношение родительского коллектива и зависит от родителей: их родительской компетентности, креативности и т.д. Поэтому, необходимо повысить мотивацию родителей к инновационной деятельности, а именно: предоставлять им возможность реализации творческих способностей, доказывать полезность их деятельности для УВП и, конечно, находить возможности морального и материального стимулирования участия родителей (создание попечительного совета учреждения и фонда школы) в инновационных процессах. Обязанность современной администрации: оказывать серьезную не только педагогическую поддержку своим родителям, но и способствовать повышению самооценки родителей и их стремления к саморазвитию, поощрять родительское общение и распространение инновационного опыта через СМИ, сеть Интернет, участие родителей в городских мероприятиях и конкурсах.
Таким образам, основная задача для администрации – это создание благоприятной мотивационной среды инновационной деятельности и создание условий для широкого участия всех коллективов образовательного учреждения и родительского в том числе.
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча, отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»