«Развитие у младших школьников cпособности полноценно воспринимать художественный текст»
МОБУ СОШ № 35 г.Якутска
Лепчикова М.Н.
Статья на тему:
«Развитие у младших школьников cпособности полноценно воспринимать художественный текст»
Введение
Одной из актуальных проблем обучения чтению в настоящее время является развитие у младших школьников способности полноценного восприятия художественных текстов. Решение этой проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей творческой деятельности школьников, но и разработки новых технологий целенаправленного, более раннего развития глубокого понимания художественного текста.
Современная общеобразовательная школа ориентирована на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование творческой личности через учебную деятельность. Но прежде, чем вести учащихся к активной творческой деятельности на уроке, необходимо осмысление структуры творчества, творческих способностей, механизмов и способов стимулирования. Знание основных этапов, методики развития творческих способностей ученика, умение управлять процессом этого развития – одна из задач современной педагогики.
Ретроспективное рассмотрение проблемы восприятия художественной литературы в контексте философии, психологии, педагогики позволило установить, что основой развития творческих способностей традиционно считается деятельностный принцип. Если творчество -фундаментальное свойство человеческой деятельности, то потребность в творчестве и способность к нему- продукт деятельности и необходимые условия ее осуществления.
Проблема восприятия художественной литературы сложна, многогранна. К сожалению, на практике многие школьники и взрослые часто проявляют явное неумение читать, воспринимать и анализировать художественную литературу.
Проблемой работы явились раскрытие сущности, структуры, принципов и условий развития глубокого понимания художественного текста.
Объект исследования: процесс развития способностей учащихся воспринимать художественный текст.
А предметом исследования являются пути, условия и методы развития способности полноценно воспринимать художественный текст.
Цель: исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детскими книгами ( т.е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
развивать интерес к чтению, расширять круг чтения, его начитанность;
воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать
систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
научить работать с учебной и детской книгой.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов, то есть развития начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, определенной самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусства слова.
В своей работе я ориентируюсь на труды К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, на системе Е.Н.Ильина.
Сегодня чрезвычайно интересно взглянуть на методику чтения с исторической точки зрения, которая поможет оценить, правильно понять современные подходы к чтению, увидеть их слабые и сильные стороны.
Уроки чтения, входя в состав предмета «Русский язык», имели некоторую самостоятельность и на протяжении определенного исторического времени значительно видоизменялись. Наиболее долгое время в школе просуществовало объяснительное чтение, которое пришло на смену чисто механическому малопродуктивному чтению. Акцент делался на развитие осознанного чтения.
На уроках объяснительного чтения дети читали научно-познавательные и художественные тексты. Выдающиеся методисты стремились к тому, чтобы дети не только поняли поэтическое произведение, но и почувствовали его. «В поэтическом произведении, - писал К.Д.Ушинский,- многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом».
Очень современно звучат слова другого выдающегося методиста Н.Ф. Бунакова о том, что толковаться должны не слова, а образы произведения, раскрываться их смысл, идейное содержание. Однако на практике в объяснительном чтении постепенно складывался односторонний подход к художественному произведению, как истоку конкретных знаний.Объяснеие отдельных слов занимает все больше места на уроке.
На смену такому чтению приходят и другие виды чтения- чтение эстетическое, чтение воспитательное, призванное обогатить эмоциональный опыт ребенка путем чтения целостных произведений, а не их отрывков, усилить нравственный аспект уроков чтения.
Серьезная, всесторонняя работа с художественным произведением требовала большой устной работы, что в конце концов привело к снижению уровня навыка чтения и возрождению объяснительного чтения, при котором удавалось соединить работу над текстом литературного произведения с развитием навыка чтения.
Однако в период комплексных программ художественное произведение стало рассматриваться как иллюстрация общественно-политических явлений, нравственно-эстетическая ценность произведения пропадала, снижался воспитательный эффект уроков чтения. Долгие годы в массовой школе существовала другая разновидность объяснительного чтения. В программе «Чтение и развитие речи» учитывалась специфика художественных и научно-познавательных текстов, жанровые особенности произведения. На уроках обращалось внимание на эмоционально-образный строй произведения, а развитие навыка чтения сочеталось с элементарным анализом текста. Анализ читаемого на уроке был близок к литературному чтению.
«Истина, как всегда, лежит посередине. Она заключается в том, что литература, как и всякое искусство, многофункциональна. Познание жизни, эстетическое освоение мира средствами художественной литературы органично связано с ее воспитательной функцией, с решением мировоззренческих и нравственных вопросов и предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической сферы читателя».(Г.И.Белинский).
«Юного читателя, прежде всего увлекает сама мысль, содержание, явление, факт, а не форма выражения мысли».(К.Д.Ушинский).
«Можно и на первых шагах обучения приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать и через это развивать свои духовные способности и обогащать чувства и мысли образовательным содержанием»(Д.И.Тихомиров)
Обычно процесс чтения определяют как вид речевой деятельности наряду со слушанием, говорением и письмом.
Если письмо и говорение в психологии речи относят к активным видам речевой деятельности, то чтение и слушание- к пассивным его формам, так как слушающий и читающий не создают собственных текстов, а получают их в готовом виде.
Однако прием информации через чтение, правильное ее понимание требует от чтеца немалой психической активности.
Поэтому, процесс чтения двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного.
Единство складывается не сразу, а постепенно, когда ребенок переходит на чтение целыми словами. В это время начинает формироваться смысловое чтение. При слоговом чтении, чтобы понять прочитанное, ребенку требуется неоднократное повторение читаемого. Вся текстовая работа в этот период может вестись только в совместной деятельности с учителем.
Овладение чтением- основной речемыслительный процесс, который охватывает многие умения, включающие в себя узнавание слов, использование фонетического структурного анализа, понимание значения слов, использование контекстуальной загадки и т.д. В целом это длительный и сложный процесс, затягивающийся на ряд лет и порой не ограничивающийся рамками начального обучения.
Интенсивное развитие навыка чтения учащихся поможет им своевременно овладеть самостоятельной деятельностью при работе с текстом. Вся система работы с художественным произведением также должна быть согласована с уровнем развития навыка чтения. Важно обратить внимание на основные закономерности и специфику художественной литературы. Чтобы литературное произведение дошло до сознания ребенка, волновало, радовало, доставляло удовольствие, нужно учить детей понимать художественное произведение и отличать художественный текст от нехудожественного и любого другого текста.
Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?
1. Младший школьник реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - это ценность для начальной школы. В. Г. Белинский, считал, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время". В. Г. Белинский.
2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"
3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
5. Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.
Основные этапы восприятия художественных произведений:
Подготовка к восприятию (демонстрируются портрет писателя, репродукции картин, диа- и кинофильмы, главное – слово учителя, создающего эффект ожидания);
Первичное восприятие (целостное восприятие произведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание. Усилить его можно таким приемом: остановить чтение на кульминационных, проблемных моментов рассказа и предложить детям подумать, как будет разрешаться та или иная ситуация). Важно, чтобы после восприятия текста дети поделились своими впечатлениями;
Осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения, а не критика прочитанного (организация диалогов: читатель- писатель, писатель- читатель).
Перечитывание текста - это тот прием, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.
Ребенку предстоит проделать немалую духовную работу, прежде чем произойдет полноценное восприятие произведения.
Предметом осмысления ребенком в начальной школе становятся как содержание произведения ( его тематика, простейшие проблемы, нравственно-художественный смысл произведения и его оценка), так и его художественная форма, т.е. не только то, что сказано, но и как это сказано. Характеры героев, сюжет, язык, композиция позволяют ребенку глубже представить себе тему и осознать художественный смысл произведения.
Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении. В поэтический текст нужно вслушиваться, улавливать музыкальность фраз, ритмичность, мелодичность художественной речи.
Проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, мы не только создаем «зону ближайшего развития ребенка», но и значительно обогащаем его интеллектуально- познавательный и нравственно- эстетический опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя и обеспечить процесс полноценного изучения литературы в среднем звене школы.
Развитие у младших школьников способности полноценного восприятия художественных текстов.
Какие трудности испытывает ребенок при восприятии художественного произведения?
Известно из работ психологов и практики начального обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у ученика в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.
Какие условия необходимы, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение?
Художественное произведение должно будить у ребенка соответствующие чувства, вызывать сопереживания героям. Но личностное отношение может быть неадекватно авторскому, если ученик не разобрался в мотивах поступков, причинах и взаимосвязях событий, не понял их смысл и авторскую позицию. Надо пробудить у детей элементарное эстетическое восприятие художественных произведений, потому что любовь к чтению, к литературе оказывает благотворное влияние на развитие и воспитание личности ребенка, его духовной, творческой, эмоциональной сферы, формирование его нравственных идеалов.
В условиях господства телевидения, радио и кино, в век компьютеризации современный читатель потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
Поэтому первостепенная задача учителя- формирование интереса к чтению, выработка грамотного читателя.
Как организовать работу по формированию умений восприятия художественного текста?
Работа над восприятием художественного текста строится в определенной последовательности. Начиная с первого класса применяю серии таких упражнений: например, выбор из предложенных мною заголовков, соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста; подтверждать ответ на вопросы по содержанию текста; определять с помощью учителя главную мысль рассказа.
Дальше задания усложняются. Ведется целенаправленная работа
На выработку умения озаглавить текст. Например, по главному событию, выбираем в качестве заглавия пословицу из предложенных варрантов.
На выработку умения находить в тексте слова, выражения, эпизоды для ответа на заданный вопрос, а также для подтверждения определе нной мысли. Соотнесение заглавия произведения и его главной мысли; составить простой план.
В конечном результате учащиеся должны давать заглавие произведению по разным признакам, сравнивать заглавия, выбирать наиболее удачные. Уметь членить произведение на части по разным признакам: по событиям, по эмоциональному тону, по наличию/отсутствию авторского отношения; составить сложный план; аргументировать свой ответ на поставленный вопрос; уметь определять отношение автора произведения к событиям и героям.
Заключение
Исходя из вышесказанного можно сформулировать основные требования, которые помогают на практике обучению полного восприятия текста.
Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, так как он предполагает взаимное творчество ученика и учителя, свободное обсуждение прочитанного.
Одно из важнейших качеств урока чтения – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и воспитательно-образовательной цели не достигнет.
Учет видожанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые и подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение.
Литература:
ж/л «Начальная школа» 1996г.№11
М.Р.Львов «Речь младших школьников и пути ее развития».М., 1975г.
Н.Н.Светловская «Внеклассное чтение во 2 классе».М., 1983г
М.С.Соловейчик «Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения».М., 1994г.
В.А.Левин «Когда маленький школьник становиться большим читателем».М., 1994г.