Материалы для педсовета Творческое развите учащихся как фактор успешкой социализации учащихся
Тяпаева И.А.,
зам. директора по ВР
МБОУ СОШ № 2
с. Александров -Гай
Педагогический совет на тему
Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся.
Цели:
способствовать стимулированию творческой активности учителя и ученика на уроке и во внеурочное время.
способствовать созданию учителем образовательной модели по развитию творческого потенциала учащихся.
Функции педсовета: информационные, мотивационно-целевые.
Оборудование: мультимедийный аппарат, экран, музыкальный центр, подсвечники, конверты с творческим заданием, клей, чистые листы бумаги, аудиокассеты, ручки.
Ход педсовета
1.Видео - фрагмент о творч. деят-ти уч-ся
/После фрагмента на экране появляется эпиграф/ /Слайд №1/
Каждый ребенок способен созидать и творить.
"Ребенок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить"
Добрый день уважаемые коллеги!
Действительно, просмотрев видео - фрагмент, мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам, взрослым, минуты счастья. И собрались мы с вами сегодня обсудить очень важную проблему: как же сделать так, чтобы каждый ребенок нашел возможность развить и проявить свои способности в разных сферах учебной и внеучебной деятельности? И тема нашего педсовета /Слайд №2/
Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.
Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В течение многих лет в школе господствовал объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором все знания сообщались в готовом виде. У учеников систематически культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось продуктивное или творческое мышление. Многие выпускники, обогатив память отличными знаниями, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными задачами.
Итак, жизнь поставила перед школой ответственную задачу: развивать у всех учащихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они будут часто встречаться в жизни.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Но для начала нужно определить, что такое творчество и творческая личность.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.
Существуют различные виды творческой деятельности. В психолого-педагогической литературе приведены определения творческих видов деятельности.
Познание образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.
Преобразование творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.
Создание творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.
Творческое применение знаний деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.
Это позволяет определить понятие «творческая деятельность» как продуктивную форму деятельности детей, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Но можно ли всех детей научить творчеству?
М.Н.Скаткин в книге «Школа и всестороннее развитие детей» пишет о том, что на первый взгляд эта задача кажется неосуществимой. Чтобы научить ребенка какой-либо деятельности, мы обычно разлагаем поставленную деятельность на ее составные части, элементарные операции, показываем, как выполнить каждую из них в отдельности, а затем все операции в последовательном порядке, даем соответствующие правила с инструкцией. Путем многократных повторений, упражнений дети овладевают навыком.
Но такой способ обучения, пишет М.Н.Скаткин, неприменим к творческой деятельности. Дело в том, что центральным моментом творческой деятельности является догадка, интуиция, которая приходит в сознание внезапно, вдруг, и человек не может путем самонаблюдения описать последовательность мыслительных операций, которые привели его к решению проблемы. Это озарение - такой таинственный процесс, который не подчинен строгим предписаниям. А там, где есть строгое правило, предписывающее последовательность действий, там уже нет творчества, есть стандартная исполнительная деятельность.
На протяжении многих веков люди искали способ управления таинственным, загадочным процессом творчества. В литературе описаны различные способы, которыми пользовались отдельные художники и ученые, чтобы вызвать творческий процесс. Шиллер клал в ящик стола гнилые яблоки, и это благотворно влияло на его поэтическое творчество, Гельмгольц совершал восхождение на закате по освещенному солнцем и покрытому лесом склону горы. Но все эти способы носили характер случайных находок, и их нельзя было рекомендовать кому-нибудь (Пушкин В.Н., «Эвристика- наука о творческом мышлении»).
Общий вывод, к которому пришли ученые в прошлом веке, был неутешительным для педагогики: творческий процесс не поддается управлению. Способность к творчеству - это талант, а таланты даются от рождения. Если бы творчеству можно было научить, писал французский Ученый Рибо, то ученых и изобретателей было бы столько, сколько сапожников и часовщиков. Но людей, способных к творческой деятельности мало - единицы из тысяч.
А как же быть этим тысячам? Пусть они примиряться со своей судьбой?
Однако положение с развитием творческих способностей не так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Да, обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям, нельзя. Но целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека. У одних они разовьются в большой степени, у других в меньшей (здесь, конечно, оказываются природные задатки), но у каждого ребенка можно развить творческий подход к деятельности – будь то рисование, или сочинение, или решение математических задач, или изготовление поделок.
В любой творческой деятельности всегда есть какие-то технические стандартные приемы, не овладев которыми человек не может успешно решать творческие задачи. Если ребенок не умеет держать в руках карандаш и проводить им линии, если не умеет взять на кисть акварельную краску, то никакого художественного произведения он не сможет сотворить. Так же нельзя сконструировать изделие, не овладев техническими приемами проектирования, разметки, обработки материала. Всем подобным приемам, входящим в состав творческой деятельности можно научить любого ребенка. Но, как бы хорошо ребенок не овладел этими техническими приемами, их одних недостаточно для творческой деятельности, для самостоятельного решения творческой задачи в области науки, техники и искусства.
Решающее значение для развития творческих способностей имеет недостаточное приобщение ребенка к творческой деятельности. А она возникает, когда перед ребенком ставится творческая задача, не имеющая стандартного решения. Зная эту объективную закономерность, педагоги получают возможность развивать творческую деятельность детей и управлять ею, предлагая для решения последовательный ряд постепенно усложняющихся задач.
Чтобы целенаправленно развивать у учащихся творческое мышление, необходимо, прежде всего, ясно представлять себе основные черты творческой деятельности, которые должны быть сформированы у учеников на протяжении всего периода школьного обучения.
Выделяются следующие процессуальные черты творческой деятельности:
- самостоятельный перенос занятий и умений в новую ситуацию;
- видение новых проблем в знакомых стандартных условиях;
- видение новой возможной функции знакомого объекта;
- видение структуры объекта, подлежащего изучению (условия задачи, типов ее данных);
- умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску.
- умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы для конструирования нового способа;
-умение создавать оригинальный способ при известности других.
Перечисленные черты представляют собой примерную основу опыта творческой деятельности, которой должны овладеть школьники.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста» пишет М.Н. Скаткин. («Школа и всестороннее развитие детей»)
В связи с этим повышается роль школы, учителя предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» (В.Я.Сухомлинский). Творческие способности уч-ся могут развиваться в учебной и внеучебной деятельности.
- О системе работы учителей школы на уроках по развитию творческих способностей учащихся расскажет ( выступление учителя математики)
- Одним из направлений работы по развитию творческих способностей уч-ся является исследовательская и проектная деятельность учащихся и учителей. (выступление зам. директора по УВР)
- Большую роль в развитии творческих способностей детей играет внеурочная деятельность. Это участие в различных классных, общешкольных, районных мероприятиях, акциях, конкурсах, это и занятия в объединениях дополнительного образования, кружках и спортивных секциях. Объединения по интересам, это не дополнительная работа по отработке отдельных тем по предмету, а способность ученика реализовать свои творческие наклонности.( статистика)
- С опытом своей работы поделится руководитель кружка «Арт-студия»
- Большую роль в воспитании творческого самоопределения ребенка играет педагогический мониторинг и изучение индивидуальных и личностных особенностей каждого ученика, его интересов и склонностей. В этом педагогу оказывает большую помощь школьный психолог. Слово предоставляется педагогу –психологу.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Даже самое скромное и малозаметное проявление творческих способностей – есть творческий процесс. ( итоги диагностики творческих способностей уч-ся ..класса)
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Проявлению творческих способностей детей мешают определенные барьеры – внутренние и внешние.
К внутренним барьерам относятся:
стереотипы;
излишняя ориентация на одобрение;
заниженная самооценка;
недостаточный уровень саморегуляции.
К внешним барьерам, которые мешают детям проявлять творческие способности, относятся:
критика;
стресс;
дефицит времени.
Преодолеть эти барьеры детям может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать на занятии благоприятную психологическую атмосферу.
По результатам исследования американского психолога Торренса, дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение ребят от страха делать ошибки. Из собственного опыта могу сказать, что на занятиях кружка время от времени приходилось сталкиваться со страхом ребенка, когда он делал что-то неправильно. И только тогда, когда я успокаивала его, говоря о том, что бояться нечего, я не ставлю оценок, и все можно исправить, ребенок успокаивался. При выполнении заданий нужно оценивать только стремление к работе, к созиданию.
Важнейшим фактором, влияющим на развитие творческих способностей детей, является творческий подход самого преподавателя. Педагог должен обладать конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями. Вот некоторые из них:
- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим
- не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по-своему
- уважать точку зрения воспитанника – не подавлять её своим «правильным» отношением и мнением
- безоценочность к детскому творчеству – т.е. не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом
- не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, т.к. это может вызвать обиду, страх ошибиться сделать что-то «не так» и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать
- творить и играть иногда вместе с детьми в качестве рядового участника процесса
- не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка
- больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам
- развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление
- поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности, дружелюбную интонацию голоса
Практикум: "Творчески работающий учитель. Найди себя!"
1-й этап – информационный.
Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический».
(М. М. Поташник.)
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.
Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет»
(Н. Рерих).
В современных условиях все больше появляется учителей – мастеров своего дела.
В о п р о с участникам семинара: творчество и мастерство – одно и то же или нет?
М а с т е р – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.
В п е р в у ю г р у п п у входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности.
В т о р а я г р у п п а – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности.
И, наконец, т р е т ь я г р у п п а – педагоги, создающие систему обучающих технологий.
2 этап. Самодиагностика.
Предлагаем провести самодиагностику некоторых аспектов вашей личности и практической деятельности.
Тест «Геометрические фигуры»
Выберите одну из этих геометрических фигур, которые лежат у вас на столе
(рисунок на доске):
КВАДРАТ, КРУГ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ЗИГЗАГ, ТРЕУГОЛЬНИК.
Прочтите текст на обратной стороне. 1.Вы узнаете себя?
2. Вы согласны с прочитанным?
Интерпретация выбора:
“Квадрат”.
Человек, который выбрал квадрат, очень трудолюбивый. Начатое дело всегда доводит до конца. “Квадрат” - специалист высокого класса. В любом деле старается доходить до самой сути, стремиться к знаниям, занимается самообразованием. Квадрат выбирают те люди, которые любят чистоту, порядок и спокойную жизнь. Теряются перед внезапными жизненными трудностями. Окружающие люди их уважают, доверяют им.
Недостатки: за малым не могут разглядеть большого. Не умеют выражать свои чувства, необщительные, поэтому чаще всего в жизни они одиноки.
“Круг”.
Кто выбрал круг, тому повезло больше всех, потому что никто, так как он не пользуется в жизни уважением окружающих. Это чуткий и умный человек. Очень добрый. Считается с мнением других, умеет спокойно выслушать любого. У “Круга” сильно развита интуиция, он чувствует природу души другого человека, поэтому он может стать хорошим психологом. Рядом с таким человеком всем хорошо. Он привык отдавать, не требуя ничего взамен.
“Прямоугольник”.
Прямоугольник выбирает человек с низкой самооценкой. По его мнению, все люди хорошие, и только он плохой. Он всю жизнь старается доказать окружающим, что он не хуже других. Он наивен и доверчив, поэтому очень часто им пользуются нечистоплотные люди, совершая свои грязны дела. “Прямоугольникам” надо много работать над собой. Им следует выработать твёрдость духа и характер.
“Зигзаг”.
Человек, который выбрал зигзаг, мыслит правым полушарием. Чаще всего он левша. У него сильно развита интуиция. В жизни он непостоянный, всё время что-то меняет, при этом не даёт покоя окружающим.
Недостатки: никогда не доводит до конца начатое дело, не умеет держать себя в руках.
“ Треугольник”.
Человек, который выбрал треугольник, активный, общительный. У Него много друзей, много сил и энергии. Он всегда старается быть впереди всех. “Треугольники” любое дело стараются выполнить быстро, поэтому не любят медлительных. Болезненно воспринимают замечания, завистливы, всё время глядят в “чужой двор”, что там делается.
Недостатки: вся деятельность направлена на карьерный рост; со всеми конфликтует. Обладает твёрдым характером, при этом совершенно не умеет жалеть. На пути к карьере никого не щадит. “Треугольников” окружающие боятся, уважают, но не любят. Поэтому “Треугольникам” нужно изменить себя, и чем раньше, тем лучше.
3. Тест
«Уровни сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителя»
Каждый вопрос теста позволяет учителям выбрать соответствующий их уровню сформированности опыта творческой педагогической деятельности вариант ответа: они располагаются в соответствии с компонентным составом опыта творческой педагогической деятельности и оцениваются 1, 2, 3 баллами соответственно.
Следовательно, сумма баллов при ответе на вопрос составляет:
от 0 до 6 балов – 1-й уровень (теоретический);
от 6 до 15 баллов – 2-й уровень (перехода к непосредственному формированию опыта творческой педагогической деятельности);
от 15 до 24 баллов – 3-й уровень (начало целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности);
от 24 до 33 баллов – 4-й уровень (новаторско-исследовательский, сформированность опыта творческой педагогической деятельности как профессионально личностно-деятельностного образования).
Диагностика.
Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности (ОТПД) учителей
№
п/п
Содержание вопросов
Предлагаемые варианты ответов
1
Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»?
1) Heт, не могу.
2) Понимаю, но затрудняюсь сформулировать.
3) Для меня это не трудно
2
Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории?
1) Эпизодически, не видел(а) в этом особой необходимости.
2) Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета.
3) Постоянно, использовал(а) в своей работе последние достижения педагогической теории
3
В своей педагогической деятельности вы
1) часто допускаете теоретические
и практические ошибки;
2) редко ошибаетесь, умеете связать
теорию с практикой;
3) умело применяете полученные
в процессе обучения знания
4
Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас?
1) В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся
у учащихся знания, умения.
2) Репродуктивная, но с элементами творчества.
3) Творческо-репродуктивная
5
Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально ее проверить?
1) Мне это будет сделать сложно.
2) Не всегда.
3) Да, мне хватает теоретических знаний
и способов практической деятельности
6
Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов?
1) Нет, считаю, что приду ко всему сам(а).
2) Смотря какой педагог, это очень индивидуально.
3) Считаю это обязательным условием
становления профессионализма педагога
7
Встречаясь с интересным педагогическим опытом, вы
1) наблюдали и по возможности оценивали;
2) наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем;
3) наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности
и необходимости применения в своей творческой деятельности
8
В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве?
1) Пока об этом говорить рано.
2) Минимальной.
3) Чувствую в нем постоянную необходимость
9
Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД?
1) Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации.
2) Повышение квалификации – начальный этап формирования ОТПД.
3) Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении
10
Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, статью, диссертацию, т. е. провести собственное педагогическое исследование?
1) Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета.
2) Мне это интересно, смог(ла) бы.
3) Я уже работаю в этом направлении
П е р в ы й у р о в е н ь (т е о р е т и ч е с к и й) предполагает знание о сущности и компонентном составе опыта творческой педагогической деятельности, стремление его развивать и расширять, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.
В т о р о й у р о в е н ь (т е о р е т и к о-п р а к т и ч е с к и й). Педагог не только полностью владеет теорией опыта творческой педагогической деятельности, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, по образцу, известному в педагогической теории и практике. Такой процесс имеет сугубо индивидуальный характер. При этом в силу определенных барьеров, в основном психологических (неуверенность в собственных силах, скованность, излишняя самокритичность и др.), творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно. Этот уровень соответствует началу целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности.
Т р е т и й у р о в е н ь (т в о р ч е с к о-р е п р о д у к т и в н ы й) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта с помощью наблюдений, сравнения, анализа и оценки новых педагогических явлений в педагогической деятельности других учителей. Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег, при этом идет активное, целенаправленное обобщение, определение значения наблюдаемых явлений, их эффективности, перспектив использования в собственной педагогической деятельности. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.
Ч е т в е р т ы й у р о в е н ь (н о в а т о р с к и й) предполагает сформированность опыта творческой педагогической деятельности как профессионально-личностного образования. Его отличает стремление учителя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять свой педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами – самыми эффективными, перспективами. У педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному опыту творческой педагогической деятельности.
Все перечисленные уровни связаны между собой, они скорее последовательны, непрерывны, чем дискретны, и поэтому могут иметь промежуточные позиции.
Вместе с тем, выбранный нами интеграционный подход к формированию опыта творческой педагогической деятельности предполагает, что каждый предшествующий уровень – подготовительный по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.
Вывод. Творческий образовательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний, характерных для творческой деятельности.
. Тест «Ваш творческий потенциал»
Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а)да
б)нет, он и так достаточно хорош
в)да, но только кое в чём
Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а)да, в большинстве случаев
б)нет
в)да, в некоторых случаях
Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности в которой вы работаете:
а)да
б)да, при благоприятных обстоятельствах
в) лишь в некоторой степени
Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что можете что-то принципиально изменить:
а)да, наверняка
б)это маловероятно
в) возможно
Когда вы решите предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите своё начинание:
а)да
б) часто думаете, что не сумеете
в)да, часто
Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а)да, неизвестное вас привлекает
б)неизвестное вас не интересует
в) всё зависит от характера этого дела
Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нём совершенства:
а)да
б) удовлетворитесь тем, что успели добиться
в)да, но только если это вам нравиться
Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нём всё:
а)да
б)нет, вы хотите научиться только самому основному
в) нет, вы хотите удовлетворить своё любопытство.
Когда вы терпите неудачу, то:
а)какое- то время упорствуете, вопреки здравому смыслу
б) махнёте рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальна
в) продолжаете делать своё дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы
По – вашему профессию надо выбирать, исходя из:
а)своих возможностей, дальнейших перспектив для себя
б)стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней
в) преимуществ, которыми она обладает
Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а)да
б)нет , боитесь сбиться с пути
в)да, но только там, где местность вам понравилась
Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить всё, что говорилось:
а)да, без труда
б) всего вспомнить не можете
в) запомните только то, что вас интересует
Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а)да, без затруднений
б) да, если это слово легко запомнить
в) повторите, но не совсем правильно
В свободное время вы предпочитаете:
а)остаться наедине, поразмыслить
б) находиться в компании
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании
Вы занимаетесь каким- то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным
б) вы более или менее довольны
в) вам ещё не всё удалось сделать
Когда вы од(на)ин:
а)любите мечтать о каких- то даже, может быть абстрактных вещах
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие
в) любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой
Когда какая -то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь
б) вы можете делать это только наедине
в) только не там, где слишком шумно
18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:
а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов
б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выслушали
в) измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, таким образом:
«а»- 3 балла
«б»- 1 балл
«в»- 2 балла
№ вопроса
значение
1,6,7,8
определяют границы вашей любознательности
2,3,4,5
веру в себя
9,15
постоянство
10
амбициозность
11
зрительную память
12,13
слуховую память
14
ваше стремление быть независимым
16,17
способность абстрагироваться
18
степень сосредоточенности
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, не велик. Но может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
3-й этап – работа в группах.
Задание 1-ой группе: Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?
(Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия).
- Факторы, способствующие развитию творческой активности? (Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда).
- Источники творчества?
(Источники: изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися).
Вывод: Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Задание 2-ой группе: Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в школе? Если нет то, что для этого нужно нам изменить?
(Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.)
Вывод: Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
точность во всем
дисциплина
порядочность
вдохновение
умение слушать критику
внимание
воля
уверенность в собственных силах
способность доводить дело до конца
высокий общий уровень развития
знание своего дела
Задание 3-ей группе: Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?
(Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.)
Вывод: Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.
4-ый этап: рефлексия.
ЗАПОВЕДИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой вклад в конструктивное дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
Игра Ассоциации со словом «творчество»
Т-труд
В-вдохновение
О-оригинальность
Р-развитие
Ч-чувство новизны
Е-единство целей и действий
С-сотворчество, созидание
Т-талант
В-время
О- основа педагогической деятельности
Слово-наречие по оценке значимости сегодняшнего педсовета:
С-СЛАЖЕННО
П-ПОЛЕЗНО
А-АКТУАЛЬНО
С-СОВРЕМЕННО
И-ИНТЕРЕСНО
Б-БЛЕСТЯЩЕ
О-ОРИГИНАЛЬНО (См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1)
.
Рефлексия проведённой работы: у каждого педагога на символе-сердечке написано слово «спасибо». Словом-наречием оценивают значимость педсовета (наречие можно заменить словом другой части речи):
с- слаженно, совместно, сплочённо, свежо, сотрудничество, согласованно, старательно;
п- полезно, прилежно, помощь, поощрение, правдиво, познавательно, позитивно, перспективно;
а- актуально, аккуратно, активно;
с- современно, серьёзно, созидательно, соответствие цели, содружество, самосовершенствование, сплочённо, согласие;
и- интересно, индивидуальность, интеллигентно, интеллектуально;
б- блестяще, благодатно, блистательно, благодарность, быстро, благородно;
о- оригинально, оптимистично, опыт, организованно, откровенно, отлично, отменно.
Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»).
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш.Амонашвили
Заголовок 115