Презентация педсовета Школьная система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, перспективы
«Мы должны научиться измерять то, что считаем важным, а не то, что легче всего измерить» А.ЭйнштейнШкольная система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, перспективы Педсовет МБОУ средней общеобразовательной школы № 127 30.03.2015 1. Не должна быть субъективной 4.Стимулирующая роль 2. Должна быть адекватной 3. Мотивирующая составляющая Характеристики оценки 5. Дифференцированность 6. Понятность 7. Уважительность ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Программадуховно-нравственногоразвития Фундаменталь-ное ядро содер-жания образо-вания Программаформированияуниверсальныхучебныхдействий Примерные учебные программы Образовательный процесс Планируемые результаты Система оценки: модель обеспечения качества образования.Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность.Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода. уМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ А в т о р с к и е п р о г р а м м ы и У М К Концепциядуховно-нравственноговоспитания Запросы семьи, общества, государства Базисныйучебныйплан Программаформированиякультуры здорово-го и безопасногообраза жизни Программакоррекци-оннойработы Испытываете ли Вы проблемы с системой оценивания учебной деятельности в условиях перехода на ФГОС В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по ФГОС второго поколения? Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ;оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода; оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений, Портфолио или иные формы);использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; Особенности системы оценивания 1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно - измерительными материалами. 2.Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям. 3.Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. 4.Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников. 5.Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию. Проблемы оценивания ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:учитель, ученик,ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:государственныеслужбы аттестация:выпускник мониторинг:системаобразования Модели оценочной деятельности Объекты оценки личностных результатов Сформированность самооценки Сформированность мотивации учебной деятельности Ориентация на содержательные моменты образовательного процесса Сформированность внутренней позиции обучающегося Сформированность основ гражданской идентичности Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений Оценка личностных результатов стартовая диагностика;текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание. Три вида оценивания Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов Модель системы оценивания планируемых результатов по физической культуре в соответствии с ФГОС устный опрос; письменная самостоятельная работа; диктант; контрольное списывание; тесты; графическая работа; изложение; сочинение; доклад; творческая работа; диагностическая работа контрольная работа; диктант; изложение;тестирование; проверка осознанного чтения Оценка предметных результатов ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ начало сентября Стартовая работа Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электроном дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия Диагностическая работа Направлена на проверку операционного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. Не более одного раза в месяц Самостоятельная работа Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы: указывает достижения и трудности в данной работе; Учитель проверяет и оценивает выполненные школьников задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. Проводится после решения учебной задачи Проверочная работа Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни: 1 фронтальный, 2 рефлексивный (предметный), 3 ресурсный (функциональный). Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням. Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия. проводится 2-3 раза в год Решение проектной задачи Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл. Конец апреля-май Мои достижения. Итоговые комплексные работы Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. Накопительная система оценки ФГОС 2004 г. ФГОС 2011 г. Нет в Стандарте Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень образования Оценка достижения планируемых результатов Ненацеленность системы на обеспечение и управление качеством образования по результатам комплексной оценки (личностных, метапредметных и предметных)Отсутствие единой нормативной системы, регламентирующей инвариантную составляющую системы оценкиИспользование традиционного инструментария, ориентированного на оценку овладения отдельными знаниями, умениями, навыкамиОтсутствие диагностической оценки и адресной помощи учащимся Риски не получить те эффекты, на которые ориентированы ФГОС второго поколения Преемственность в обучении начальной школы и основного общего образования Разработать систему оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования Проект решения 2. ШМО словесников:2.1. провести методический семинар по изучению нормативно-правовой документации по ФГОС второго поколения2.2. Составить план повышения своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС 3. Руководителям ШМО разработать план мероприятий для проведения диагностики уровня сформированности УУД и общеучебных компетенций учащихся при переходе на ФГОС 5-х классов