Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика
Технологическая карта урока литературы в 5 Б классе
Тема урока: «Бородино». Проблематика и поэтика
Цели урока (образовательные): помочь обучающимся понять идейно – художественные особенности стихотворения «Бородино»; развивать навыки анализа поэтического текста; научить определять тему и идею произведения; уметь определять изобразительно – выразительные средства языка и их роль в стихотворении; помочь понять своеобразие стихотворения; уметь давать характеристику и нравственную оценку героев стихотворения;
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Организационный момент, психологический настрой
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться.
Правила общения на уроке
При разговоре не перебивай собеседника.
Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.
Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.
Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо.
Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.
Словесная форма.
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Проверка домашнего задания
Учитель: А теперь перейдем к проверке домашнего задания
Учащиеся выразительно читают М.Ю. «Бородино»
Словесная форма
Коммуникативные УУД: уметь выразительно читать тексты
3. Актуализация знаний
Объяснение целеполагания урока.
Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.
Вопросы:
-Как вы думаете, достаточно ли для изучения такого стихотворения одного урока?
-О чем, по – вашему, мы еще не сказали и о чем нужно продолжить разговор на сегодняшнем уроке?
-Запишем тему урока. «Проблематика и поэтика стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Целеполагание.
-Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Обучающиеся говорят о том, что героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года имел огромное значение для России; стихотворение Лермонтова увековечило память народа об этом историческом событии; кровавое сражение на Бородинском поле и подвиг русского народа изображен поэтически.
Слово учителя.
- «Бородино» - лирическое стихотворение. Главное в нем не изображение хода битвы, а раскрытие чувств и мыслей простых солдат и слитых с ними мыслей и чувств поэта, его размышления о роли простого народа в победе и о значении Бородинской битвы, о судьбе личности и возможности ее единения с простым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава родины, и о многом другом.
-Лермонтов пишет стихотворение в 1837 г., через 25 лет после битвы и упрекает своих современников в том, что они недостойны своих отцов. «Богатыри – не вы»
Определение цели учебной деятельности.
Формулировка темы урока.
Ответы на вопросы учителя
Беседа словесный метод.
Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:
работа с ассоциациями;коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.
4. Работа по теме урока
1. Вопросы:
1. Что заставило молодого солдата задать вопрос:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?
(Желание больше узнать об истории своей страны, здоровое любопытство и обидная мысль о вынужденном оставлении Москвы, что вовсе не говорило о поражении русской армии.)
2. Постарайтесь узнать героев и продолжите их характеристики:
а) смелый, сильный, бесстрашный, верен присяге, добр к солдатам, сердечен (полковник);
б) улыбчивый, внимательный, искренний, простодушный (молодой солдат);
в) скромный, спокойный, задумчивый, добрый, удалой (дядя);
г) отважные, рвутся в бой, поклялись умереть, но врага не пропустить: «Уж мы пойдем ломить стеною, / Уж постоим мы головою за Родину свою!..» (русский народ).
Образ солдата-артиллериста поэт не случайно делает центральным. Эти войска считались основной, ведущей силой русской армии, именно артиллерия наводила ужас на врагов.
«Чуть утро осветило пушки»
«Забил заряд я в пушку туго»
«Картечь визжала»
«И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой»
2. Организация работы в группах с материалом учебника и дополнительной литературой (Приложение №1)
Корректировка выполнения заданий.
Физкультминутка
1.Ответы на вопросы викторины.
2.Работа в группах (Приложение №1)
Распределение и выполнение заданий.
Презентация результатов своей работы.
Оформление отчёта о выполнении задания
Коллективная работа
Групповая работа.
Практический метод.Приём познавательной активности через творческое задание.Работа со словарями
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах;
регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции
Ответ на вопрос на осознанное восприятие текста стихотворения (каждый вариант получает два вопроса по тексту стихотворения)
1.Выявление осознанности восприятия. 2.Осуществление первичного обобщения знаний
3.Организация деятельности по применению полученных знаний
(Приложение №2)
1. Ответ на вопросы.
2. Запись ответа на вопрос в тетрадь.
Работа по вариантам, выбор человека, который сможет обобщить сказанное.
Личностные:
самопроверка и взаимопроверка;
регулятивные:
·
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение
осознанно строить письменное высказывание;
коммуникативные:
контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Работа с текстом
-А теперь мы поговорим о художественных приемах (тропах) , которые помогают созданию картины боя.
Записывают в рабочий лист художественные средства
Работа в парах (приложение 3)
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; умение систематизировать и применять материал, полученный на предыдущих уроках;
Регулятивные УУД Оценка и взаимооценка. Оценка действий партнёра.
Личностные УУД
Выполнение обязанностей ученика.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Составить синквейн к слову Бородино (если останется время)
Организует самостоятельное выполнение заданий на новый способ: составляют синквейн к слову Бородино.
Самостоятельная работа
Познавательные УУД.
умение систематизировать и применять материал, полученный на предыдущих уроках
5. Подведение итогов
1.Организует деятельность по применению полученных знаний.
Вопросы:
Какова тема стихотворения «Бородино»
Какова его основная мысль?
Ответы на вопросы
Обсуждение результата работы с лирическим произведением
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
6.Рефлексивно-оценочный этап.
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебнойдеятельности, соотносят цель ирезультаты, степень их соответствия.
Беседа.
Заполнение таблицы (Приложение №4)
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные:
рефлексия;личностные:смыслообразование.
7.Домашнее задание.
Объясняет домашнее задание.
Выучить отрывок
Слушают и записывают в дневник.
Познавательные:
умение делать выбор и обосновывать его.
Приложение 1
Работа в группах
Группа №1 – «Лингвисты»
Задание:
1. Пользуясь «Словарём устаревших слов русского языка» и «Словарём иностранных слов», дайте толкование лексического значения следующих слов:
редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурман, поле грозной сечи, постоять головою.
2. Почему М.Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? Можно ли было их заменить другими?
Группа № 2 – «Историки» (6 человек)
Задание:
1. Каков исход сражения?
2. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения возникает ощущение победы? Какую оценку вы дадите исторической битве?
Группа № 3 – «Литературоведы» (6 человек)
Задание:
1. Как говорит рассказчик о начале сражения? Перечислите глаголы, передающие движение.
2. Охарактеризуйте строфы, рассказывающие о сражении (со слов «И только небо засветилось»). Каким вы видите этот бой? Приведите примеры из текста.
Приложение 2
Вопросы по вариантам по тексту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
1 вариант:
1. Чем можно объяснить наличие в тексте стихотворения слов: «мы», «наш», «наши», «все»?
2. Что заставило старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
2 вариант
1.. Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?
2. Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Могучее, лихое племя
Высказывает ли этим бывший воин недоверие к следующему поколению? Почему?
1 вариант:
1. Чем можно объяснить наличие в тексте стихотворения слов: «мы», «наш», «наши», «все»?
2. Что заставило старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
2 вариант
1.. Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?
2. Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Могучее, лихое племя
Высказывает ли этим бывший воин недоверие к следующему поколению? Почему?
Приложение 3
Рабочий лист
№ п/п
Название тропа и его определение
Примеры из стихотворения
1.
Сравнение.
Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.
2.
Гипербола.
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого- либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что – высмеивает.
В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями.
3.
Эпитет.
Художественное, образное определение.
Веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска.
Приложение 4
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже
15