«Инновационные технологии в образовании» «Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность»
Выступление на городской педагогической конференции
«Инновационные технологии в образовании» (27 марта 2015 г.)
Тематика: «Работа с одаренными детьми»
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы,
классный руководитель
6Г, 9В классов
Бабич С. П.
«Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность»
Однажды, находясь на портале «Про школу», я прочитала о ребенке, который обучаясь в начальной школе в классе седьмого вида, стал золотым медалистом, получив на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ 98 баллов.
Эта «история» заставила меня посмотреть совершенно другими глазами на некоторые недостатки уч-ся и ещё раз убедила в том, что и среди обучающихся есть ребята, которым не всегда удаётся без посторонней помощи раскрыть свои способности и таланты, поскольку одарённость не всегда бывает явной.По мнению современных учёных, около 20% сегодняшних школьников – это дети с так называемой скрытой и проблемной одарённостью, основные признаки проявления которых мы часто принимаем за детские проблемы и недостатки.
Поэтому важно создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.
Очень многое в их судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить.
В мире так много людей,
Которым никто не помог пробудиться...
Экзюпери
Делать это в современных условиях достаточно сложно, но возможно.
Вот те причины, которые способствовали тому, что на сегодняшний день у меня два классных руководства: 6Г и 9В,
с 9В я работаю третий год,
с 6Г второй.
Приняв решение работать с двумя классами, я включилась в работу, направленную на выявление, поддержку и развитие одаренных детей, причем меня очень интересовало: в каком возрасте дети являются для нас доступнее.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве классного руководителя и учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
То, чего достигла, чему научилась, реализуя поставленную задачу, я хотела бы сегодня вам продемонстрировать.
Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость,
по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения.
Педагогический словарь даёт такое толкование термина
одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.
В 2013 году я прошла курсы «Развитие творческой одаренности учащихся в условиях общеобразовательной школы», посетила городской семинар, посвященный работе с одаренными детьми
познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Богоявленской Д.Б., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б., Рензулли Дж., Кларка Б.
Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности.
Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Это две полярные точки зрения.
Мне же больше нравится третья,
сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.
Мне показалась интересной формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что
«Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.
Я согласна с мнением Селивановой, но, учитывая свой немаленький стаж работы, победу в конкурсе «Самый классный классный» по теме «Создание условий для развития творческой личности», решилась немного дополнить формулу.
По моему мнению,
«Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность».
Эта мысль помогла мне расставить приоритеты в своей работе:
Знаю - ребенок получает много от родителей - от генов не уйти!!!, акцент я делаю на мотивацию ученика, а лишь затем на приёмы и методы обучения.
В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить…
Шалва АмонашвилиКак мотивирую? Это может выглядеть так! (Притча )Второй задачей, решением которой я занимаюсь в настоящее время, стало выявление среди моих воспитанников детей с признаками одарённости.
При этом мною использовались самые разнообразные методы диагностики детской одарённости:
Номинация, где в качестве источника информации выступали коллеги - учителя, классные руководители, психологи, социальные педагоги, которые называли имена кандидатов в одарённые.
Общаясь с родителями обучающихся и другими членами семей с помощью вопросников, интервью, анкет, я изучала условия жизни детей, особенности их развития, начиная с раннего детства, круг интересов и увлечений школьников.
Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и реальных достижениях детей, их внешкольных интересах и возможностях получала благодаря одноклассникам, друзьям, которым предлагалось оценить того или иного ребёнка, отвечая на разного рода вопросы.
Безусловно, крайне интересной была информация, полученная о детях на основе их самооценки, полученной в ходе анализа ученических портфолио, сочинений на тему «Несколько слов о себе».
Оценка работ и конкретных продуктов деятельности детей, их достижений также дала материал для анализа и размышления.
С особой осторожностью использовала психометрические (тестовые) методики. Психологи подобрали пакет диагностических методик, который существенно помогает в работе по изучению и сопровождению развития одарённых детей.
Основной задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей.
Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:
Обеспечение высоко уровня подготовки уч-ся в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка,
развитие индивидуальности одаренного ребенка.
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера
проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Одарённым детям, на мой взгляд, крайне важно научиться определять и планировать свою учебную деятельность.
Составляем ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
(привлекаю родителей)
Основное достоинство этой формы обучения в том, что она даёт возможность
1)построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;
2)увеличить темп изучения учебного материала;
3)обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;
4)повысить интенсивность обучения;
Так выглядит маршрут
Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год
Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуального образовательного плана ученика таковы:
1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей
2-й этап – постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета,
3-й этап – экспертиза ИОП ученика, ее презентация автором.
4-й этап – реализация ИОП и подведение итогов работы.
Результатом реализации ИОП может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ.
А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль,
помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий,
в умении составлять алгоритм собственных действий,
в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне,
что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка.
Таким образом, индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика как в личностном, так и образовательном плане.
В последнее время всё чаще я пытаюсь использовать на уроке ИКТ, поэтому составляемые мной ИОП теперь ориентированы прежде всего на работу и с ЦОР. Они содержат в большинстве случаев гиперссылки на те сайты интернета, которые полезно использовать в самостоятельной работе по изучению учебной темы. Наиболее активно из них я использую сайты, представленные в приложении №5
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка
Образовательные технологии
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
Проектный метод обучения
Разноуровневое обучение
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Исследовательские методы обучения
Технология «Дебаты»
Система инновационной оценки «портфолио»
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Результат
Повысилась успеваемость
Увеличилось число участников конкурсов
Вырос результат участия
Изменилось отношение родителей к школе, работе учителя ,
Увеличилось посещаемость род собр….
Гениальный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, у которого кровь в жилах течёт педагогическая утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в «рассол», он обязательно просолится. Благодаря, кстати, явлению диффузия!
Как же создать такой рассол? Оказалось всё просто: создай «волшебную» среду на уроке и вне урока, позволяющую каждому ребёнку почувствовать себя успешным.
«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель»
А. ДиствергОчень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик:
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».