Применение игр по природоведению на уроках.


Применение игр на уроках природоведения для развития познавательной деятельности
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным-
вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
В игре у ребенка формируется воображение. Игра, являясь простым и близким младшему школьнику способу познания окружающей действительности, является наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Сегодня содержание природоведения составляет три группы знаний: человек, природа, общество. Таким образом, происходит интеграция естественно-научных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.
Во-вторых, – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.
В-третьих, при изучении содержания курса ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.
В настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы. В процессе изучения курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу , к своей Родине, к Крыму. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
В процессе обучения используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, воспитателя группы продленного дня, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов, видеофрагментов ЭОР.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. В современной методике и практике обучения природоведению в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра.
Содержание дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, т.е. содержание действующих программ по произведению в начальной школе. Учащиеся младших классов с интересом участвуют во всех играх, соревнуются друг с другом в преодолении возникающих трудностей. Приведу примеры нескольких игр, используемых мною в работе.
Игра «Овощи – фрукты». Цель: закрепить и повторить понятия «овощи», «фрукты».
Борщ-компот. Предлагаю детям помочь Львенку и Черепахе приготовить борщ и компот, потому что они не знают какие продукты им понадобятся. Учащиеся раскладывают картинки с изображением овощей и фруктов в соответствующие кастрюли.
Игра – загадка «Кто обедал в птичьей столовой?»
Цель: закрепить понятия о зимующих птицах, о помощи зимующим птицам.
«Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлебные крошки. Прилетели маленькие, серенькие птички, хлеб склевали, рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птицы. Грудка красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, а на крыльях по белой полоске. Плодов на ветке не осталось.»
- Какие птицы прилетали к кормушке?
- Какие еще птицы могли склевать корм, оставленный мальчиком в кормушке?
- Каких птиц вы подкармливаете?
При изучении темы «Лиственные и хвойные деревья» провожу игру «Детки, с какой ветки?»
Цель игры: закрепить понятия «Лиственные и хвойные деревья», их плоды и семена.
С какого дерева упал первый лист?
На столе лежат 3 шишки (еловая и сосновая). Какая шишка упала с ветки 2?
С какого дерева «детка» № 3?
С какого дерева лист № 4?
Покажи «детку» с пятой ветки?
В процессе таких игр развивается мышление ребенка, его речь.
Мышление младшего школьника наглядно – образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представление. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас младшего школьника, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. Подобные игры приучают детей быть внимательными. Готовясь к уроку, дети делают выписки из журналов «Колосок», «Крымуша», из детской энциклопедии. На таких уроках дети выступают не в роли пассивных слушателей, а становятся соучастниками познания нового. На уроках ощущается высокая эмоциональная приподнятость, дети с полным вниманием и интересом слушают рассказы своих товарищей. Школьники приводят примеры из своей жизни, личных наблюдений, сообщают сведения, полученные из телепередач. Такие уроки способствуют развитию познавательных интересов у учащихся, вызывают у них положительные эмоции, связанные с учением. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». (Ушинский) Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлено на достижение поставленной цели.
В теме «Полезные ископаемые» я использую игру «Лото». На карте изображены условные знаки полезных ископаемых; а на карточках – их названия. Нужно найти карточку с названием и закрыть ею изображение соответствующего условного знака.
Ребята очень любят играть «В города». Один ученик называет город, второй должен придумать название на последнюю букву, например; Ялта – Алушта – Алупка – Архангельск-Киев.
При изучении темы «Животные и растения леса», вопросы составляю в виде загадок.
1.Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
2.Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
3.По веткам скачет, да не птица:
Рыжая, да не лисица. (Белка)
Очень важно, чтобы одна и та же тема, которую надо «твердить сто раз», изучалась с разных сторон, в разных связях и отношениях. Двигательная активность является биологической потребностью человека, дефицит движений приводит к серьезным нарушениям в функции организма. На всех уроках у меня есть физкультминутки. Своевременный активный отдых, снимающий напряжение, способствует не только сохранению нормальной осанки, но и активизирует учебный труд. Дети после физкультминутки сразу включаются в работу. Без хорошего беглого чтения каждого ученика не может быть и речи об эффективном уроке. Применение занимательного материала преследует цели; пробудить интерес к уроку природоведения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширить их кругозор.
Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.
Очень важно проводить игру выразительно. Поэтому я провожу игры эмоционально, сама включаюсь в игру и вместе с детьми радуюсь или огорчаюсь.
При проведении игр следует отметить:
- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен к творческой деятельности;
- игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию, соответствовать их уровню развития;
- яркая наглядность способствует проведению игры;
- игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме.
Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Д/и: «Угадай задуманное» Цель: повторение и закрепление пройденного материала по выбранной теме.
Описание игры: Один из учеников выбирается ведущим, он должен выйти из класса. Остальные в это время задумывают название какого-либо животного, растения, птицы, изученного по теме. Вернувшись в кабинет, ведущий должен постараться угадать задуманное. Для этого он задает вопросы, где водится (растет), большой или маленький, чем питается и т.д.
Д/и: «Скажи шестое» Цель: закрепление знаний, полученных по изучаемому материалу.
Описание: выбирается ведущий (на начальном этапе лучше, если это будет учитель). Он обращается к кому-либо из учеников с предложением – «скажи шестое». При этом он должен быстро назвать подряд 5 растений (зверей, птиц, рыб…), а тот к кому обращаются, должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать шестое. Повторять сказанное ведущий не имеет права. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим, если нет, ведущий остается прежним.
Д/и: «Обитатели зоопарка» Цель: направлена на проверку знаний, умений, навыков по выбранной преподавателем теме.
Описание: у каждого играющего – карандаш и листок бумаги. Каждый должен в течение 5-10 минут написать как можно больше названий зверей, птиц, рыб и прочих обитателей зоопарка. По истечении времени каждый по очереди зачитывает свои слова. Если у кого-либо есть зачитываемое слово, то он говорит: «Есть». Тогда все написавшие его (и тот, кто зачитывал) зачеркивают это слово. После того как все зачитывают написанные ими слова, каждым подсчитывается количество слов, не повторенных другим, то есть незачёркнутых (чем больше таких слов, тем лучше).
Д/и « Клуб почемучек» Цель: расширение знаний по материалам программы изучаемого предмета.
Описание: игра построена в форме викторины. Вопросы могут подбираться на разные темы, на усмотрение учителя. Подбор вопросов должен соответствовать возрасту детей, уровню их подготовленности, умственным способностям, но на обязательно все вопросы должны укладываться только в рамки изучаемой программы. Младшим школьникам еще не скоро придется изучать такие предметы, как физика, химия, биология. Однако многие из явлений, с которыми им приходится сталкиваться каждый день, они способны осмыслить.
Возможные вопросы:
Почему летом мы носим одежду преимущественно светлого света?
Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?
Что такое молния и гром?
Почему весной охота на пушных зверей запрещена?
Почему испугавшись чего- нибудь, лошадь начинает фыркать?
Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камешки?
Почему комнатные растения нужно поливать не холодной ( особенно зимой), а теплой водой?
Почему распространенное сорное растение называют пастушьей сумкой?
Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?
Почему кустарник дикой розы называют шиповником?
Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?
Куда зайцу удобнее бежать, гору или с горы?
Что значит «волка ноги кормят»?
Мы часто употребляем выражение: «…где раки зимуют».
Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень?
Анаграммы: «Найди животное в словах»
Банка – кабан; багаж – жаба; колосья – лось; кино – пони; дудочка – удод: пион – пони;
осада – оса; зонтик – кот, кит; волна – вол; каркас – рак; кожух – жук; салон – слон;
барабан – баран; село –осёл.
Д/и: «Пятый лишний»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
Д/и: « Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль …
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Д/и: «Умозаключения» Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Экскурсии в природу; в музей; на производственные учреждения; к местам исторических событий.
После экскурсий или прогулок дети должны обязательно описать, нарисовать, смоделировать свое отношение к увиденному
Ребус - это игра (как разновидность настольной игры), в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана).
Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.
Определение природных зон по иллюстрациям. По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир. Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона.
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления признаков.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления
На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
В описании загадки использованы метафоры.
1. Много рук, а нога одна. (Дерево)
2. Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
Кроссворды, как разновидность настольных игр, могут быть выполнены на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Их можно использовать на интегрированных уроках, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.
Приложение 1. Кроссворды
I. Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения.
1 Л 2 И 3 С 4 Т 5 О 6 П 7 А 8 Д 2 Ива 8 Дуб
7 Берёза
3 Смородина
1 Клён
5 Орешник
4 Лиственница 6 Липа
(Под номерами рисунки)
Задание: Рассмотри рисунки. С каких деревьев и кустарников опали листья? Впиши их названия соответственно цифрам.
II. Тема: «Строение растений».
По горизонтали: 1. Эта часть растет вниз, находится в почве. 2. Эти части растут на стеблях, при их помощи растения питаются и дышат. 3. Эта часть образуется на стебле, из него развивается плод.
По вертикали: 4. Эта часть образуется из цветка, в нём развиваются семена. 5. Эта часть растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. 6. Они находятся в плодах, ими растения размножаются.
4 5 1 2 6 3 Задание: Впишите в кроссворд названия частей растений соответственно цифрам.
III. Тема: «Круговорот воды в природе».
4
3 1 2 К Р У Г О В О Р О Т
1,2,3 - состояние воды
4 - условие, при котором вода бывает в различных состояниях.
Задание: Разгадайте кроссворд.
IV. Тема: «Растения и животные леса».
1 1 112 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 110 11 1 Хвойное дерево - новогодняя гостья. (ель)
Лиственное дерево - медонос. (липа)
Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют деревом здоровья.( Сосна)
Хвойное дерево. (пихта)
Лиственное растение, может быть и деревом и кустарником, растёт по берегам рек, называют «плакучая». (ива)
Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору. (берёза)
Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты. (клён)
Лиственное дерево - пионер, первым заселяет свободные открытые пространства. (осина)
Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздьями. Плоды красного цвета, ими зимой питаются дрозды, снегири. (рябина)
Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растёт в скверах, парках. (
Лиственное дерево, зацветает весной до распускания листьев. Осенью листья, вплоть до опадания, остаются зелёными.
Задание: Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовёте растения, то под цифрой 12 прочтете название дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.