Доклад на тему Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы


Северо-Казахстанская область
Жамбылский район
с.Архангелка
Доклад на тему:
«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»
(районная конференция)
Выполнила: учитель русского языка и
литературы Хамитова Гульнар Елеуевна
2014-2015 учебный год
Урок в современной школе:
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изложенного материала, в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся,при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю, применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам русского языка и литературы, активизирует познавательный процесс учащихся, осовременивают урок.Электронные учебные пособия оказывают сильное воздействие на память, воображение, облегчают процессы запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо эпохи, создает иллюзию соприсутствия, сопереживания.
В чем же заключаются особенности «инновационного обучения»?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна».
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
 соответствие концепции гуманизации образования;
 преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
 использование личностно ориентированного обучения;
 поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
 соответствие социокультурной потребности современного общества
самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
 формирование личностных качеств учащихся;
 выработка умений, влияющих на учебно-познавательнуюдеятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
 развитие различных типов мышления;
 формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
 оптимизация учебно-воспитательного процесса;
 создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
 включение учащихся в креативную деятельность;
 тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
 развивающее обучение;
 проблемное обучение;
 развитие критического мышления;
 дифференцированный подход к обучению;
 создание ситуации успеха на уроке .Основными принципами инновационного обучения являются:
 креативность (ориентация на творчество) ; усвоение знаний в системе;
 нетрадиционные формы уроков;
 использование наглядности.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
 ассоциативный ряд;
 опорный конспект;
 мозговая атака;
 групповая дискуссия;
 кластеры;
 синквейн;
 эссе;
 ключевые термины;
 перепутанные логические цепочки;
 дидактическая игра;
 исследование текста;
 работа с тестами;
 нетрадиционные формы домашнего задания.
На уроках литературы использую интегрированные проекты - это исторические справки, которые часто нужны на уроках литературы, живописные иллюстрации, ведь у литературы много смежных дисциплин: и живопись, и история, и музыка. Рассказ об этом расширяет кругозор учащихся, украшает урок.
На уроках литературы часто не обойтись без исторического комментария. Его приходится привлекать при изучении таких тем, как Жития Святых, произведений, которые затрагивают исторические личности, такие как "Борис Годунов", "Капитанская дочка" и другие. И без подробного исторического комментария не обойтись.
Литература стоит в ряду видов искусства, и её невозможно изучать без привлечения смежных видов искусства: музыки, живописи, скульптуры. И на уроках начинает звучать музыка, анализируются произведения живописи. Часто это лучше делать с помощью заранее приготовленных видеоклипов. Ведь на уроке надо соблюдать и такой принцип, как эстетичность, и хорошо представленный наглядный материал многое может сделать в эстетическом воспитании наших учеников.
Очень часто я использую презентации не к одному уроку, а к системе уроков по какому-то произведению. Так я сделала, например, по темам «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя в 9 классе, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина в 8 классе, «Война и мир» Л.Н.Толстого в 10 классе и др. Такая презентация наполнена различным медиаматериалом: иллюстрациями к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением.
С помощью программы PowerPoint можно создавать и тесты, игровой материал к урокам, викторины, кроссворды. Такие тесты выполняются коллективно, в ходе игры на уроке. При этом выбирается либо лучший знаток (кто больше набрал баллов), либо лучшая команда, если игра проводится по командно.
Презентация к уроку может быть выполнена в виде игры или путешествия. Так, например, по теме«Одиссея» для 6 класса ребята путешествуют по карте скитаний Одиссея, переходя по гиперссылкам. Каждый слайд посвящён какой-то определённой остановке героя. Чтобы двинуться дальше, они должны выполнить задания на знание текста. Таким образом проверяется знание текста, повышается интерес к урокам литературы, развиваются коммуникативные умения и навыки.
Применяю презентации и на уроках русского языка. Но урок русского языка не требует большого количества видео и картинок. И оченьудобно схему, таблицу или сложные предложения проецировать на доску. Но иногда я создаю презентации для разнообразия и привития интереса к предмету русского языка, особенно если это урок-обобщение или зачёт. Конечно, создаю презентации и к урокам по картинам, ведь без репродукции не обойтись.
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
И в заключении хотелось бы пожелать, чтобы девизом каждого учителя сегодня стали слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»