Презентация по теме Александр Трифонович Твардовский
МБОУ «Центр образования № 9»Презентация на тему «Жизнь и особенности творчестваАлександра ТрифоновичаТвардовского»Выполнила учитель Смирнова Л.В.
Истоки. Детство. А.Т. Твардовский родился 21 июня 1910 года на «хуторе Столпово», относившемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в многодетной семье.Дом писателя на хуторе.
Дед Гордей Васильевич – уроженец Белоруссии, крепостной крестьянин – был за провинность отдан в солдаты и отслужил немалый срок в царской армии, а после возвращения закрепился на смоленской земле, обзавёлся хозяйством и семьёй. У него было 8 детей, самый младший из них – Трифон – стал впоследствии отцом будущего поэта. Александр Твардовский хорошо помнил и очень любил деда. В стихотворении «Мне памятно, как умирал мой дед…» (1951) переданы чувства глубокой привязанности и боль утраты, впервые с такой остротой пронзившей детское сердце: Мы с ним дружили. Он любил меня. Я тосковал, когда он был в отлучке, И пряничного ждал себе коня, Что он обычно приносил с получки.
Отец поэта Трифон Гордеевич окончил трёхклассную сельскую школу, проявив способности к учёбе и особую страсть к чтению. Он обладал хорошим музыкальным слухом и голосом. Был человеком самобытным, с весьма твёрдым, даже крутым и жёстким характером. Мать поэта Мария Митрофановна - добрая, красивая, работящая женщина – была дочерью обедневшего мелкопоместного дворянина Митрофана Яковлевича Плескачевского. Она обладала чуткой, впечатлительной душой. На её плечи легли немалые хозяйственные заботы по обеспечению жизни семьи и по воспитанию детей, а их было семеро. С малых лет и до последних дней Твардовский всегда нежно любил Марию Митрофановну, о чёмсвидетельствуют посвящённые ей стихи. А также лирический цикл «Памяти матери»(1965), написанный в связи с её смертью.
В семье Твардовских никто не оставался без работы, каждому находилось дело по силам. С самого раннего возраста Саша впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней, особенно в пору летней страды. Вместе со старшим братом он пас скотину, гонял в ночное коней, помогал отцу в кузнице. Ну а долгие зимние вечера посвящались чтению вслух книг Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Никитина и А. К. Толстого… Именно тогда и возникла в душе мальчика подспудная,неодолимая тяга к поэзии, в основе которой была сама,близкая к природе, деревенская жизнь с её трудностямии радостями. Ещё до поступления в школу он начинает сочинять первые стихи. Маленький Саша.
С осени 1920 года Твардовский учился в сельской школе в Ляхове, а затем в Егорьевской и Белохолмской школах недалеко от Загорья. Уже тогда у него обнаружились острый интерес к происходящему в жизни и страстное желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о них другим людям. В 1924 году он вступает в комсомол и тогда же в качестве сельского корреспондента начинает посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Это были первые, ещё ученические опыты будущего писателя. В одном из поздних стихотворений Твардовский рисует выразительную картину тех давних времён, психологически тонко воссоздавая своё состояние и внутренний, душевный настрой: Погубленных берёзок вялый лист, Ещё сырой, ещё живой и клейкий, Как сено из-под дождика, душист.
Поиски себя. К середине 1920-х годов относится становление и формирование Твардовского – поэта. Идут напряжённые поиски себя. В период работы сельским корреспондентом он печатает в местных газетах свои юношеские и ещё несовершенные стихи. Таково было и самое первое стихотворение «Новая изба»: Пахнет свежей сосновой смолою. Желтоватые стенки блестят. Хорошо заживём мы семьёю Здесь - на новый советский лад.
Между тем отношения с отцом складывались далеко не просто. В 1928 году, после конфликта, а затем и разрыва с отцом, Твардовский расстался с Загорьем и переехал в Смоленск, где долго не мог устроиться на работу. В это время большую роль в его судьбе и творческом развитии сыграл М. Исаковский, знакомство с которым впоследствии перешло в многолетнюю дружбу. А.Т.Твардовский М. Исаковский
В эти годы Твардовский пишет много, но, как сам отмечал в «Автобиографии»,- «ученически беспомощно, подражательно». Строго и взыскательно относясь к себе, ощущая несовершенство своих творений, он вместе с тем ищет собственный путь к поэзии, своё особое место в ней и одновременно – ищет понимания и признания. Зимой 1930 года Твардовский возвращается в Смоленск. Начинается новый , решающий период в его литературной судьбе. Происходят перемены и в его личной жизни. В 1931 году Твардовский женился на М. И. Гореловой, а в 1933 у них родилась дочь, появились немалые заботы по обеспечению семьи. Затем родилась вторая дочь. Жена Мария Илларионовна Поэт с дочерью
В 1932 году Твардовский поступает без приёмных экзаменов на первый курс Смоленского педагогического института с обязательством сдать за год наряду с институтскими зачётами и экзаменами все необходимые предметы за среднюю школу. Вся программа была им успешно выполнена.
Рождение поэта. В пору «ликвидации кулачества как класса» семью Трифона Гордеевича постигла трагическая судьба. 19 марта 1931 года все члены семьи были «раскулачены» и высланы на Север, в Зауралье. Александр не сразу узнал об этом, но и получив письмо от родных, не смог чем-либо помочь им. А когда бежавшие из ссылки и добравшиеся до Смоленска отец с 13-летним сыном Павлом обратились к нему за помощью, он, как вспоминает его младший брат Иван в книге «Родина и чужбина» (1996),встретил их словами: «Помочь вам могу только тем, чтобы бесплатно доставить вас туда, где были». Впоследствии этот поступок на протяжении многих лет доставлял поэту мучительные переживания, которыми он ни с кем не делился, нося незаживающую рану в своей душе. Свидетельством тому служат и его произведения: стихотворение «Братья» и поэма «По праву памяти». Младший брат поэта
В 1930-е годы разворачивается многообразная литературная деятельность Твардовского. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - подчёркивал он. Однако процесс его формирования шёл далеко непросто. В начале десятилетия, кроме прозаической повести «Дневник председателя колхоза» он пишет поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933) , в которых преобладал разговорный стих.Широкую известность принесла поэту написанная в середине 1930-х годов «Страна Муравия» (1934-1936) – поэма о судьбе крестьянина – единоличника, о его непростом и нелёгком пути в колхоз. В ней ярко проявился его самобытный талант. За деревней
Тогда же он пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу», ряд других заметных произведений. А «Страна Муравия» определяет в те годы складывающийся и противоречивый художественный мир Твардовского. «Выход этой книги в свет послужил причиной значительных перемен и в моей личной жизни. Я переехал в Москву…».
В Москве Твардовский поступает, точнее, переводится на 3 курс филологического факультета Московского института истории, философии и литературы и в 1939 году оканчивает его с отличием. В это время вышли его книги «Дорога» (1938) и «Сельская хроника» (1939), были написаны стихотворения «Матери», «Ивушка», «Ещё про Данилу», «Поездка в Загорье» и другие. В этом здании в 1936-1941 годах находилсяинститут философии, литературы и истории.
По окончании института летом, 1939 года, Твардовский посетил свои родные места на Смоленщине, и это отразилось в написанных тогда стихах ( «На хуторе Загорье», «На старом дворище» и др.) Осенью того же года он был призван в армию и участвовал в качестве корреспондента военной газеты. А.Т. Твардовский
Война. 22 июня 1941 года застало Твардовского на даче под Звенигородом. Он немедленно выехал в Москву, получил назначение в газету Киевского военного округа и уже через несколько дней прибыл на фронт, к местам боевых действий. Вместе с действующей армией он прошёл по дорогам войны от Москвы до Кенигсберга. Но главный его труд военных лет – это лиро-эпическая поэма «Василий Тёркин».
Впервые «Василий Тёркин» был опубликован в газете «Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 года были напечатаны вступительная главка «От автора» и глава «На привале». С тех пор и до конца войны поэмы по мере написания публиковались в этой газете. Кроме того, начиная с 1942 года поэма несколько раз выходила отдельными изданиями. «С того времени как в печати появились главы первой части «Тёркина», он стал моей основной и главной работой на фронте», - признавался Твардовский.
Параллельно «Тёркину» он пишет цикл стихов «Фронтовая хроника»( 1941-1945), ряд проникновенных лирических стихотворений, работает над книгой очерков, фронтовых записей и воспоминаний, пронизанных глубоко личным чувством. Усиление личностного начала в творчестве поэта 1940-х годов проявилось и ещё в одном крупном его произведении. В первый же год войны была начата и вскоре после её окончания завершена лирическая поэма «Дом у дороги» (1942-1946).
В годы войны Твардовским были написаны такие шедевры лирики, как «Две строчки» (1943), «Война – жесточе нету слова… (1944), «В поле, ручьями изрытом…»(1945), «Перед войной, как будто в знак беды…»(1945) и др., которые впервые были опубликованы в январском номере журнала «Знамя» за 1946 год.
«Жестокая память» Творчество Твардовского первых послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью». Подвиг народа, простого солдата раскрывается с особым драматизмом и силой личностного сопереживания, ощущения себя на месте каждого из павших. В 1945-1946 годах было написано стихотворение «Я убит подо Ржевом», написанное от первого лица. Условная форма – монолог павшего воина - избрана поэтом не случайно: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». Эти мотивы развиваются далее в стихотворениях «В тот день, когда окончилась война»(1948), «Сыну погибшего воина»(1949-1951), в трагическом и жизнеутверждающем цикле «Их памяти»(1949-1951).
Новый этап в развитии страны и литературы (1950 – 60-е годы) ознаменовался в творчестве Твардовского достижениями в сфере лирического эпоса – созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью – даль», сатирической поэмы – сказки «Тёркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы – цикла «По праву памяти».
Последние годы жизни. После завершения и публикации «Тёркина на том свете» Твардовский задумывает, а в последние годы жизни пишет лирическую поэму-цикл «По праву памяти»(1966-1969) – произведение трагедийного звучания. Поэма «По праву памяти» – это социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей собственной семьи: отца, матери, братьев, которую носил в себе и тяжко переживал на протяжении десятилетий.
Наряду с крупными произведениями Твардовский пишет стихи, вобравшие впечатления от его поездок по стране («Ещё о Сибири», «Байкал», «В тайге Приморья» и др.), а также ряд лирических стихотворений, составивших книгу «Из лирики этих лет»(1967).
При естественной для каждого писателя избирательности в восприятии литературных явлений Твардовского всегда отличала широта взглядов, глубина и точность оценок в этой сфере. Ему принадлежит ряд основательных, содержащих выношенные и самостоятельные суждения о литературе, статей и выступлений о поэтах и поэзии ( «Слово о Пушкине»,1962; «О Бунине», 1965; «Поэзия Михаила Исаковского», 194901969; «О поэзии Маршака», 1951-1967), отзывы и рецензии о Блоке, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштаме и других, вошедшие в книгу «Статьи и заметки о литературе», выдержавшую несколько изданий.
Помимо основной литературной работы, собственно поэтического творчества, особенно в послевоенное время необычайно интенсивной и плодотворной была общественно-литературная деятельность Твардовского, которой он сам придавал огромное значение. В 1950-1954, а затем с 1958 по 1970 годы он был главным редактором журнала «Новый мир». Вместе с тем его позиция и деятельность уже в начальную пору вызвали сопротивление со стороны литературного официоза и руководства Союза писателей. Летом 1954 года он был впервые отстранён от руководства журналом за публикацию в нём статьи В. Померанцева «Об искренности в литературе», ряда других критических материалов, а также в связи с тем, что его поэма «Тёркин на том свете» была расценена чуть ли не как «антисоветская». Один из выпусков журнала «Новый мир»
Во второй половине 1960-х годов, особенно в последние годы жизни Твардовского, руководимый им журнал подвергался всё большим нападкам. В мае 1969 года Твардовскому было предложено уйти с поста главного редактора «по собственному желанию». Твардовский мужественно противостоял этой травле, хотя всё происходящее вокруг журнала не могло не сказаться на его здоровье. В начале 1970 года вышел последний подписанный им номер журнала, а после решением Секретариата СП был изменён состав редколлегии, после чего Твардовский не мог не принять решения об уходе. А.Т. Твардовский на посту главного редактора
Здоровье Твардовского ухудшалось. В сентябре 1970 года он был помещён в больницу с частичным параличом правой стороны: отнялась рука, появились затруднения речи. Вскоре выяснилось, что у него к тому же запущенный рак лёгкого. И всё же, несмотря на пессимистические медицинские прогнозы, он прожил ещё более года, не желая сдаваться смерти и мужественно сопротивляясь ей. До последних дней он сохранил ясное сознание, интерес к жизни. И вместе с тем он спокойно и твёрдо встретил неизбежное. Умер Твардовский в ночь на 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра под Москвой. А 21 декабря он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награды и премии.Сталинская премия второй степени (1941) – за поэму «Страна Муравия»Сталинская премия первой степени (1946) – за поэму «Василий Тёркин»Сталинская премия второй степени (147) – за поэму «Дом у дороги»Ленинская премия (1961) – за поэму «За далью – даль»Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет»Три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)Орден Трудового Красного Знамени (1970)Орден Отечественной войны 1 степени (1945)Орден Отечественной войны 2 степени (1944)Орден Красной Звезды
Заключение. Вся разнообразная писательская деятельность Твардовского несёт на себе отпечаток его незаурядной личности. В эпоху всяческой ломки и эксперимента он неизменно утверждал естественность и органичность поэтического творчества, продолжающего лучшие традиции предшественников, опирающегося на многовековой опыт духовной культуры народа и человечества, питаемого вечным обновлением, новизной окружающего мира. Его воздействие современное и последующее поэтическое развитие, роль в формировании литературного процесса и вклад в отечественную культуру несомненны и плодотворны.
Литература.Агекян И.Н. Русская литература. - Минск, «Современный литератор», 2002Гришунин А.Л. Творчество Твардовского. Москва, «Правда», 19983. Русские писатели. 20 век. Биографии. – Москва, «Дрофа», 2000