Статья с обобщением педагогического опыта применения алгоритмов в процессе преподавания предмета русский язык
АЛГОРИТМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛУЧЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мясникова Елена Вячеславовна
МАОУ СОШ № 45, Россия, Челябинская область, г. Златоуст
Уже очень давно (более 30 лет назад), заканчивая Челябинский пединститут, в кабинете методики русского языка у моего любимого преподавателя Людмилы Ивановны Журавлёвой я переписывала толстую тетрадку «Алгоритмы и схемы по русскому языку». Тогда я ещё не понимала, что получаю «волшебную палочку», которая постоянно будет помогать в нелёгком деле открытия «врат учёности», которыми для человека любой профессии являются знания правил родной речи». Сейчас бывшая «тетрадка» уже получила статус учебного пособия и неоднократно переиздана, а я ни разу за все годы не разочаровалась в этой технологии – алгоритмизации в обучении.
Что же такое «алгоритм»? Это выполнение ряда действий, операций, которые приводят к правильному результату. Казалось бы, выучи правило – и вот тебе результат. Но далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом воспользоваться («правило знаю – применять не умею»). А благодаря алгоритму, то есть четкому разложению сложного действия на части и описанию «шагов» в применении правила, теория сливается с практикой, знание переходит в умение и навык. Кроме того, алгоритмизация процесса обучения закладывает фундамент творческого мышления, напряжённого думания, способствует повышению уровня грамотности.
Когда можно использовать алгоритм? Практика показывает, что на любом этапе урока. Причем, это может быть готовый алгоритм или коллективно созданный. Но, в любом случае, работа с алгоритмом позволяет выявить, каким материалом ученики владеют, какие операции являются для них элементарными, а какие – вызывают затруднения. Правильная организация материала в алгоритме делает его понятным и доступным. Например, многие затрудняются, когда возникает проблема орфографического разбора. Избежать этого помогает обобщённый алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм:
Правописание безударных гласных
Определи, в какой части слова орфограмма
/
\
в приставке или в корне
в суффиксе или в окончании
I
I
Выбери правило и примени его
Определи часть речи
I
Выбери правило и примени его
Этот алгоритм является также инструкцией для работы над ошибками. Он сужает круг самих правил, помогает выбрать нужное. Обнаружив орфограмму, например, в окончании, и определив, что разбираемое слово – глагол, ученик выбирает правило о написании безударных гласных в личных окончаниях глагола. Работа с этим алгоритмом позволяет не только не ошибиться в написании, но и повторить такие разделы науки о языке, как «Морфемика» и «Морфология».
По содержанию алгоритмы могут быть элементарными, то есть составленными по одному правилу, и систематизирующими (обобщенными), то есть объединяющими ряд правил (например, алгоритмы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - О, - Е» и «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О, Е» или «- Н - и-НН - во всех частях речи»). Такие алгоритмы составляются постепенно, по мере изучения правил, порой в течение нескольких лет обучения, но зато способствуют систематизации знаний. Они же незаменимы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Итак, основной этап работы – знакомство с новым правилом и алгоритмом его применения. Школьники под руководством учителя анализируют структуру правила. При этом устная работа ведётся по определённой схеме: 1 ступень - полное рассуждение; 2 ступень - частичное сжатие; 3 ступень - максимальное сжатие.
Дети запоминают образец рассуждения, постигая его смысл, осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью. Таким образом, незаметно идёт работа по развитию связной речи, потому что в результате ученик создаёт устное высказывание на лингвистическую тему. Все составленные алгоритмы записываются учениками в специальные тетради-справочники. Эти тетради незаменимы при повторении, работе над ошибками, при подготовке к экзаменам.
Я могла бы ещё долго петь дифирамбы столь любимой мною технологии. Но меня больше всего радует, что со временем она не только не устаревает, а, наоборот, получает новое прочтение в ФГОС нового поколения, так как учит понимать и осваивать новое, конвертировать информацию, выражать собственные мысли, принимать решения. Теперь составление алгоритмов на уроках русского языка становится способом достижения метапредметных результатов.
Под метапредметными результатами понимаются «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Именно метапредметные результаты, в основе которых лежат универсальные учебные действия, будут являться «мостами», связывающими все изучаемые в школе предметы, помогающими применять тот объем знаний, который сформируется в ходе обучения.
Существует немало приемов и методов, способствующих формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов обучения на уроках русского языка. Большинство этих приемов являются классическими видами работ на уроках, которые постоянно используются учителем для достижения предметных результатов. В то же время упражнения имеют более широкую направленность, развивая у учащихся способность к универсальным учебным действиям. Безусловно, одним из таких способов является работа с алгоритмами. Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической зоркости», и очень много учителей пользуются этим приемом именно для достижения предметных результатов. Однако использование алгоритмов особенно ценно тем, что прежде всего «работает» на достижение метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Нужно стремиться научить детей не только действовать, но и планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели. Этому как раз и способствует навык составление алгоритма, во время которого требуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть причинно-следственные связи. При конструировании алгоритма ученики не просто узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой определенных действий.
Обучение алгоритмам можно производить двумя путями. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Даже такая работа способствует формированию таких универсальных действий как умение работать по плану, сверяясь с целью, способность оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, больших затрат времени. Но зато он «работает» на достижение целого комплекса метапредметных результатов, таких как:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение.
Работу по составлению алгоритмов на уроке, как и любую деятельность, можно организовать по-разному: как массовую, групповую или индивидуальную деятельность. И если учащиеся начинают составлять алгоритм в группе, то тогда эта работа будет направлена и на достижение таких метапредметных результатов (коммуникативных универсальных учебных действий) как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Таким образом, можно сказать, что работа с алгоритмами способствует формированию и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
15