Раскрытие творческого потенциала учащихся через использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Раскрытие творческого потенциала учащихся через использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе В тезисах доклада описывается опыт работы учителя начальных классов с использованием информационных компьютерных технологий: обучение детей созданию презентаций, мультфильмов, о разработке дистанционного курса для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется впе- ред, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. 80 Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школь- ном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучаю- щихся на ступени начального общего образования являются ориентировка млад- ших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность), вклю- чена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Описание опыта работы с ИКТ Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как прави- ло, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обу- чающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам. Использование информационных технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализа- ции обучения, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учеб- ного материала, развивать творческие способности учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования. Обучение учащихся созданию презентаций В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждают- ся вопросы преемственности. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект. Создание учащимися мультфильмов Создание мультфильма детьми – увлекательный и интересный процесс. Он включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоап- парат, штатив, хорошее освещение (лампа) и то, что вы собираетесь снимать, а так же фон для этого. Это может быть практически все, что угодно. Потом у нас долж- ны появиться персонажи. Например, сначала приходит собачка. Фотографируем. Двигаем её вперед примерно на сантиметр, фотографируем. Продолжаем: двигаем, снимаем, двигаем, снимаем.81 Когда все отснято, время переходить ко второй части процесса- монтажу. Муль- тфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Им- портируем отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, напри- мер, музыку, также добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный фильм на компьютере. Когда дети смотрят сделанные ими мультфильмы, они радуются результату и гордятся своим произведением, с удо- вольствием показывают его зрителям. Разработка дистанционных курсов в системе Moodle В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» так описывается школа будущего: «Новая школа – это школа для всех. В любой шко- ле будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возмож- ностями здоровья, детей-инвалидов...» Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здо- ровья технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенство- вать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. содействует их интеграции в социум посредством Интернет технологий. Для ре- бенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограни- ченным в пространстве, – у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе. Мною разработан электронный курс по окружающему миру «Природные зоны России» для ученика 4 класса. В нем использованы различные виды деятельности обучающихся: самостоятельное получение информации, выполнение практиче- ских заданий, проверочные работы, творческие задания. Ребенок с удовольствием выполняет такие виды заданий, повышается его самооценка. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципи- ально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и твор- честве учащегося. Создаются условия для поисковой и исследовательской дея- тельности учащихся, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся. Используемые источники: 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271) 2. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Акаде- мия, 2006. 3. Селевко Г.К. Педагогические технологии по основе информационно-коммуника- ционных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)