Исследовательская работа на тему Как хорошо уметь читать!
Министерство образования и науки Республики Тыва
Управление образования Барун-Хемчикского кожуунаИсследовательская работа
«Как хорошо уметь читать!»
Секция №4 литературное чтение
Выполнила: Ооржак Алия,
ученица 4 «в» класса МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл-Мажалык
Руководитель: Тарханова Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл-Мажалык
Кызыл-Мажалык-2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования.
История возникновения книги…………………………………….4-5
Почему полезно читать книги……………………………………..6-7
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей уровня чтения обучающихся
Организация и методы исследования……………………………….8
Анализ результатов исследования ………………………………9-10
Заключение…………………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………………….12
Приложения………………………………………………………………...13-14
Введение
«Книга - учитель
Книга – наставница
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук».
В.Ф.Боков
Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т.II). Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА!
Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге : «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «»Книга – лучший подарок» и т.д.
Я люблю читать. После того, как мне открылся чудесный мир детской литературы захотелось, чтобы и мои одноклассники также полюбили чтение книг.
Думаю, что каждый ребёнок хочет хорошо учиться. А чтобы хорошо учиться, нужно расширять свой кругозор, быть любознательным.
А откуда дети могут получить новые знания? Интернет мы ещё не освоили, по телевизору детских познавательных программ маловато. Значит, главный наш помощник в получении новых знаний – это книги. Чтобы больше знать – надо много читать.
Ни для кого не секрет, что, читая, человек в разы расширяет свой кругозор. И это лишь малая часть того влияния, которое на него может оказывать художественная литература. К сожалению, в наше время, далеко не все дети притрагиваются к книгам в свободное время, считая, что их вполне могут заменить Интернет и телевидение.
Именно поэтому, в связи с актуальностью, темой исследования была выбрана: «Как хорошо уметь читать! ».
Объект исследования: ученики 4 «в» класса
Предмет исследования: особенности чтения учеников 4 « в» класса
Гипотеза исследование: мы предполагаем, что в современном мире интерес к чтению снижается, его заменяет интернет и телевидение.
Цель исследования:
- определить роль книги и чтения в жизни младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи:
- найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книги;
- провести анкетирование среди одноклассников;
- исследовать читательские интересы одноклассников;
- представить полученную информацию одноклассникам.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа, статистическая обработка результатов.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формирование цели, гипотезы, задач, составление плана исследования.
Второй этап – Экспериментальное изучение особенностей чтения 4 «в» класса.
Третий этап – анализ проведенной работы.
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования.
1.1. История возникновения книги
Откуда книга к нам пришла? В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы.
Первым этапом создания книги было изобретение свитка из папирусных листов, которые подклеивались один к другому. На таких свитках записывались эпические литературные произведения, прекрасным примером которых являются поэмы «Одиссея» и «Иллиада».
Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с III века до н.э. использовали пергамент – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.
Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.
Следующим толчком для массового распространения книг стало появление в Европе дешёвого писчего материала – бумаги, что привело к увеличению количества производимых рукописей. Но копирование книг вручную как бы искусно и красиво оно не выполнялось, имело свои ограничения по производительности. Начиная с XIV столетия доступ к чтению был получен новыми слоями общества: буржуа и дворянами, чиновниками и торговцами, которыми были востребованы не только книги с техническим содержанием, но и книги, предназначенные для отдыха, содержащие увлекательный вымысел. Подобные запросы явились причиной появления нового и решительного сдвига в развитии книг – книгопечатания.
И хотя впервые тексты печатать начали в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн, создавший в пятнадцатом столетии отработанную технологию. Гутенберг впервые в Европе применил набор строк текста из отдельных букв и печатание при помощи пресса оттисков на бумаге, что позволило достичь невиданной ранее производительности. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом, была, конечно же, библия.
В 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем была завершена и вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга: «Апостол».
1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов")- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.
Книги для меня всегда были и учителем, и другом, и советчиком. Я недаром взяла слова В.Ф.Бокова эпиграфом к своей работе
Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Великий русский писатель Максим Горький писал: « Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное…Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом». Я полностью разделяю чувства М.Горького. Я недаром взяла слова В.Ф.Бокова эпиграфом к своей работе. Книги для меня всегда были и учителем, и другом, и советчиком. В нашей семье книгу любят и ценят все. Моя мама и бабушка с детства прививали любовь к книге мне и моей сестренке. И книга для нас действительно всегда была лучшим подарком.
1.2 Почему полезно читать?
1. Развивает мышление
Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, что оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше размышляем, чтобы понять ту или иную идею произведения.
2. Снижает стресс
В современном мире избавление от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса. Особенно помогает в этом чтение какой-нибудь фантастики перед сном.
3. Увеличивает словарный запас
Когда вы читаете книги различных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используете в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре определение. Иногда о значении термина можно понять по смыслу, заключенному в предложении. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает грамотность.
4. Защищает от болезни Альцгеймера
По данным последних исследований, чтение действительно защищает от заболевания мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии.
5. Придает уверенности
Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
6. Делает нас более творческимиКреативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
7. Улучшает сон
Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом, говорящим о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
8. Улучшает мозговую активность
При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику.
9.Улучшае концентрациюПри чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей уровня чтения обучающихся
2.1 Организация и методы исследования
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы: эксперимент; беседа; анкета – опросник; статистическая обработка результатов.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формирование цели, гипотезы, задач, составление плана исследования.
Второй этап – проведение анкеты, беседа со школьным библиотекарем, выявление читательских интересов учеников 4»в» класса
Третий этап – анализ проведенной работы.
2.2. Анализ результатов исследования
На первом этапе нашей работы мы провели анкету-опросник, состоящей из следующих вопросов:
1. Любите ли вы читать?
2.Назовите книги прочитанные самостоятельно.
3.Какие из них запомнились и полюбились вам больше всего? Чем?
4.Чему отдаете предпочтение, книге или мультфильму по ней?
5.Интересуются ли родители вашим чтением?
6.Сколько страниц в день вы читаете дополнительно?
7.Сколько минут в день вы читаете?
Результаты анкеты показывают, что:
1. 8 (33%) из 24 опрошенных школьников не читает ничего кроме школьных учебников. 7 (30%) читают дополнительно неохотно. 9 предпочитают сказки, весёлые рассказы, детские журналы. Познавательные книги выбирают гораздо реже.Вывод: Большинство учеников 4 «в» класса читают дополнительно книги развлекательного характера. (Приложение 1)
2. У 6 (25%) из 24 опрошенных школьников родители вообще не интересуются чтением ребенка, у 10 (4%) школьников очень редко интересуются. У 8 (33%) родители всегда интересуются. ( Приложение 2)
3. 12 (50%) из 24 опрошенных тратили на чтение около 10-15 минут в день. 8 ( 33%) учащихся читали до 30 минут. 4 ( 17%) человека читали 60 минут в день.(Приложение3) Вывод: Большая часть учеников нашего класса – это дети, читающие в свободное время около 10-15 минут в день.
4. 15(63%) из 24 опрошенных читают около 10 страниц в день. 11(46%) из опрошенных читают до 20 страниц в день. ( Приложение 4)Вывод: Большинство учеников 4 «в» класса читают от 10 до 20 страниц в день.
Следующим этапом нашей работы было посещение школьной библиотеки.
В беседе с библиотекарем мы выяснили, что 13(54%) учеников ни разу не посетили библиотеку за этот учебный год, 6(25%) учеников прочитали по одной книге, 2(8%) ученика прочитали 3 книги и 3(13%) ученика прочитали 6 книг. ( Приложение 5)
Отсюду можно сделать вывод, что ученики 4 класса не заинтересованы в чтении книг, они предпочитают в свободное время поиграть в компьютере или посмотреть телевизор.
При проверке техники чтения были получены следующие результаты:
Читают на «5» - 12 (50%) учеников, на «4»-3(13%) ученика, на «3»- 7(29%) учеников, на «2»- 4(17%) ученика. (Приложение 6)
Третьим этапом было выявление читательских интересов учеников 4 «в» класса. Мальчикам больше нравятся книги о спорте, технике, компьютерах, а девочкам об отношениях между одноклассниками, о дружбе. Девочкам и мальчикам в нашем классе одинаково нравится читать про Незнайку, Старика Хоттабыча и Волшебника Изумрудного города. Конечно,есть и такие ребята, которые читают только учебник по литературному чтению или вообще не читают. Как правило, у них нет интереса к чтению, им вообще ничего не интересно, и поэтому они слабо учатся.
Заключение
После проведения исследовательской работы наша гипотеза подтвердилась. Можно сделать следующий вывод, что место книги и чтения в жизни школьников стоит на втором месте, большинство из них очень мало заинтересованы в чтении, их больше привлекает компьютер, телевизор, в связи с этим снижается уровень знаний школьников. В нашей работе приведено достаточно доводов в пользу чтения, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших произведений.
Литература
1. Д.Хаблин Формирование учебных навыков М.: Просвещение, 2004;
2. М.И.Оморокова Преодоление трудностей М.: Просвещение, 2000;
3. Е.Л.Вдовина «Формирование навыков чтения».
4. В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению».1989год
5. http://www.onlyfive.ru/download/advance/122-devel2
6. http://www.skorochtenie.info/
7. http://www.it-med.ru/library/t/tehnika.htm 8. http://zanimatika.narod.ru/DetKniga2.htm
Пиложение 1
571517780
Приложение 2
424815347980Интересуются ли родители чтением ребенка
Приложение 3
Сколько времени тратит ученик на дополнительное чтение
1981203175
Приложение 4
Сколько страниц в день читает ученик нашего класса
186690193675
Приложение 5
Посещаемость библиотеки учащимися в этом учебном году
6248401905
Приложение 6
805815210185 Техника чтения одноклассников