Рабочая программа по литературному чтению Р.Н.Бунеевой ,Е.В.Бунеева , О.В.Чиндиловой 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 3-Б класса разработана на основе:
- Примерной образовательной программы по литературному чтению;
- Основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 на 2015-2016 уч.годы;
- Программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой;
- УМК "Школа 2100".
Нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ».
Цели и задачи курса:
Цель — формирование читательской компетенции младшего школьника на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Задачи:
формирование техники чтения и приемов понимания текста;
приобщение детей к литературе (на основе интереса к чтению), как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями
развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
формирование потребности в систематическом чтении.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются
следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться ксовершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности поотношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение кпредпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев;
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения
и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлятьплан, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ
Прощание с летом. Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения. Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки. Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
“ Глухая пора листопада … Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок
“И кот ученый свои мне сказки говорил...” Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи В. Берестова, Г. Сапгира, В. Высоцкого, Б. Гребенщикова о сказках и волшебстве.
“Поет зима,аукает...” Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме. Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой. Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях.
“Наполним музыкой сердца...” Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека.
День смеха. Веселые юмористическиестихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмореа“О весна, без конца и без краю...” Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы. Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля. Отрывки из произведений К. Паустовского, Г. Цыферова и др. о России, о любви к родной земле.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные малоизвестные слова – по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух – 60–70 слов и выше.
Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 20–30 слов больше, чем при чтении вслух.
II полугодие. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого тек-ста – 75–80 слов.
Осознанное чтение про себя. Темп чтения – на 20–30 слов больше, чем при чтении вслух.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; “эксперимент с заглавиями”: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом текстах слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Формирование внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Соотношение понятий “герой-персонаж” – “рассказчик” – “автор”.
Повесть, ее отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
должны уметь:
– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.6. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Формирование умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.
должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.
Основные знания, умения, навыки на конец третьего года обучения.
• Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующий строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста 75-80 слов в минуту. • Знать что такое рассказ, повесть и её отличие от рассказа. • Знать что такое пьеса, признаки драматических произведений. • Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла; самостоятельное придумывание заглавия). • Уметь выделять ключевые слова находить связь ключевых слов и главной мысли. • Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом. • Уметь составлять простой план (повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста). • Уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию. • Уметь создавать образ литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь, отношения автора к герою, его обоснование). • Уметь понимать образные выражения, представлять картины нарисованные автором. • Уметь высказывать своё отношение к прочитанному. • Заучивать наизусть и выразительно читать небольшие отрывки прозы и стихотворения. • Уметь писать сочинения на заданную тему, выполнять творческие работы (сочинение сказок, стихов и т.д.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Прощание с летом (5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Формировать мотивацию учебной деятельности.
-Формировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Постановка учебной задачи.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
Познавательные универсальные учебные действия
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
- Выполнять основные мыслительные операции: анализ, синтез.
- Уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
- Умение осознанно строить речевое высказывание.
- Уметь выполнять основные операции сравнение, обобщение и др.
- Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
Раздел 2. Летние приключения и путешествия (19 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формирование самооценки учащегося.
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению.
- Предвидеть уровень усвоения знаний.
- Уметь осуществлять контроль по результату.
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 3. Природа летом (11 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь осуществлять контроль по результату.
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 4. Уроки и перемены (23 часа)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.
- Формировать способность учащихся к саморазвитию.
- Формировать ценностное отношение к письму.
- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.
- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
- Формировать навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- - Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 5. Мой дом (7 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формирование самооценки учащегося.
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (14 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Формирование адекватной и позитивной самооценки.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Предвидеть уровень усвоения знаний.
- Уметь осуществлять контроль по результату.
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (8 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 8. Животные в нашем доме (10 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.
- Формировать способность учащихся к саморазвитию.
- Формировать ценностное отношение к письму.
- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению.
- Предвидеть уровень усвоения знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (9 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению.
- Предвидеть уровень усвоения знаний.
- Уметь осуществлять контроль по результату.
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 11. День смеха (5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Предвидеть уровень усвоения знаний.
- Уметь осуществлять контроль по результату.
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
Раздел 12. Весна(5 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование способности к мобилизации сил и энергии к волевому умению.
- Предвидеть уровень усвоения знаний.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 12. День Победы (3 часа)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать сопереживать.
- Формировать способность учащихся к саморазвитию.
- Формировать ценностное отношение к письму.
- Воспитывать у детей положительное отношение к друг к другу.- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
- Формировать навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь составлять план и последовательность действий.
- Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Предвидеть уровень усвоения знаний.
- Уметь осуществлять контроль по результату.
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь узнавать, называть и определять объекты.
- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Формировать умения ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Уметь работать в парах.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раздел 14. Родная земля (4 часа)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
Формировать мотивацию учебной деятельности.
- Формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Формировать способности учащихся к саморазвитию.
- Формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Уметь осуществлять контроль по результату.
- Уметь формировать и удерживать учебную задачу.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
- Постановка учебной задачи.
- Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
- Сравнение собственных линий с образцом.
- Развивать умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать.
Познавательные универсальные учебные действия
- Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями..- Уметь выполнять основные мыслительные операции: сравнение, обобщение.
- Уметь проводить анализ с целью выделения признаков, установлению причинно-следственных связей.
- Выполнение логических заданий на сравнение.
- Формировать умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
- Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письма.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Уметь обращаться за помощью, формировать свои затруднения.
- Уметь проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
- Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.
- Участвовать в учебном диалоге.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
-овладение функциональной гра- мотностью;
– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи – определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение –приобщение к литературе как к искусству слова;
–приобретение и первичная система- тизация знаний о литературе, книгах, писателях
3-й класс
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• делить текст на части, составлять простой план;
• самостоятельно формулировать главную мысль текста;
• находить в тексте материал для характеристики героя;
• подробно и выборочно переска- зывать текст;
• составлять рассказ-характеристику героя;
• составлять устные и письменные описания • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказыватьи аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числек художе- ственной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым признакам;
• различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора;
• видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений НОРМЫ ОЦЕНОК
Литературное чтение
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов ) , то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одни предложение от другого; - во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы Входной контроль 1 полугодие 2 полугодие
1 - - 25-35
2 30-40 35-45 45-50
3 50-60 55-65 65-70
4 70-80 75-85 90 и более
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
-неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения; -
-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект по литературе:
Книга для чтения из серии «Свободный ум»: «В одном счастливом детстве», в 2-х ч., 3 класс, М. «Баласс»,2004 г., Авторы Р. Н. Бунеев, Е. А.Бунеева.
Методические рекомендации для учителя, М., «Баласс», 2008г. Авторы Е. В. Бунеева, О.В. Смирнова.
Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве», 3 класс, М. «Баласс»,2004 г., Авторы Е. В. Бунеева, О.В. Смирнова.
Для реализации задач образования существует учебно-методическая и дидактическая база:
1. Разработки уроков с рабочим материалом.
2. Портреты и их биографии детских писателей и поэтов.
3. Тексты для проверки техники чтения.
4. Сюжетные иллюстрации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
1. техника чтения
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Для текущего контроля предлагаются тексты для проверки техники чтения и выразительного чтения.
1 проверка – на первой неделе сентября;
2 проверка – в конце первой четверти;
3 проверка - в декабре;
4 проверка – после зимних каникул;
5 проверка - в конце III четверти;
6 проверка – после весенних каникул;
7 проверка – в конце года, итоговая.
Результаты проверки умений и навыков оформляются в виде сводной таблицы.
ФИ
уч-ся Кол-во слов
(неподготовленный текст) Способ чтения Правильность
(характер ошибок) Осмысленность
чтения Выразитель-ностьнеподгот.
текст подгот.
текст Для тематического контроля предлагаются проверочные работы (№ 1-6). Их цель – совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное на уровне слова, словосочетания, предложения, понимать содержание и смысл текста в целом.
Форма итогового контроля - тест по курсу литературного чтения, проверяющий уровень развития читательских умений (умений вычитывать из текста информацию на разных уровнях, ориентироваться в структуре текста, определять его жанр и тему, составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа). При составлении тестовых заданий за образцы взяты КИМы, разработанные в 2005 г. Специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО.
2. Портфолио:
Дневники читателя
Иллюстрированные «авторские» работы
Сочинения