Разработка урока по химии на тему Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова(9 класс)
Тема урока: Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова.
Аудитория: 9класс
Цель: сформировать знания учащихся об основной теории строения органических соединений, рассмотрев ее основные положения.
Развивающие цели: познакомить учащихся с ролью А.М.Бутлерова в развитие органической химии, развитие навыков написания структурных формул органических соединений.
Воспитательные цели: продолжить формирование научного мировоззрения у учащихся.
Структура урока:
1.Самостоятельная работа. Самоанализ.
2.Знакомство с биографией и деятельностью русского ученого-химика А.М.Бутлерова.
3.Основные положения теории строения органических соединений.
4.Решение задач на составление структурных формул органических соединений.
Форма урока: рассмотрение новой темы.
Оборудование: портрет А.М.Бутлерова, индивидуальные карточки задания, карточки для самоанализа, кроссворд-викторина, таблички с формулами.
1.Актуализация знаний: самостоятельная работа по вариантам.
Закончите уравнения реакций: Закончите уравнения реакций:
SO2+O2 N2+O2
Cu+HNO3(конц.) P2O5+H2O
Mg+H2SO4 N2+H2
P+O2 H2SO4+BaCl2
Zn+HCl C+O2
Самопроверка, самооценка (выставление баллов в карточки для самоанализа от1 до 5. Приложение 1. Время проведения: 10 минут.)2.Формулирование темы урока: (портрет А.М.Бутлерова, на доске кроссворд).
Ребята, перед вами портрет одного из выдающихся русских химиков, я предлагаю вам узнать его имя при помощи кроссворда, в этом вам помогут вопросы домашней викторины (приложение 2). Тем самым мы сможем определиться с темой нашего урока. За каждый ответ 2 балл.
Вопросы викторины:
1.Окраска вещества хлорида бария.(белая)
2.Ввел термин «органическое вещество».(Берцелиус)
3.Аллотропная модификация углерода.(графит)
4.Вещество, мылкое на ощупь, изменяет окраску индикатора фенолфталеина на малиновую.(щелочь)
5.Вещество, название которого с греческого переводится как «Луна».(селен)
6.Составляет 21% от общего состава воздуха атмосферы.(кислород)
7.Образуется при взаимодействии кислоты и щелочи.(соль)
8.Газ с запахом тухлых яиц.(сероводород)
1.б е л а я 2.б е рце л и у с 3.г ра фи т
4.щ е л о ч ь5.с е л е н6.к и с л о ро д7.с о л ь8.с е ро в о до ро дЗапись темы на доске: Теория строения органических веществА.М.Бутлерова.
3.Новая тема:
1.Биография А.М. Бутлерова(сообщение учащегося.Приложени 3).
2. Основные положения теории строения органических соединений.
1.)Углерод в органических соединениях четырех валентен.
2)Атомы углерода соединяются между собой в цепь. Понятие углеродный скелет.(С1,С2,С3)
3)Атомы в молекулах соединяются друг с другом в определенной последовательности согласно их валентности.
Понятия полная и сокращенная структурные формулы.(С3)
4)Гомологи, гомологическая разность.
СН4, С2Н6, С3Н8. Чем отличаются вещества? Найдем определение понятию – гомологи.
5) Свойства органических веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле. Понятие изомеры. Найдем определение понятию- изомеры. С5Н12 пример на доске.
4. Решение задач на составление структурных формул органических соединений.
№1.На карточке формула С4Н10 .Составьте формулы изомеров. Проверка, 1 балл за каждую верную формулу.
№2.Составить полную и сокращенную формулы вещества:
С
С—С—С—С—С
С
Проверка, 1 балл за каждую верную формулу.
№3. С4Н10. Составить формулы большего и меньшего на одну гомологическую разность гомологов. Проверка, 1 балл за каждую верную формулу.
№8 с.172 учебника.
5.Подведение итогов самооценка. Рефлексия.
6.Объяснение домашнего задания: параграф 35, положения выучить, №1-7 с.171-172 письменно.
Приложение 1.
Закончите уравнения реакций: Закончите уравнения реакций:
SO2+O2 N2+O2
Cu+HNO3(конц.) P2O5+H2O
Mg+H2SO4 N2+H2
P+O2 H2SO4+BaCl2
Zn+HCl C+O2
Самопроверка. Самопроверка.
2SO2+O22SO3 N2+O22NO
Cu+4HNO3(конц.)Cu(NO3)2+2NO2+2H2O P2O5+3H2O2H3PO4
Mg+H2SO4MgSO4+H2 N2+3H22NH3
4P+5O22P2O5 H2SO4+BaCl2BaSO4+2HCl
Zn+2HClZnCl2+H2 C+O2CO2
Карточка для самоанализа:_________________________
задание Самостоя-
тельная работа ответы Решение задач Сумма баллов оценка
Балл
Ваше отношение к уроку:_________________________________
Приложение 2.
Вопросы викторины:
1.Окраска вещества хлорида бария.
2.Ввел термин «органическое вещество».
3.Аллотропная модификация углерода.
4.Вещество, мылкое на ощупь, изменяет окраску индикатора фенолфталеина на малиновую.
5.Вещество, название которого с греческого переводится как «Луна».
6.Составляет 21% от общего состава воздуха атмосферы.
7.Образуется при взаимодействии кислоты и щелочи.
8.Газ с запахом тухлых яиц.
Приложение 3.
Бутлеров Александр Михайлович (1828—1886), российский химик, создатель теории химического строения веществ.
Родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистополе Казанской губернии в дворянской семье (в XVII в. предки Бутлерова владели большими наделами земли вблизи Казани).В 1844 г. поступил в Казанский университет. Научная карьера Бутлерова в целом развивалась успешно. Всего через восемь лет выпускник университета стал ординарным профессором и в 1857— 1858 гг. был командирован за границу (Германия, Швейцария, Италия, Франция, Англия, Чехия). Там Бутлеров непосредственно познакомился с новыми идеями в химии. Но главным для него стало посещение лабораторий и знакомство с крупнейшими химиками Запада.Вернувшись в Россию, учёный занялся переоборудованием химической лаборатории. Затем он выполнил цикл экспериментальных работ, в процессе которых был осуществлён первый в мире полный синтез сахаристого вещества (Бутлеров назвал это соединение метиленитаном).Вторая заграничная командировка Бутлерова стала переломным моментом в развитии всей органической химии. Выступая на 36-м съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Шпейере (1861 г.), учёный в докладе «Нечто о химическом строении тел» впервые изложил основные положения своей теории химического строения. В 1864 г. появилась монография Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» — первое руководство, основанное на теории химического строения. Работа оказала глубокое воздействие на развитие химии во всём мире. В 1869 г. учёный переехал в Петербург, где продолжил свою экспериментальную, теоретическую и педагогическую деятельность.В 1852—1862 гг. в Казани и Петербурге он читал публичные лекции по химии.Умер 17 августа 1886 г. в деревне Бутлеровке Казанской губернии.