Вода в природе. Физические свойства воды. Очистка и применение воды


Тема: «Вода в природе. Физические свойства воды. Очистка и применение воды». 8 класс
Тип урока: урок усвоения нового материала в форме игры.
Цели урока:
Познакомить обучающихся с водой с химической точки зрения, опираясь на знания, полученные из курсов природоведения, географии, биологии, физики; обсудить проблему получения чистой питьевой воды и проблему экономии воды.Развивать мотивацию учебной деятельности, способности у обучающихся сравнительного анализа, навыков самостоятельного поиска необходимой информации; развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире; развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения.Воспитание самостоятельности в принятии решений, сотрудничества, общительности, коммуникативности, экологической мотивации, нравственных принципов природопользования.
Оборудование:
Средства наглядности: периодическая система элементов, таблица растворимости, иллюстрации, трафареты магнитные, географичские карты, запись информации на доске.
ТСО: компьютер, интерактивная доска.
Лабораторное оборудование и реактивы: химические стаканы, воронки, фильтры, речной песок, лёд.
Гигиенические требования к уроку:
- предупреждение утомления и переутомления,
- чередование видов деятельности.
Этапы урока:
Организация начала урока.
Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Усвоение новых знаний.
Закрепление новых знаний на основе применения ранее полученных знаний.
Проверка знаний и подведение итогов.
Литературное вступление в сочетании с музыкальным сопровождением (Равель «Игра воды»):
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь!» (Антуан де Сент-Экзюпери).
-О каком веществе говорит писатель?
Постановка темы
Тема сегодняшнего урока «Вода в природе. Физические свойства воды. Очистка и применение воды».
Далее класс делится на две команды.
Назвать данную тему неизвестной нельзя. На уроках разных предметов вы уже говорили о воде.

Задание Время выполнения Коли
чество баллов
1.Вспомните, на каких еще уроках вы говорили о воде? ек2
2.(учащиеся одной команды зачитывают определения, из другой – добавляют): предложите наибольшее количество определений – прилагательных для слова «вода» 1 мин 2
3.Где сосредоточены основные запасы воды на Земле? (работа с географическими картами, со справочным материалом) 1,5 мин 3
4.А). (задание выполняют 2 уч-ся с помощью трафаретов на магнитной доске) На Земле большие запасы воды, но не вся она пригодна для питья и хозяйственных нужд. Предложите способ очистки пресной воды от примесей (или, глины, речного песка, органических остатков)
Б) (задание выполняют уч-ся на месте, используя химические стаканы, воронку, фильтр) Как можно очистить воду в походных условиях от речного песка и глины, взятую неаккуратно из природного источника? 3 мин -
общее
время 3
3
5.Какая массовая доля воды(в %) содержится в организме человека? 30 сек 1
Задания 6 и 7 выполняются параллельно: задание 6 – группа команды вместе, задание 7 – один ученик от команды на доске 6. Перечислите физические свойства воды (агрегатное состояние, вкус, цвет, запах, плотность, температура кипения и замерзания, электропроводность)1 мин 2
7.Вычислить массовую долю элемента (в %);
Одна команда – водорода, другая - кислорода 3 мин 3
8. (Учитель показывает опыт: лёд плавает на поверхности воды. Отвечает команда, ребята которой первой подняли руки)Объясните, почему лёд плавает и не тонет? 1 мин 2
9.(уч-ся пишут формулы на листах фломастерами и показывают членам жюри):
«Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится 96,5% чистой воды, 2 и две трети % хлористого натрия, далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, сернокислый магний, сульфат… кальциевая соль» (Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой») 4 мин 5
10. В каком веке в Москве появился первый водопровод в виде акведука? Из какой местности поступала вода в московский акведук? 30 3
11. Предложите способы для экономии воды дома. 2 мин За каждый способ 1 балл
12. Скоро каникулы весенние, а затем летние. Назовите меры безопасного поведения на открытых водоёмах. 2 мин За каждый пункт 1 балл
13. (поочередное проговаривание; побеждает команда последней назвавшая пословицу или поговорку)
Вспомните пословицы и поговорки о воде 1,5 мин 2
14. Сочините синквейн по теме урока «Вода в природе. Физические свойства воды. Очистка и применение воды». 3 мин 5
Нам осталось сделать самое главное, ответить на последний вопрос и сделать вывод: какова роль воды для всего живого на Земле?
Что мы можем сделать для решения проблем, которые были затронуты на этом уроке? (Устные ответы учащихся. Звучит фрагмент музыкального произведения) .Заключение : Если мы будем помнить, что каждая капля воды отражает мир, нас будет окружать только прекрасная действительность.
Слово жюри для подведения итогов игры.