Дидактический сценарий урока Предмет химии. Вещества и их свойства
Дидактический сценарий урока
Класс: 8 класс.
Тема учебной программы: Введение (3 ч)
Тема урока: Предмет химии. Вещества и их свойства.
Место урока в учебной теме: первый.
Цель: создать условия для формирования у учащихся понятий “ предмет химии ”, “вещество”, “свойства веществ”.
Задачи урока перед учителем
Задачи урока перед учащимися
- создать условия для самоопределения учащихся в выборе способов добывания, овладения, переработки и применения знаний и выработки соответствующих умений;
- содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом;
- способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по работе в малых группах; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием;
- содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
- способствовать развитию деятельностных способностей: анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; самостоятельно работать с учебной книгой, схемами, таблицами; слушать, владеть устной и письменной речью; экспериментальных умений по химии;
- развивать коммуникативные способности: участвовать в коллективном обсуждении результатов собственной учебной деятельности, согласовывать позиции
Знать:
- определение понятий «химия», «вещества», «свойства веществ»;
- значении химической науки в решении современных экологических проблем;
- правила поведения в кабинете химии;
Уметь:
-отличать тела от веществ;
-сравнивать физические свойства веществ;
- прогнозировать применение веществ, основываясь на их свойствах;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить;
- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; самостоятельно работать с учебной книгой, материалами самопроверки, схемами, таблицами;
- слушать, владеть устной и письменной речью, сотрудничать, согласовывать позиции;
- соблюдать уважение к участникам коллективного обсуждения результатов собственной учебной деятельности
Оборудование и реактивы:
учебно-методический комплекс для 8 класса;
компьютер, проектор, экран ,
На демонстрационном столе: коллекция изделий из стекла и алюминия. Железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология: элементы исследования, технологии проблемного обучения.
Предварительная подготовка.
На доске – тема урока, презентация к уроку. На столах учащихся оборудование и реактивы штатив с пробирками , в пробирках сахар, поваренная соль, алюминий , растительное масло, дистиллированная вода в колбе, пустографки для оформления лабораторного опыта, смайлики
Ход урока
Организационно-психологический этап (1-2 мин)
Задачи данного этапа: создать доброжелательную обстановку, вызвать интерес учащихся к изучению новой темы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; эмоциональный настрой на урок.
Настраиваются на работу на уроке и внутренне определяют собственное отношение к предстоящей учебной деятельности.
II. Ориентировочно-мотивационный этап (12 мин)
Задачи этапа: осуществить актуализацию знаний учащихся, предъявить учебную задачу, подвести учащихся к самостоятельной формулировке целей и задач урока.
Чем владеют учащиеся к началу урока:
- знают понятие «физическое тело»;
- умеют описать внешние признаки тела.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Предлагает учащимся ответить на вопрос «Что я знаю о химии?»оформить ответ в виде кластера. Затем организует работу по группам с обсуждением результатов работы каждой группы по достигнутым результатам, с помощью обсуждения ответов учащихся на вопросы ефлексивной таблицы.
1. В течение 2 минут ребята индивидуально в тетради пишут «Что я знаю о химии?»2.В течение 5 минут ребята работают в группах по 4 чел. , рассказывая о своих ассоциациях учащимся своей группы. 3. Каждая группа представляет свою схему учащимся других групп и отвечает на вопрос “Что мы вместе знаем о химии?”. Составляем единый кластер на доске .(6 мин)
2. Учитель корректирует цели, поставленные учащимися
2. Учащиеся называют цели урока.(1 мин)
III. Операционно-познавательный этап (15-20 мин)
Задачи этапа: создание условий для самоопределения учащихся в выборе способов добывания, овладения, переработки и применения знаний и выработки соответствующих умений.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Демонстрирует коллекцию изделий из стекла (пробирки, химические стаканы, разных объемов, колбы, трубки, предметные стекла) и алюминия (алюминиевые пластины, вилки, ложки, кружки).
Просит учащихся ответит на вопросы:
Каким одним понятием можно объединить эти изделия?
Чем отличается колба и пробирка, вилка и ложка?
Чем отличаются данные химические стаканы?
Что такое тело?
Какая наука изучает физические тела?
Из чего изготовлены данные тела?
2.Проводит инструктаж по ТБ при обращении с химическими реактивами химическим оборудованием с показом слайдов
3.На экране показывает изображения веществ и физических тел (карандаш, уголь, чашка, дерево, вода, алюминий, вилка, парта, гвоздь, железо, кольцо, золото, сода), просит учащихся распределить в два столбика.
4.Предлагает выполнить лабораторный опыт(изучить физические свойства выданных веществ по плану, который записан на доске и оформить его в выданных таблицах).
Рассматривают коллекцию и отвечают на вопросы учителя, сравнивают понятия «тело» и «вещество».
Учащиеся выходят по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: подытожить – что такое
Принимают участие в коллективном обсуждении полученных результатов.
Учащиеся работают в группах , описывая физические свойства предложенных веществ, используя справочники. (У каждой группы свои вещества)
IV. Контрольно-корректировочный (8 мин)
Задачи этапа: выяснить освоены ли учащимися знания, необходимые для выполнения поставленной учебной задачи, способы действия с новым учебным материалом; осуществить контроль результатов обучения и корректировку знаний и умений учащихся по изучаемой теме.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Выясняет, освоены ли учащимися знания и способы действий, необходимые для выполнения поставленной учебной задачи.
2. Предлагает учащимся выполнить тестовую проверочную работу.Об усвоении судим по числу правильных ответов.
1. Любой предмет, нас окружающий – это:а) физическое тело;б) вещество
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:а) тела;б) вещества.
3. Вещество – это: а) то, из чего состоит физическое тело;б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?а) он разбил оконное стекло;б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;б) цвет вещества.
6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут быть отнесены:а) к веществам;б) к телам;в) и к телам и к веществам.
В конце работы предлагает учащимся осуществить взаимный контроль, выясняет каковы результаты и проводит краткий анализ возникших затруднений. Выборочно оценивает учащихся
Предлагают способы решения учебной задачи, формулируют способы действия с новым учебным материалом.
Выполняют самостоятельно тестовые задания на закрепление знаний и умений, осуществляют взаимоконтроль. Участвуют в коллективном обсуждении способов решения предложенных заданий и оценивают собственный результат
V. Рефлексивно-диагностический этап (3 мин)
Задачи данного этапа: провести рефлексию по результатам учебного занятия, подвести итоги урока, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, выставить отметки, предложить домашнее задание.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Подводит итоги урока, предлагает поделитесь своими впечатлениями об уроке и дописать предложения:
Сегодня на уроке я узнал
Я удивился Я хотел бы
Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Выставляет отметки. Предлагает домашнее задание на выбор (исходя из эффективности урока)
В ходе беседы с учителем осмысливают собственные знания и приобретенные умения, выявляют не усвоенные элементы знаний, сопереживают за успехи учащихся класса, оценивают собственные результаты. Дописывают предложения.
Записывают домашнее задание, выбранного
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
15