Конспект урока по русскому языку на тему Подготовка к ОГЭ по русскому языку (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Цели урока:
- сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
- сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; формирование метапредметных компетенций.
3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой и историей.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3. Проведение исследования.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. Мы сегодня повторим задания тестовой части, поработаем с текстом изложения, и уделим внимание подготовке к написанию сочинения-рассуждения задания 15.3.
2. Запись даты, темы урока в тетрадь.
3. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: Определите лексическое значение слов:
герой, героический (Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).
духовность, духовный (Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными).
самоотверженный (Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, беззаветный).
гуманность, гуманный (Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям).
- Какие слова у вас ассоциируются с этими словами?
Готовясь к экзамену, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой. Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений. Историческая память Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?!
4. Разминка. Тестовые задания.
1. Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении: «Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке».
1) сравнительный оборот
2) фразеологизм
3) олицетворение
4) просторечная лексика
2. Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.
3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором.
4. Из предложения выпишите грамматические основы. Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки.
5. Работа с текстом для изложения. Сжатие текста. (Приложение 1)
Для работы над сжатым изложением обратимся к тексту Юрия Бондарева. Прослушаем текст в аудиозаписи, с опорой на текст. Ваша задача при прослушивании текста определить тему текста, основную мысль текста, количество абзацев.
(прослушивание аудиозаписи)
- Чему посвящён текст Юрия Бондарева? (Великой Отечественной войне).
- Какова основная мысль текста? (Нельзя допустить, чтобы забылся горький опыт войны).
- Сколько абзацев вы выделили?
- Какова микротема каждого абзаца? (1 – дети войны, 2 – духовный мир людей, переживших войну, 3 – память о Великой Отечественной войне должна жить).
- Какие способы сжатия текста вы знаете?
1. Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
2. Обобщение или объединение
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
3.Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
- Сейчас обращаемся к рабочей карточке, работаем над сжатием текста. (Приложение № 2).
Первая и последние микротемы представлены в сжатом варианте. Необходимо определить использованные приемы сжатия.
Над второй микротемой обучающиеся работают самостоятельно, зачитывается окончательный вариант.
- Напоминаю критерии оценивания текста на ОГЭ по сжатию исходного текста:
ИК 2
Сжатие исходного текста
Количество баллов
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
3 б.
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
2 б.
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов cжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.
1 б
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.
0 б.
6. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
- Мы переходим к работе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Написание сочинения-рассуждения – очень сложное задание, требующее от вас умения понимать текст, его главную мысль, позицию автора, вашего широкого кругозора, гражданской зрелости. А научиться чему-либо можно только в процессе деятельности. Поэтому начинаем.
Работа над построением сочинения - рассуждения.
1. Какова схема построения сочинения-рассуждения?
- Тезис с 2-3 комментариями.
- Аргументы (доказательства).
- Вывод.
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
Для написания сочинения-рассуждения мы возьмём текст Анатолия Игнатьевича Приставкина «Человеческий коридор».
(чтение текста учеником)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6) Здесь есть пища, сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)-русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
- О каком человеческом коридоре говорится в тексте?
- Как отнеслись люди к детям-сиротам?
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Собеседование с классом:
- Итак, слово человечность. У нас с вами по написанию сочинения задания 15.3 составлен словарик понятий. (Приложение 3)
1) Дайте определение данному слову.
Человечность - это милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
2. Аргументы - примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста А. Приставкина
2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения М.Шолохова «Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л. Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)
3. Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание – это основа нашей жизни.
Примерный вариант сочинения – рассуждения
на морально-этическую тему. 15.3
Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми. Такого быть не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.
Во-первых, в тексте А. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из детского дома, уступив им свою очередь за едой. Такой поступок вызывает восхищение, уважение и, безусловно, является проявлением благодарности.
Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности и великодушия.
Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием.
7. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (15.3) по предложенному тексту А. Приставкина.
8. Рефлексия.
- Что нового и важного вы узнали на уроке?
- Где вы сможете применить полученные знания?
9. Заключительное слово учителя.
- Память – бесценный человеческий дар. Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.
Ведь если факел памяти погаснет,
Померкнет жизнь без этого огня,
Окажется, что жертвы все напрасны,
И ни тебя не будет, ни меня.
Приложение 1
Текст для сжатого изложения
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву) 152 слова
Приложение 2
Рабочая карточка ученика
Ф.И. учащегося:_______________________________________
Полный текст
Текст сжатого изложения
Приемы сжатия
1 микротема: Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели в мёрзлых окопах, а перед ними были бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и не понимали истинной ценности простых вещей.
2 микротема: Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
3 микротема: Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Память о войне должна жить. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Приложение 3
Словарик понятий для написания сочинения 15.3 по текстам ОБЗ-2016
Взаимовыручка
Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.
Внутренний мир человека
Внешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.
Выбор
Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.
Доброта
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Драгоценные книги
Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни человека.
Дружба
Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.
Жизненные ценности
Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами в его жизни и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь.
Любовь
Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Материнская любовь
Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей.
Настоящее искусство
Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.
Неуверенность в себе
Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.
Нравственный выбор
Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром.
Сила духа
Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:
Гвозди бы делать из этих людей –
Крепче бы не было в мире гвоздей. (Н. Тихонов)
15