Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Б.А. Ланина


Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 41
Рассмотрена на заседании МО Разрешена
учителей гуманитарного цикла к применению приказом
протокол № 1 директора МАОУ СОШ №41
от «___» августа 2015 г. от «___»___________2015г.
____________Э.А.СимоноваРабочая учебная программа
по предмету «Литература»
5 класс
2015-2016 учебный год
Составитель:
Плиева Л.В.,
учитель русского языка и
литературы
Калининград
2015 г.
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………с.3
Общая характеристика учебного предмета, курса …………………………с.5
Место учебного предмета, курса в учебном плане…………….…………..с.6
Личностные, метапредметные и предметные результаты …………………с.6
Содержание учебного предмета, курса……………………………………....с.8
Тематическое планирование…………………………………………………с.12
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса…………………………………………………..с.17
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………...с.18
9. Календарно-тематический план……………………………………………...с.21
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерным программам по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013) и учебника «Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А. Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 5 « Б » классе. Учебный предмет литература представлен в учебном плане школы на 2015-2016 учебный год в объеме 3-х часов в неделю, в том числе внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» в объеме 35 часов в год.
В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.
Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и, тем самым, способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление произведений русской и зарубежной литературы, произведений классических и современных. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.
Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями. Реализация программы предполагает максимальное вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию.
Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности не только в качестве источников информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы.
Главной организационной формой является работа в малых группах на уроках литературы, а важнейшим методом – «медленное чтение». При котором читатель погружается в текст и раскрывает многие незаметные на первый взгляд особенности стиля и языка.
Учебник под редакцией профессора Б.А. Ланина позволяет индивидуализировать литературное образование, создавать и обогащать личный читательский репертуар школьника. Задания и вопросы органично распределены по разнообразным рубрикам: «Встреча», «Решаем читательские задачи», «Ваша литературная энциклопедия», «обсудим вместе», «Давайте поговорим», «Литературная мастерская», «Виртуальная кладовочка»

В программе прослеживается тематические связи в произведениях русской и зарубежной литературы, что позволяет говорить о взаимосвязи и взаимовлиянии литературных процессов, воспринимать русскую литературу в контексте мировой
Дидактической основой учебника является принцип доступности школьникам изучаемого материала.
Учебник под редакцией профессора Б.А. Ланина стилистически построен на доверительном диалоге с учащимися. Вариативность вопросов и заданий также способствует индивидуально – личностному подходу к изучению литературы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» позволяет реализовать в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта системно-деятельностный подход. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.     Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни.                   Проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности
Пятый класс по заинтересованности детей  к обучению  наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности, а  структура  предмета по литературе в 5 классе открывает возможности  для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса.

Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников активизировать их деятельность, применять полученные знания
При организации данного вида деятельности используются разные виды проектов: творческие, ролевые, исследовательские, предметно-ориентированные, интегрированные.
В учебнике литературы под редакцией Б.А. Ланина заложены методические рекомендации к проведению уроков-проектов.  Содержание данной программы способствует претворению в жизнь проектной методики.
2. Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
3. Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч, в том числе внутрипредметный модуль 35 часов, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч., в 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 105 часов.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к результатам освоения программы в 5 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты
личностные:
– интерпретировать текст;
– высказывать своѐ отношение к прочитанному с аргументацией (согласен ли ты с …?);
– анализировать характер и поступки героев;
– формулировать концептуальную информацию текста (как ты думаешь, в чѐм причина …?);
– соотносить прочитанное с собственной жизненной позицией (согласен ли ты с размышлениями Анны о равенстве полов? Что такое дискриминация (расовая, национальная, по признаку полов) и др.? В чѐм, по твоему мнению, истоки расизма, национализма?); – самостоятельно работать со словарями, справочным аппаратом книги.
метапредметные:
- ставить цели, задачи на каждом уроке; - извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);
- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);
- планировать учебную деятельность на уроке и дома;
- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
- искать и собирать дополнительную информацию (в частности, при работе с биографиями писателей);
- анализировать текст через диалог с автором, который предусматривает: нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; прогнозирование ответов; самопроверку по тексту;
предметные:
в познавательной сфере:
- извлекать с помощью приѐмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);
- самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
в коммуникативной сфере:
– выполнять задания к авторским текстам, включающим школьников в диалог (полилог), дающий возможность высказать и отстоять свою точку зрения;
в эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
5. Содержание курса
Введение (1)
Раздел «Устное народное творчество» (10)
Малые жанры фольклора (3+1)
Пословицы, поговорки, загадки
Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.
Раздел «Теория литературы». Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Сравнение и олицетворение.
Русские народные сказки (2+2)
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)
Бытовые сказки
«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)
Сказки о животных
«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и дейст-вительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повто-ряющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств. Чудесные предметы в сказках.
Раздел «Теория литературы».
Представление о сюжете. Событие как элемент сюжета. Сюжет и его отличие от фабулы.
Мифы Древней Греции (2)
Делъфы Боги свои и боги чужие
Античная мифология. Боги свои и чужие. Боги и герои.
Раздел «Из русской литературы XIX в.» (3)
Басни (2+1)
И. А. Крылов — баснописец
Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнѐнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)
Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определѐнных качеств человека. Сказки и басни. Сюжет в баснях. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы еѐ воплощения. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен.
Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.
Раздел «Из русской литературы ХIХ-ХХ вв.» (19)
(От классики к современности)
Литературные сказки (15+3)
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий.
Раздел «Теория литературы». Художественный вымысел.
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»
Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека.
П.П. Бажов «Синюшкин колодец»
Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств.
А.П. Платонов «Солдат и царица»
Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования.
В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Потери и приобретения героев, ищущих потерянное время.
Раздел «Теория литературы». Время в сказке. Фантастика и сказка.
Раздел «Теория литературы». Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказка-быль. Сказ. Сказка классическая и современная. Художественный вымысел в сказке.
Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
Разделы «Из русской литературы Х1Х-ХХ вв.»,
«Из зарубежной литературы»,
«Из литературы народов России» (28)
Среди ровесников (23 + 5)
Н. А. Некрасов
«Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей, средства их создания. Многоголосие стихотворения, речевая характеристика, роль диалогов в стихотворении. Авторские размышления о радостях и го-рестях детей. Авторское отношение к героям. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых (Том Сойер и окружающие его люди). Серьѐзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Проделки Тома Сойера.
Раздел «Теория литературы». Главный герой в сюжете литературного произведения. Юмор и комическое в литературе.
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера.
Раздел «Теория литературы». Тема и идея произведения.
И.С. Шмелѐв «Лето Господне» (главы из романа)
История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребѐнка. Ребѐнок и национальные традиции. Особенности повествования.
М. Карим «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)
Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.
Раздел «Теория литературы». Эпитет.
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа.
Раздел «Теория литературы». Рассказ как литературный жанр. Пейзаж.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)
Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лели и Оси. Картины дореволюционного гимнази-ческого быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении.
Раздел «Теория литературы». Рассказ от первого лица.
С.П. Алексеев «История крепостного мальчика»
История глазами ребѐнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Приключенческая основа рассказа.
Ф.А. Искандер «Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.
Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества? Мир детства и мир взрослых в художественной литературе.
Разделы «Из русской литературы XIX в.»,
«Из русской литературы XX в.»(9)
Наедине с поэтом (7+2)
Стихи о природе
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою...»
А.А. Фет. «Осенняя роза»
Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный...»
С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты...»
О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах….»
Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов Х1Х-ХХ вв. Настроение автора, средства его выражения. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.
Раздел «Теория литературы». Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме. Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.
Интернет. Знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения.
Повторение и обобщение (2)
Основные критерии отбора художественных произведений:
1) художественная ценность;
2) гуманистическая направленность;
3) позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям;
4) культурно-исторические традиции.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались.
6. Тематическое планирование
Тема Кол-во
часов Деятельность обучающихся(виды, формы, способы действий) Планируемые УУД
Введение 1 Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, ответы на вопросы, записывание основных положений. Работа с учебником.
Самостоятельная работа Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Раздел «Устное народное творчество» - 11 (из них – 3 ч. развития речи, 1 – внеклассное чтение, в том числе 6- ВПМ)
Малые жанры фольклора:
Пословицы, поговорки
Загадки
Урок развития речи 4 Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Записывание основных положений материала Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.
Знать отличительные особенности пословиц, их виды. Понимать переносный смысл пословиц; значение пословиц в жизни народа; общность тем пословиц разных народов; гуманистический
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе анализа особенностей жанра изучаемых объектов, выделять их отличительные признаки; понимание вопроса и в соответствии с ним построение ответа.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные: принимать участие в работе группы, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; адекватно использовать средства устного общения.
Формирование интереса к изучаемому материалу
Знать основные нормы русского литературного языка
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том числе творческого характера. Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной и умственной формах, использовать письменное высказывание для регуляции своего действия.
Коммуникативные: готовить план небольшого сочинения на основе заданной цели; аргументировано отстаивать свою позицию
Развитие навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развитие художественного вкуса, морально-нравственного выбора.
Русские народные сказки:
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка»
Урок развития речи: рассказ о героях сказки
Бытовые сказки
«Каша из топора»
Вводный контроль
Внеклассное чтение:
сказки о животных
Мифы Древней Греции»
Урок развития речи: защита проектов по пройденным темам 7 Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся
Самостоятельно находить ключевые слова
Формулировать основную мысль текста
Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей Знать композицию сказок и сказа.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.
Раздел «Из русской литературы Х1Х века» - 4+1 часов+ 3 ч. ВПМ
Басни, особенности жанра
Внеклассное чтение: басни по выбору учащихся
И.А.Крылов
«Свинья под дубом»
«Демьянова уха»
И.А.Крылов «Волк на псарне»
Урок развития речи: чтение наизусть 5 Самостоятельно осваивать незнакомый текст
Самостоятельно находить ключевые слова
Выразительно читать поэтические тексты Знать творчество И.А.Крылова, строить устные и письменные высказывания
Познавательные:
систематизация, отбор материала, формирование своего читательского мнения;
анализ, оптимизация материала.
Регулятивные: постановка цели, планирование, корректировка результатов изучения произведения, оценка своей работы, прогнозирование итогов работы.
Коммуникативные: формирование грамотной аргументированной монологической речи (устной и письменной).Интерес  к культуре и 
истории своего народа, родной страны, мотивации к самосовершенствованию, различать основные
 нравственно-этические понятия
Раздел «Из русской литературы Х1Х-ХХ веков – 17часов+ 8 ч. ВПМ
Литературные сказки 14+3
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся
Осознанно, правильно, выразительно читать вслух
Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения Знать особенности литературной сказки, жизнь и творчество А.С.Пушкина, теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора
Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, других источников; переносить взаимосвязи и закономерности.
Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.
Восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Развитие речи: чтение наизусть отрывка
Х.К.Андерсен «Снежная королева»
Развитие речи: обучающее сочинение
П.П.Бажов»Синюшкин колодец»
А.П.Платонов «Солдат и царица»
В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Развитие речи: подготовка к домашнему сочинению
Е.Л.Шварц«Сказка о потерянном времени»
Внеклассное чтение
«Малахитовая шкатулка»
Внеклассное чтение
А.Н.Толстой «Приключение Буратино»
Промежуточный контроль(тест) Среди ровесников 21+5 р\р + 10 ВПМ
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
Развитие речи: чтение наизусть
Марк Твен «Приключения ТомаСойера»
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Развитие речи: классное сочинение
И.С.Шмелев «Лето Господне»
М.Карим «Радость нашего дома»
Ю.П.Казаков «Тихое утро»
Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Развитие речи: пересказ эпизодов
С.П.Алексеев «История крепостного мальчика
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
Развитие речи: подготовка к домашнему сочинению
Ф.А.Искандер «Мальчик и война»
Внеклассное чтение:
В.П.Крапивин 21+5 Выразительно читать поэтические тексты
Вычитывать разные уровни текстовой информации
Формулирование основной мысли текста
Самостоятельно осваивать незнакомые тексты.
Вычитывать разные уровни текстовой информации
Формулировать основную мысль Знать жизнь и творчество писателей, содержание произведений
Познавательные: синтезировать полученную информацию для ответа, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Развитие навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи
Наедине с поэтом – 7+1+ 5 ВПМ
А.С.ПушкинРазвитие речи: чтение наизусть стихотворений
Ф.И,Тютчев, А.А.ФетС.А.Есенин, Н.А. Заболоцкий
О.Э.Мандельштам, Б.Л.ПастернакН.М.Рубцов7+1 Выразительное чтение стихотворений
Анализ поэтических текстов Знать жизнь и творчество поэтов,
строить устные и письменные высказывания
Познавательные: находить существенные отличия в письменных источниках, видеть в этом целесообразность;тексто-вый анализ; продуктивное чтение.
Регулятивные: постановка учебной цели, её реализация, корректировка результатов.Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание.
Прививать интерес к чтению
Повторение и обобщение 2+1р\р + 3 ВПМ
Повторение изученного. Подготовка к итоговому мониторингу по предмету
Итоговый контроль (тест)
Развитие речи: устная защита проектов по предмету 2+1 Проектная деятельность Знать творчество писателей, изученных в 5 классе
Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач, умение осуществлять анализ образов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2014 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2014 г.
Дополнительная учебная литература
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер
Мультимедийные пособия
1.DVD диск. Уроки литературы Кирилла и Мефодия (6 класс)PC-CD (DVD-Box)-М.: Кирилл и мефодий,2009.
2.Коровина,В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература,5 класс».В.Я. Коровина,В.П.Журавлев,В.И. Коровин.-М.:Просвещение,2013.-1 электрон,опт.диск (CD-ROM).
3.Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. 4.Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
5.Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
Образовательные электронные ресурсы
http://poslovisa.yaxy.ru
http://krilov.ru
http://puskin.niv.ru
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»
www.slovari.ru Электронные словари
Мультимедиа-презентации по всем темам, созданные учителем, обучающимися и детьми.
http:/www.1september.ru/
http:/www.internet-scool.ru/
http://www.it-n.ru/
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета « Литература»
Личностные результаты:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
– проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении.
– добиваться осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России иобщемирового культурного наследия;
– ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
–уважать и принимать другие народы России и мира;
– развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность кцелеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, втом числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и
её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию
«устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные
для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку отфольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение кней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать
в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера вразличных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеаломрусского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетныелинии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов длясамостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов науровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или подруководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект длясопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,реферат, проект
9. Календарно-тематический план
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Виды контроля Дата
1 Ведение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся. 1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 2 Фольклор – хранитель народной мудрости. Жанры фольклора. 1 Урок комплексного применения знаний и
умений Устный опрос 3 ВПМ: что такое проект. Темы проектов по фольклору. 1 4 Пословицы и поговорки как хранители морали и духовной мудрости народа 1 Урок систематизации и обобщения Сам.работа 5 Загадки как малый жанр фольклора. Народная психология, идеалы и представления в загадках 1 Комбинированный урок Устный опрос
Проверка выбора проекта 6 Урок развития речи: творческая работа по теме « Малые жанры фольклора» 1 Развитие речи Сочинение-миниатюра 7 ВПМ: консультации по проектам 1 8 Вводный контроль (тест) 1 Урок контроля Письменная тестовая работа 9 Понятие о сказке и её особенностях. Виды сказок. Русские народные сказки:
Волшебные сказки: «Царевна лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. 1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 10 Урок развития речи: рассказ о героях сказки 1 Урок развития речи Устный опрос
Проверка выбора проекта 11 Бытовые сказки:
«Каша из топора» 1 Урок актуализации знаний Устный опрос 12-13 ВПМ: консультации по проектам 2 Комбинированный урок Устный опрос 14 Внеклассное чтение: сказки о животных. 1 Комбинированный урок Устный опрос 15 Мифы и мифология.Мифы Древней
Греции 1 Урок усвоения
новых знаний Устный опрос 16-17 ВПМ: защита проектов по теме «Фольклор» 2 Развитие речи проекты 18 Басни. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра 1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос, письменная работа в тетради 19 ВПМ: выбор проектов по басням 1 Комбинированный урок 20 Внеклассное чтение: басни по выбору учащихся 1 Комбинированный урок Устный опрос 21 И.А. Крылов «Свинья под дубом»
Демьянова Уха». Понятие об аллегории и морали. 1 Комбинированный урок Устный опрос 22 И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне» 1 Урок комплексного применения знаний и умения Устный опрос 23 Развитие речи: урок-концерт: выразительное чтение наизусть басен по выбору учащихся 1 Развитие речи Устный опрос 24-25 ВПМ: защита проектов по басням 2 Урок контроля проекты 25 ВПМ: выбор тем проектов по литературным сказкам 1 Комбинированный урок 26-27 Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Руслан и «Людмила». Посвящение. 2 Урок усвоения новых знаний Устный опрос, письменная работа в тетради 28 Развитие речи: Чтение фрагментов поэмы «Руслан и Людмила» наизусть 1 Развитие речи Устный опрос 29-30 О жизни и творчестве Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева». 2 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 31 Развитие речи: обучающее сочинение 1 Развитие речи Письменная работа 32-33 ВПМ: консультации по проектам 2 Комбинированный урок 34-35 О жизни и творчестве П. П. Бажова. Жанр сказа. Сказ «Синюшкин колодец» 2 Комбинированный урок Устный опрос 36 О жизни и творчестве А.П. Платонова. Сказка-быль «Солдат и царица». 1 Комбинированный урок Устный опрос 37 ВПМ: консультация по проектам 1 Комбинированный урок 38 Промежуточный контроль (тест) 1 Урок контроля Письменная работа в виде
теста 39-40 О жизни и творчестве В.Г. Губарева. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал».
Жители королевства кривых зеркал. Составление характеристики литературного героя 2 Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применения знаний и умений Устный опрос 41 Развитие речи: подготовка к домашнему сочинению 1 Урок развития речи План сочинения 42 ВПМ: предварительный просмотр проектов 1 Комбинированный урок Устный опрос 43-44 О жизни и творчестве Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». Сказочный образ потерянного времени. 2 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 45 Внеклассное чтение: Б.П.Бажов «Малахитовая шкатулка» 1 Урок систематизации и обобщения знаний и умений Устный опрос 46 Внеклассное чтение А.Н.Толстой «Приключение Буратино» 1 Урок систематизации и обобщения знаний и умений Устный опрос 47-49 Защита проектов по литературным сказкам 3 Комбинированный урок Проекты 50 Выбор тем проектов по произведениям, посвященным ровесникам 1 Комбинированный урок 51 О жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». 1 Урок актуализации знаний и умений Устный опрос 52 Развитие речи: чтение наизусть отрывка из стихотворения, работа над выразительным чтением 1 Развитие речи Устный опрос 53 О жизни и творчестве Марка Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера». 1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 54-55 О жизни и творчестве В.Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант». 2 Урок усвоения новых знаний.
Урок комплексного применения знаний и умения Устный опрос. Письменная работа 56-57 Развитие речи: классное сочинение по прочитанным произведениям 2 Урок развития речи Письменная работа 58-59 ВПМ: консультация по проектам 2 Комбинированный урок Устный опрос 60-61 О жизни и творчестве И.С. Шмелёва. Повесть «ЛетоГосподне» (главы из романа) Рождение религиозного чувства у ребёнка. 2 Урок усвоения новых знаний
Урок актуализации знаний и умений Сам.работа62-
63 О жизни и творчестве М. Карима.
Повесть «Радость нашего дома» .2 Урок усвоения
новых знаний
Урок систематизации и обобщения знаний и умений Сам. работа
Устный опрос 64-65 О жизни и творчестве Ю. Казакова. Рассказ «Тихое утро».
Два мальчика – два разных жизненных опыта 2 Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применения знаний и умений Устный опрос
Сам.работа66-67 О жизни и творчестве Л. Кассиля. Повесть «Кондуит и Швамбрания. Образы главных героев: братьев Лели и Оси. 2 Урок усвоения новых знаний
Урок актуализации знаний и умений Устный опрос.
Сам.работа68 Развитие речи:пересказ эпизодов 1 Развитие речи Устный опрос 69-70 ВПМ – предварительный просмотр проектов 2 Комбинированный урок Устный опрос 71-72 О жизни и творчестве С.П. Алексеева. Повесть «История крепостного мальчика». 2 Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Сам.работа73-75 О жизни и творчестве В.П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро».
Приключенческая основа рассказа. Образ главного героя.
Открытие « Васюткой нового озера». Автобиографичность произведения. 3 Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применениязнаний и умений
Урок систематизации и обощения знаний и умений Устный опрос
Сам.работа76 Развитие речи:подготовка к домашнему сочинению 1 Развитие речи План сочинения.
Сочинение 77-78 О жизни и творчестве Ф. Искандера. Рассказ «Мальчик на войне». Картины войны.
Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи. 2 Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применения знаний и умений Устный опрос
Сам.работа79-80 ВПМ: консультации по проектам 2 Комбинированный урок Устный опрос 81-82 Внеклассное чтение:
В.П.Крапивин2 Комбинированный урок Устный опрос
Сам.работа83-85 ВПМ: защита проектов по произведениям, посвященным ровесникам 3 86-87 О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер».
Стихотворение «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения. 2 Комбинированный урок Устный опрос
Сам.работа88 Развитие речи:чтение наизусть стихотворений 1 Развитие речи Устный опрос 89 ВПМ: выбор проектов, посвященных русской поэзии
1 Урок усвоения новых знаний 90 Ф. И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою зимою…», А.А. Фет. «Осенняя роза» 1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 91 С. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…», Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» 1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 92 ВПМ: консультации по проектам 1 Урок комбинированный Устный опрос 93 О.Э.Мандельштам,Б.Л.Пастернак1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 94 Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» 1 Урок усвоения новых знаний Устный опрос 95-97 ВПМ: защита проектов по поэзии 3 98 Повторение изученного.Подготовка к итоговому мониторингу 1 Урок ситематизации и обобщения знаний и умений Устный опрос 99 Итоговый контроль (тест) 1 Контрольный урок Контрольная тестовая работа 100 Анализ итогового контроля 1 Урок коррекции знаний 101-103 Презентация лучших проектов 3 Развитие речи учащихся Проект 104-105 Резервные уроки 2 Комбинированный урок Устный опрос