Рабочая программа по литературе 11 класс под ред Б.А.Ланина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа по литературе составлена в связи с распределением количества часов по разделам и темам на основе примерной программы и рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю) на 2016-2017 учебный год. Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта. Данная программа составлена на основании программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина. – 2-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и обеспечена учебником «Русский язык и литература. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 384 с.
Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Поставленные цели способствует решению специфических задач:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Данная программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Структурно-содержательной особенностью программы является познание закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.
Рабочая программа предлагает содержание и технологию реализации курса литературы, направленного на включение учащихся в активную литературно-творческую и читательскую деятельность.
Выбор авторской программы под редакцией Б.А. Ланина для 11 класса определяется тем, что она:
соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Принципиально важное новшество программы - система методов и приёмов работы с ресурсами Интернета при изучении литературного процесса и творчества писателей.
В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
Данная программа успешно реализует следующие цели литературного образования и развития учащихся:
расширяет литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами;
закладывает основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка);
опираясь на формируемую читательскую компетенцию, подводит к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека;
содействует интеллектуально-нравственному и мировоззренческому развитию личности;
формирует гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других;
поддерживает стремление выразить себя в слове;
обучает общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач. Принципы подачи материала – строгий научный подход, воспитывающий современного делового человека.
принцип построения и поиска информации.
Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю решать следующие задачи:
постепенно приобщать учащихся к миру литературы;
формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова;
развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников.
Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины XIX века до литературы второй половины XIX века).
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы раскрывают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности:
1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.
4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие. Ведущая тема курса 10 класса - литература XIX в.– первая половина XX века в её историческом развитии.
Формы организации учебного процесса:
уроки-лекции,
урок – практическая работа,
уроки с групповыми формами работы,
уроки-зачеты.
В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полное) общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в старшей школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Уровень изучения учебного материала – базовый.
Формы и средства контроля
подготовка и защита рефератов
тест;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
зачётная система по некоторым темам курса.
классное сочинение по изученному произведению;
устное высказывание на заданную тему;
ответ на проблемный вопрос.
Тематический план содержит
Содержание Кол-во часов примерной программы Кол-во часов рабочей учебной программы Примечание
Литература 20 века.
Введение 1 1 Литература первой половины 20 века
Обзор русской литературы первой половины 20 века. 1 1 И.А.Бунин 4 6 2 ч на развитие речи (сочинение)
А.И.Куприн 2 3 1 ч (на углубленное изучение произведения, внеклассное чтение)
М.Горький 5 6 1 ч (на углубленное изучение произведения)
Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века. 1 1 Б.Шоу 2 2 Г.Аполлинер 1 1 Обзор русской поэзии конца 19- начала 20 в. 1 1 Символизм 1 1 В.Я.Брюсов 1 1 К.Д.Бальмонт 1 1 А.Белый 1 1 Акмеизм 1 1 Н.С.Гумилев 1 1 Футуризм 1 1 И.Северянин 1 1 В.В.Хлебников 1 1 Крестьянская поэзия 1 3 2 ч на развитие речи (сочинение)
А.Блок 7 7 В.В.Маяковский 5 5 С.А.Есенин 5 5 М.И.Цветаева 3 4 1 ч на развитие речи (письменный ответ на проблемный вопрос)
О.Э.Мандельштам 3 3 А.А.Ахматова 5 5 Б.Л.Пастернак 4 4 М.А.Булгаков 6 6 А.П.Платонов 2 2 М.А.Шолохов 6 6 Литература второй половины 20 века 19 21 Э.Хемингуэй 2 2 Обзор русской литературы второй половины 20 века. 2 2 А.Т.Твардовский 2 2 В.Т.Шаламов 2 2 А.И.Солженицын 2 2 В.М.Шукшин 1 1 В.В.Быков 1 1 В.Г.Распутин 1 1 Н.М.Рубцов 1 1 Р.Гамзатов 1 1 И.А.Бродский 1 1 Б.Ш.Окуджава 1 1 А.В.Вампилов 1 1 Обзор литературы последнего десятилетия 1 3 2 ч на развитие речи (сочинение)
ИТОГО 90 102 13
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс – 3 часа в неделю (102 часов в год)
Литература XX века (90 часов)
Введение (1 час)
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века (70 час)
Обзор русской литературы первой половины
XX века (1 ч)
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Сочинение по творчеству И. А. Бунина
А. И. Куприн (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький (5 ч)
Жизнь и творчество (обзор).Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Сочинение по творчеству М. Горького.
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (2 ч)(возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер (1 ч)(возможен выбор другого зарубежного поэта)Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).
Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе.
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Обзор (1 ч)
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм (1 ч)
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм (1 ч)
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм (1 ч)
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия (1 ч)
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Р/Р Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
А. А. Блок (7 ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Р/Р Сочинение по творчеству А. А. Блока.
В. В. Маяковский (5 ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского..С. А. Есенин (5 ч)
Жизнь и творчество.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Сочинение по творчеству В.В.Маяковского и С. А. Есенина.
М. И. Цветаева (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О. Э. Мандельштам (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова (5ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Р/Р Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
Б. Л. Пастернак (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков (6 ч)
Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
А. П. Платонов (2 ч)
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован» , «Река Потудань», «Фро» (возможен выбор другого произведения).
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов (6 ч)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.
.
Литература второй половины XX века (19 ч)
Э.Хэмингуэй.(2 ч)
Жизнь и творчество(обзор). Повесть « Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Э.Хэмингуэя.
Обзор русской литературы второй половины
XX века(2 ч)
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, О.Берггольц и др.).Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, повести и романы Б.Горбатова, А.Фадеева, Э.Казакевича, А.Бека, В.Некрасова и др. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирик( темы любви, гражданского служения, единства человека и природы)
А. Т. Твардовский (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются оабязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Чувство сопричастности к судьбам Родины, желание понять истоки побед и потерь. Немногословность, емкость поэтической речи.
Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
В. Т. Шаламов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича» «Архипелаг ГУЛАГ» и др.
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. М. Шукшин (1 час)(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков (1 час)
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин (1 час)
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Прощание с Матерой», «Последний срок» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов (1 час)
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Н.Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в творчестве Рубцова
Р.Гамзатов(1 час)
Жизнь и творчество(обзор) .
Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
И. А. Бродский (1 час)
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава (1 час)
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
В.Ч. !Авторская песня в развитии литературнрго процесса и музыкальной культуры народа.
А.Галич, В.Высоцкий, Ю.Визбор, Ю.Ким, А.Дольский, И.Тальков, В.Цой и др.(2 часа)
А. В. Вампилов (1 час)
(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Сочинение по русской литературе второй половины .
Перечень требований к знаниям и умениям учащихся 11 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений .определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Календарно-тематическое планирование.
№
урока Тема урока
Кол-во
часов Дата Примечание
Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. 1 05.09 Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Проблема “художник и власть”. 1 08.09 И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. 1 08.09 И.А.Бунин. Стихотворения: «Сумерки», «Седое небо надо мною…». Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. 1 12.09 И.А.Бунин. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» «Господин из Сан-Франциско», Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы 1 15.09 И.А.Бунин. Рассказ «Легкое дыхание». Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом. Своеобразие художественной манеры Бунина 1 15.09 Р.Р.Подготовка к обучающему сочинению- рассуждению на тему:»Что дарит человеку счастье: счастье или разум?»(по рассказам И.А.Бунина) 1 19.09 Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на тему: «Что дарит человеку счастье: счастье или разум? (по рассказам И.А.Бунина). 1 22.09 А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». ). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. 1 22.09 В.Ч. А.И.Куприн. «Поединок».Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Смысл финала. 1 26.09 Р.Р. Письменный ответ на вопрос « В чем заключается своеобразие темы любви в творчестве А.И.Куприна?» 1 29.09 М.Горький. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. 1 29.09 М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. 1 03.10 М.Горький. Пьеса « На дне». Смысл названия пьесы. Система образов. “На дне” как социально-философская драма». Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. 1 06.10 М.Горький. Пьеса « На дне». Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. 1 06.10 Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению на тему «Правда героев пьесы М.Горького «на дне». 1 10.10 Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на тему «Правда героев пьесы М.Горького «на дне». 1 13.10 Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие конфликта в пьесе. 1 13.10 Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. 1 17.10 Г.Аполлинер. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение«Мост Мирабо»(возможен выбор другого произведения).Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. 1 20.10 Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. 1 20.10 Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок) 1 24.10 В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова 1 27.10 К. Д. Бальмонт .Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
1 27.10 А. Белый. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. 1 07.11 Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. 1 10.11 Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. 1 10.11 Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак). 1 14.11 И.Северянин. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. 1 17.11 В. В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. 1 17.11 Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы 1 21.11 Р.Р. Контрольное сочинению по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. на тему «Образ России в литературе рубежа XIX – начала ХХ в.» 1 24.11 Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. на тему «Образ России в литературе рубежа XIX – начала ХХ в. » 1 24.11 А.А.Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. 1 28.11 А.А.Блок. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане». 2 01.12 А.А.Блок. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений, исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Стихотворение «Россия». 1 05.12 А.А.Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции 1 08.12 А.А.Блок. Поэма «Двенадцать». Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. 1 08.12 Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению на тему « Образ Христа в поэме А.А.Блока «Двенадцать». 1 12.12 Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на тему « Образ Христа в поэме А.А.Блока «Двенадцать». 1 15.12 В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!». 1 15.12 В. В. Маяковский. Стихотворения: «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!». Особенности любовной лирики. 1 19.12 В. В. Маяковский. Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии». Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность,пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха) 1 22.12 В. В. Маяковский. «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,«Письмо Татьяне Яковлевой». Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. 1 22.12 В.Ч. В.В. В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах». Сатирические образы в творчестве Маяковского. 1 26.12 С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…». 1 29.12 С. А. Есенин..Стихотворения : «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,«Письмо к женщине».. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. 1 29.12 С. А. Есенин . Стихотворения:«Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…». Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. 1 С. А. Есенин. «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. 1 Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению на тему « Образ Руси в лирике С.А.Есенина». 1 Р.Р Обучающее сочинение-рассуждение на тему « Образ Руси в лирике С.А.Есенина». 1 М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. 1 М. И. Цветаева. Стихотворения: «Тоска по родине! Давно…»,«Идешь, на меня похожий…». Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. 1 М. И. Цветаева. Стихотворение «Куст». Своеобразие поэтического стиля. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки. 1 Р.Р. Комплексный анализ стихотворения « Мне нравится, что Вы больны не мной…» 1 О.Э.Мандельштам. Жизньи творчество(обзор).Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», 1 О.Э.Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. 1 О.Э.Мандельштам. Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia».Представление о поэте как хранителе культуры. 1 А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…». Темы любви и искусства. 1 А. А. Ахматова . «Мне голос был. Он звал утешно…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. 1 А. А. Ахматова .Стихотворение «Родная земля» . Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. 1 А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога 1 А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. 1 Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зимняя ночь»
«Снег идет». Тема человека и природы. 1 Б. Л. Пастернак ). Стихотворения: «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). 1 Б. Л. Пастернак ). Стихотворение: «Гамлет». Философская глубина лирики Пастернака.Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. 1 Б. Л. Пастернак .Роман «Доктор Живаго» (обзор).История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. 1 М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. 1 М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Образы Воланда и его свиты. Проблема нравственного выбора в романе. 1 М. А. Булгаков .Роман «Мастер и Маргарита». Москва и Ершалаим. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. 1 М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Фигура Понтия Пилата и тема совести. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. 1 Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение на тему «Связь любви и творчества в романе М.Булгакова « Мастер и Маргарита» 1 Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение на тему «Связь любви и творчества в романе М.Булгакова « Мастер и Маргарита». 1 А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. 1 А. П. Платонов. Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. 1 М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Женские образы. 1 М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Утверждение высоких человеческих ценностей. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. 1 М. А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон». Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. 1 М. А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон». "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. 1 Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-характеристике литературного героя по роману эпопее М.А.Шолохова
«Тихий Дон» на тему «Путь Григория Мелехова». 1 Р.Р. Обучающее сочинение-характеристика литературного героя по роману эпопее М.А.Шолохова
«Тихий Дон» на тему «Путь Григория Мелехова». 1 Э. Хэмингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Повесть « Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Э. Хэмингуэй. Повесть « Старик и море». Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Э. Хэмингуэя. 1 Обзор русской литературы второй половины XX века. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. 1 Обзор русской литературы второй половины XX века. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. 1 А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. 1 А. Т. Твардовский. Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Чувство сопричастности к судьбам Родины, желание понять истоки побед и потерь. Немногословность, емкость поэтической речи. 1 В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. 1 В. Т. Шаламов. История создания книги “Колымских рассказов”. Характер повествования. 1 А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. 1 А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. 1 В. М. Шукшин. Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. 1 В. В. Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. 1 В. Г. Распутин.Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. 1 Н. М. Рубцов .Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Н.Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в творчестве Рубцова 1 Р.Гамзатов. Жизнь и творчество(обзор) .Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...».
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. 1 И. А. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”. 1 Б. Ш. Окуджа .Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» .Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. 1 А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. 1 Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению-рассуждение на тему « О чем меня заставили задуматься произведения русской литературы второй половины 20 века?» 1 Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на тему « О чем меня заставили задуматься произведения русской литературы второй половины 20 века?» 1 Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. 1 VI. Выполнение практической части
Развитие речи Внеклассное чтение
устно письменно 6 12 2
Список произведений для заучивания наизусть
И.А.Бунин. Два стихотворения на выбор
М.Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок)
В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Анненский. Одно стихотворение на выбор
А.А.Блок. Три стихотворения на выбор
Н.С.Гумилёв. Одно стихотворение на выбор
А.А.Ахматова. Два стихотворения на выбор
М.И.Цветаева. Два стихотворения на выбор
В.В.Маяковский. Два стихотворения на выбор
С.А.Есенин. Два стихотворения на выбор
Б.Л.Пастернак. Одно стихотворение на выбор
А.Т.Твардовский. Два стихотворения на выбор
Н.А.Заболоцкий. Одно стихотворение на выбор
Н.М.Рубцов. Одно стихотворение на выбор
Список литературы для учителя.
Б. А. Ланин, Б. А. Русский язык и литература. Литература : 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова ; под ред. проф. Б. А. Ланина. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 384 с. : ил.
Тексты изучаемых произведений.
Золотарёва, И. В. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 11 класс. В 2-х ч. / И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова. – 2011.
Иванова, Е. В. Анализ произведений русской литературы XIX века. Ко всем современным учебникам по литературе для 11 класса / Е. В. Иванова. – М. : Экзамен, 2011.
Литература. 10-11 класс. Текущий контроль знаний : тесты, зачёты, задания / авт.-сост. И. Д. Бережная. – Волгоград, 2008.
Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы : метод. пособие / под ред. Т. Н. Андреевой. – М. : Дрофа, 2005.
Список литературы для учащихся.
Тексты изучаемых произведений
Доронина, Т. В. Анализ стихотворений : учебное пособие для школьников и абитуриентов / Т. В. Доронина, Н. В. Францова. – М. : Экзамен, 2013.
Иванова, Е. В. Анализ произведений русской литературы XIX века. Ко всем современным учебникам по литературе для 11 класса / Е. В. Иванова. – М. : Экзамен, 2013-2015.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Утверждаю
Директор школы:_____________Маликова Л.О.
Приказ № от 01.09.2016
Программа рекомендована к работе педсоветом школы
протокол №1 от _____________ г.
Программа обсуждена на заседании
ШМО учителей русского языка и литературы, музыки и ИЗО.
протокол № 1 от _____________ г.
ЛИТЕРАТУРА
Рабочая учебная программа
11 А класс (базовый уровень)
Составитель
учитель МБОУ «СОШ № 31»
Литвинова О.В.
г. Новокузнецк
2016