Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему Есть женщины в русских селеньях (по поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо)
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщины в русских селеньях" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")
Очир-Горяева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы
Доля ты! – русская долюшка женская!Вряд ли труднее сыскать.
Н. А. Некрасов
Цели урока:
Раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.
Ход урока
I. Организация начала урока: приветствие; сообщение темы, раскрытие общей цели урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н. А Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?
Урок мы построим следующим образом: сначала традиционная л/в разминка, затем повторение ранее изученного материала, после перейдем к рассмотрению 3-й части поэмы “Крестьянка”.
II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала как подготовка для освоения нового).
1. Литературоведческая разминка.
(дайте определение л/в терминам)
Реализм -….
Народность -…
Поэма -…
Эпопея -…
Тема -…
Идея -…
Троп -… Теория литературы:
знать и уметь оперировать основными л/в терминами2. “Адресный вопрос”
“Адресный вопрос” как проверка д/з (работа в парах).
III. Изучение нового в соответствии с заявленной темой урока.
1. Вступительное слово учителя (Подготовка уч-ся к диалогу – обсуждению)
У:
В каком году рассчитывай. В какой земле – угадывай,На столбовой дороженькеСошлись семь мужиков.
У: Для чего?
Чтобы узнать:Кому живется весело,Вольготно на Руси…,
2. Беседа на основе прочитанного.
* У: Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).
У: Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. )
У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.
У: Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?
Помещик, чиновник, поп,Купчина толстопузый,Вельможный боярин,Министр государев, царь…
У: Но оказывается (по мере их продвижения все дальше и дальше) трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.
Эгей, счастье мужицкое!Дырявое с заплатами,Горбатое с мозолями.
У: И мужики приходят к выводу:
Порвалась цепь великая,Порвалась – расскочилася:Одним концом по баринуДругим по мужику……
У: Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.
Мужик что бык: втемяшитсяВ башку какая блажь –Колом ее оттудоваНе выбьешь.
И они решают не искатьЧиновника, купца, министра,Царя (“еще допустят ли нас, мужиченков, царь?”) а…Не все между мужчинамиОтыскивать счастливого,Пощупаем-ка баб!
Указывают им на Счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.
3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)
Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)
У: Что еще вы узнали о судьбе героини из текста поэмы?
Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?
У: Теперь, давайте попробуем охарактеризовать Матрену Тимофеевну.
На доске выписаны основные качества ее характера. Подтвердите это текстом.
На доске
ИВС? внешняя красота
Эпитеты трудолюбивая
Сравнения решительная
Метафоры волевая
самостоятельная
сильная духом
умная
талантливая
У: Но Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина
(выступление творческой группы с сообщением о речи Матрены Тимофеевны)
Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька.
Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.
У: Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение.
Я потупленную голову,Сердце гневное ношу?
У: В гл “Крестьянка” Матрена Тимофеевна рассказывает странникам о Савелие – богатыре свято-русском.
У: Каким он представляется в поэме?
(чтение наизусть описание Савелия)
У: Почему, как вы думаете, героиня рассказывает о Савелие?
Для Матрены Тимофеевны он является олицетворением независимости “клейменый, да не раб”, чувство ненависти к угнетателям, непокорности судьбе, и умение противостоять злу, выжить и не согнуться.
Цель автора – показать, как, велика сила зреющего гнева и протеста русского народа.
4. Проведение сравнительного анализ судьбы Матрены Тимофеевны Корчагиной (“Кому на Руси…”) и Дарьи (“Мороз Красный нос”1863 г. ).
Использ. ндуктивн. метода (от частного к общему)
Как характеризует автор этих женщин ?(чтение отрывков учащимися наизусть)
У: Вы заметили, что строки, которые сейчас прозвучали, вы непременно уже слышали:
Пройдет словно солнце светит,Посмотрит – рублем подарит. Коня на скаку остановит. В горящую избу войдет.
Какие ИВС Некрасов использует в данных характеристиках?
Что общего можно выделить в образах этих героинь?
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Творческая работа учащихся (“цветовая гамма”)
Задание: Ребята, постарайтесь в цвете в альбомах изобразить образ Матрены Тимофеевны. - Русская крестьянка. Какие цвета возникают у вас в воображении после рассмотрения этого образа?
(3-4 ученика поясняют свои работы, демонстрируя их классу)
2. Типчность в образе героинь Некрасова
У: Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.
Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.
Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.
V. Подведение итогов.
1. Анализ работы класса.
2. Объявление оценок.
У: Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.
Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой.
На уроке, на мой взгляд, мы достигли поставленных вначале целей: рассмотрели, проанализировали, сделали вывод о судьбе русской женщины.
VI. Домашнее задание.
1. Инструктаж
2. Постановка новой цели к следующему уроку.
Дома к следующему уроку напишите на отдельном листе мини-сочинение о судьбе и характерных чертах женщины современности (какова она?).
Технологическая карта урока литературы в 10 классе по
теме «Есть женщины в русских селениях»
№ Этап ТДЗ этапа Методы Формы Виды деятельности
1 Организационный момент Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя Общеклассные2 Повторение материала как подготовка к освоению нового Актуализация опорных знаний Учебный диалог. Сочетание общеклассных и парных. Литературоведческая разминка, дидактическая игра «Адресный вопрос»
3Изучение нового материала. Формирование конкретных представлений о судьбе женщины крестьянки в XIX в. Устное сообщение учителя, учебный диалог, индуктивный и проблемный Сочетание общеклассных и индивидуальных Комментирование текста, проведение сравнительного анализа судьбы 2-х героинь
Н.А. Некрасова.
4 Обобщение и систематизация знаний. Выявить уровень усвоения материала. Самостоятель-
ная работа. Индивидуальные и общеклассные. Творческая работа «Цветовая гамма».
5 Подведение итогов урока. Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся. Устное сообщение учителя. 6 Д\З Дать информацию и инструктаж Консультация.