Конспект урока ОБЖ 6 класс на тему Разведение костра, добывание огня
6 класс
Тема: «Добывание огня, разведение костра».
Цели урока: 1) научиться выбирать и готовить место для костра.
2) ознакомить учащихся с видами растопки, различными типами костров и обязательными правилами противопожарной безопасности.
Тип урока: комбинированный (проверка знаний и объяснение нового материала).
Оборудование: учебник, тетрадь, деревянные заготовки для изготовления зажигательных палочек или готовые зажигательные палочки, палочки для создания костров.
Ход урока
Организационный момент
Учитель называет тему и цель урока.
Проверка домашнего задания
Но для того, чтобы понять, как вы усвоили материал по теме: «Устройство временных укрытий», я проведу тестирование.
Перед вами карточки с тестами. Ответим на их вопросы. За каждый правильный ответ жетон.
1 тест.
Каково самое главное требование к месту для сооружение временного укрытия (длительного лагеря)
А) Наличие рядом воды.
Б) Живописная природа.
В) Безопасность места стоянки.
Г) Отсутствие комаров и мошек.
2 тест.
Мальчишки из 6-го «А» класса поставили палатку на берегу реки у самой воды, чтобы не ходить далеко за водой. Ночью они проснулись от сырости. Оказалось, что вода в реке поднялась и палатку затопило. Почему так произошло?
А) Надо было не спать, а следить за состоянием воды в реке.
Б) Ребята забыли поставить под палатку сваи.
В) Палатку поставили слишком близко к воде.
Г) Палатка должна была быть водонепроницаемой.
3 тест.
Какое укрытие ты сделаешь зимой в тайге при отсутствии костра:
А) Шалаш из еловых веток и жердей.
Б) Наломаю лапника и сделаю из него постель под елью.
В) Снежную нору
Г) Снежную пещеру или берлогу.
4 тест.
Во время зимних каникул ребята из 6-го «В» отправились в поход. С наступлением сумерек они стали готовиться к ночлегу. Зная, что укрытие лучше всего делать так, чтобы оно было защищено от ветра, ребята расположили его под навесом скалы. Утром они проснулись в огромном сугробе. Почему это произошло?
А) Ветер изменил направление и их замело.
Б) Ночью прошел медведь и выбрал себе берлогу по соседству, засыпав палатку.
В) На ребят обрушился ком снега, упавший с навеса скалы.
- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.
А теперь послушайте загадку
Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать (костер)
- Правильно, костер. И тема нашего урока «Добывание огня, разведение костра». Перед вами на доске записан план урока. (зачитать и записать в тетрадь).
1. Место для костра
2. Добывание огня
3. Разжигание костра
4. Типы костров. Сохранение огня.
3. Объяснение нового материала
Вводное слово учителя
После сооружения укрытия тебе необходимо позаботиться о костре. Его значение чрезвычайно велико, поскольку это возможность:
- обогреться, просушить одежду и обувь;
- приготовить пищу;
- подать сигнал спасателям;
- отпугнуть хищников;
- почувствовать себя более защищенным, успокоиться.
Почему так важно уметь выбрать место для костра?
Это первый пункт нашего плана.
Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.
Где нельзя разводить костры?
Ответьте, пожалуйста.
Познакомимся с памяткой.(на столах у учащихся). Зачитайте.
- категорически нельзя разводить костер на торфянике, т.е. в местах, где почва представляет собой сухую массу торфа. Такая земля похожа на сухую коричневую труху.
- нельзя разводить костер на поле среди сухой травы, тем более, если дует ветер. Трава загорится, и пламя ветром будет переноситься на соседние участки поля.
- нельзя разводить костры в сухих сосновых лесах в засушливый период.
- нельзя разводить костер на каменистых россыпях в засушливый период, если между камнями скопились веточки, сухая трава, труха. Огонь может распространиться под камнями по этим сухим прослойкам топлива, и возникает пожар.
- нельзя разводить костер под корнями деревьев, у корней – все это может загореться.
Запомните это, пожалуйста.
А где можно разводить костер? Как вы думаете?
Познакомимся с памяткой. Зачитайте.
- место для костра готовится в стороне от деревьев и кустов ( не ближе 4-6 метров).
- место тщательно очищается от лесного мусора.
- снимается верхний слой дерна.
- место обкладывается камнями (чтобы не распространялся огонь)
- зимой место расчищается от снега до земли, снег утаптывается, делается настил из сырых бревен и веток.
Итак, место для костра выбрали, теперь учимся добывать огонь.
-Разжигание костра - это искусство. От наличия огня зачастую зависит жизнь. Существует несколько способов добывания огня с помощью подручных средств:
1. Огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла, но для этого способа потребуется два часовых стекла, а это не всегда может быть под руками.
2. Можно получить огонь трением. Но для этого нужно много усилий и изготовить лук из ствола молодой березы, сверло из сосновой палочки и опору из сухого полена сосны.
Самый простой способ:
3. При помощи двух камней твердой породы. Камни бьют друг от друга и высекают огонь.
Итак, можно воспользоваться любым из этих способов и добыть огонь для разжигания костра.
Это третий вопрос нашего плана.
Заготовка дров. Что для этого пригодно?
Соберите побольше сухих дров, хвороста и достаточно сухой растопки до начала разведения костра. Лучшими дровами для основательного костра считается древесина засохших на корню сосен, елей, дубов, осин, пни хвойных деревьев.
Растопка. Что для этого нужно?
Бересту все знают. Ленточки сухой бересты загораются мгновенно. Если бересты нет – ищите елки.
Растопку складывают в виде маленькой пирамидки, для того чтобы удобно было разжечь костер.
Не следует разводить костер под ветвями деревьев: летом они могут загореться, а зимой с них может упасть снег, загасив костер.
Работа с учебником. Откройте стр. 74.
Зачитайте памятку «Заготовка топлива для костра»(стр. 74.)- (учащиеся читают вслух).
Но нужно помнить: Уходя, потуши костер, залей его водой, засыпь землей, закрой дерном.
А теперь мы познакомимся с типами костров:
На доске типы костров.
Дымовые Жаровые Пламенные
(схема на доске и запись в тетрадях)
Дымовой – для того, чтобы отогнать комаров и мошкару, для подачи сигнала о своем местонахождении.
Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей, для обогрева.
Пламенный – для освещения места, подогрева пищи, кипячение воды.
На доске изображены типы костров. Рассмотрим их.
«Шалаш»
Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, и пламя получается высоким и жарким. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если необходимо использовать несколько посудин, то лучше развести «колодец».
«Колодец»
Два полена положи параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них – еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в сырую погоду.
«Звездный»
Поленья уложи по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре. И по мере сгорания дров их следует подвигать к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе погаснет, поэтому он достаточно пожаробезопасен.
«Таежный»
Складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частого подкладывания дров.
«Нодья»
Это жаровой костер складывается из трех больших бревен длинной 2-2,5 метра. Два бревна (чем толще, тем лучше) положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.
Такие типы костров существуют. А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.
4. Закрепление изученного материала
- Откройте учебник на стр. 78
1.Тест. Где лучше всего развести костер? (Стр. 78)
2. Какие способы добывания огня тебе известны? (с помощью увеличительного стекла, с помощью трения (лук, сверло, опора), с помощью двух камней.
3. Веселый тест (стр. 80)
5. Практическое задание «Сложи костер»
Из приготовленных палочек сложите известные вам типы костров (стр.77)
6. Подведение итогов урока
Что вы узнали нового на уроке?
И так мы должны запомнить, что уходя, костер обязательно нужно потушить.
Выставление оценок с комментарием. Кто больше набрал жетонов? Кто работал активно на уроке?
Домашнее задание
Параграф 16, вопросы к параграфу.
15