Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка в условиях реализации модернизации регионального образования
Тема: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка в условиях реализации модернизации регионального образования
Выполнила: Гудилова Ольга Александровна,
МБУ школа № 91
Тольятти, 2015 г.
Содержание
1. Введение.
2. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка
2.1. Понятие исследовательской деятельности учащихся ..
2.2. Способы организации исследовательской деятельности, используемые на уроках английского языка.
2.3.Практика применения способов организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка
3. Заключение..
Список литературы
1. Введение
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
Однако, несмотря на приоритетность и актуальность данного направления, к настоящему времени опубликовано очень мало работ, содержащих систему заданий для исследовательской деятельности учащихся и методические рекомендации по их использованию. То есть, проблема содержания, организации исследовательской работы учащихся недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем исследовании.
Цель: определение способов и приемов организации исследовательской деятельности у учащихся на уроках английского языка.
Задачи:
Дать понятие исследовательской деятельности учащихся;
Рассмотреть способы организации исследовательской деятельности, используемых на уроках английского языка;
Рассмотреть практику применения способов организации исследовательской деятельности у учащихся на уроках английского языка.
Таким образом, в ходе данной работы необходимо показать, как на уроках иностранного языка можно организовать исследовательскую деятельность учащихся.
2. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка.
Понятие исследовательской деятельности учащихся.
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содержание образовательных программ, но и используемые технологии обучения. Исследовательская деятельность позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, личными ценностями.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Концепция технологии исследовательской деятельности основывается на личностно - деятельностном подходе, который означает ориентацию учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач.
Учебно-исследовательская деятельность – форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; сбор собственного материала; его анализ и обобщение; собственные выводы.
Важно, что главным является подход, а не состав источников, на основании которых выполняются работы. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проведенных на его основании новых выводов.
Суть реферативной работы – в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
Научно- исследовательская деятельность реализуется, как правило, в научных учреждениях и направлена на получение объективно новых знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – разновидность образовательной деятельности, главной целью которой является образовательный результат. Спецификой этого вида деятельности является использование методологии научного исследования, существующей в «большой науке», для наиболее эффективного обучения учащихся.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка.
Способы организации исследовательской деятельности, используемые на уроках английского языка
Успешное обучение английскому языку немыслимо без интенсивной самостоятельной работы учащихся. Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В связи с этим хочется отметить, что самостоятельная работа учащихся, включается в один из основных элементов учебно-исследовательской деятельности. Она является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемых без непосредственной деятельности учителя и под его руководством. Поэтому рациональная организация и успешное руководство учебно-исследовательской деятельностью обучаемых оказываются непременным условием высокой результативности процесса обучения.
Виды исследовательской деятельности:
Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся имеют возможность воспользоваться презентациями при составлении своего небольшого высказывания.
Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. (Например: «Как составить правильно вопрос на английском языке?», «Порядок слов в английском предложении», «Употребление артиклей»).
Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.
Проект является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет большое значение для учащихся. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от школьников самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.
Практика применения способов организации исследовательской деятельности у учащихся на уроках английского языка
Целью формирования исследовательской культуры ученика является развитие умений систематизировать и обобщать материал, высказывать свою собственную точку зрения, разрабатывать методику выполнения наблюдений, практических работ, формулировать проблему, разрабатывать план решения проблемы. Ученик выступает как созидатель, творец нового.
К практическим заданиям, способствующим развитию исследовательской культуры учащихся, относятся, например, интерактивные задания, познавательно-поисковые культуроведческие задания, способствующие повышению уровня социокультурной образованности учащихся, развитию социокультурных, коммуникативно-познавательных и коммуникативно-речевых умений, самообразовательных навыков в изучении языков и страноведческой информации в контексте диалога культур.
Организационные способы использования исследовательского подхода в обучении английскому языку включают в себя индивидуализацию обучения, свободный выбор учащимися дополнительных образовательных услуг, максимальное разнообразие предоставляемых возможностей, источников информации, особое внимание к организации межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися, создание условий для творческого сотрудничества.
Организация исследовательской деятельности по иностранному языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п.
Система работы по формированию исследовательской культуры учеников включает в себя несколько этапов:
Первый этап – самостоятельная работа ученика по образцу (репродуктивное мышление). Познавательная деятельность этого типа предполагает узнавание, опознавание, различение, воспроизведение.
Второй этап (реконструктивная деятельность) предполагает осмысление и видоизменение, предвидение возможных результатов, принятие решений в нестандартных ситуациях.
Третий этап – эвристическо - исследовательская самостоятельная работа, когда информация выступает как инструмент познания, умозаключений, ученик открывает новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность.
К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и учащихся. И самое главное - создавать условия для включения школьника в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.
Исследовательская деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
В 8-9 классах у обучающихся оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.
В 10-11 классах основное внимание уделяется будущему профессиональному самоопределению, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество учащихся, в которое входят ученики 5-11 классов. Итоги этой работы подводятся на научно-практической конференции, где защищаются собственные проекты. В жюри входят учителя и ученики.
Важным условием ведения исследовательской деятельности является обеспечение доступа к источникам информации (включая Интернет-ресурсы, библиотечные, музейные и архивные фонды). Использование ИКТ в обучении иностранному языку повышает эффективность организации исследовательской деятельности учащихся: результаты работы наглядно представляются учащимися при оформлении презентаций; материалы, размещенные в Интернете содержат обширный страноведческий материал, оригинальные тексты на английском языке (газеты, книги, статьи в блогах и т.д.), видео и аудиоматериалы. Учащихся необходимо обучить культуре использования Интернет-ресурсов при ведении поисково-исследовательской работы, оформлению ссылок в презентациях и печатных работах на источники информации, используемые фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы, прививать уважение к результатам интеллектуального труда других людей. Интернет источники информации должны являться для ученика базой для решения спорного вопроса или определения вывода на основе полученных фактов, для иллюстрации собственного исследования по интересующей его теме.
Практические результаты исследовательской деятельности учащихся могут быть представлены в различных формах: выпуск газеты, оформление выставки, творческий отчет, презентация проекта, защита реферата или исследовательской работы, подготовка материалов для музея, проведение экскурсий. Во время написания реферата ученик делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, в том числе на английском языке, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Широкие возможности предоставляет проектная деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время: презентация проектов (проектные часы, проектные недели, конкурсы проектов и прочее).
Примерный план выполнения учебно-исследовательской работы:
выбор темы, обсуждение;
постановка познавательной или практической задачи, цели, вопроса, проблемной ситуации, поиск её формулировки с различных точек зрения;
подбор литературы, сбор информации;
изучение теоретической части вопроса;
составление плана работы;
выполнение практической части, поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу;
составление выводов по работе;
защита исследования на конференции.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как любая деятельность, складывается из отдельных элементов. Элементы эти взаимосвязаны, что необходимо учитывать в организации работы.
Внешние признаки:
а) задание;
б) источники знаний;
в) приемы учебной работы;
г) написанная работа.
Внутренние признаки:
а) прошлые знания, опыт;
б) мотивы деятельности;
с) мыслительная деятельность;
г) написанная работа.
При выполнении учащимися различных видов заданий отдельные звенья будут конкретизироваться и уточняться. Но все они реализуются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии. Каждое из звеньев решает как специфические задачи учебно-исследовательской деятельности, так и общие задачи обучения и развития учащихся.
Задачи учителя:
оказать помощь в отборе материала для содержания работы;
обеспечить разноплановую организацию самообучения учащихся;
сформировать умения учащихся самостоятельно добывать знания, т.е. осознанное владение приёмами учебного труда.
Ученику необходимо:
иметь чёткие представления о целях работы;
быть ориентированными на решение задач, поставленных в работе;
осознавать мотивы;
планировать учебную деятельность;
уметь самостоятельно оценивать свою деятельность;
при возникновении трудностей уметь концентрировать психические и физические силы на достижение поставленной цели;
уметь нести ответственность за правильность своего выбора уровня исследования.
Рекомендации для выполнения работы:
тема работы должна соответствовать потребностям и интересам учащихся, т.е. должна быть актуальной;
ученик должен самостоятельно принимать участие в отборе темы;
выбранная тема должна быть достаточно серьёзной;
тема должна отвечать возрастным особенностям детей;
при выборе темы необходимо учитывать предшествующую подготовку и
предшествующий опыт работы учащихся.
3. Заключение
Хочется закончить статью высказыванием педагога М.Е. Брейгиной: «Ученик способный к исследовательской деятельности, взрослее в своём общественном сознании и способен занять определённую позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации»
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
помощь в профессиональной ориентации;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
В заключении стоит отметить, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих исследовательских работ имеет воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия, формированию стремления к познанию.
Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.
Список литературы
13LINK http://wiki.tgl.net.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%3ASearch&search=%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B+%D1%81+%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%8F+%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D1%85+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D0%BE+%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83&go=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B814Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку15 - wiki.tgl.net.ru (09.02.2015);
Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы;
Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского // языка // Иностранные языки в школе, №7, 2009.
Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. 2012. №8. С. 309-312.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
15