Значение контроля и оценки знаний учащихся в условиях модернизации образования


Значение контроля и оценки знаний обучающихся в условиях модернизации образования.
Учитель физики и географии Сиротина Г.В.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я вспомню, вовлеки меня в процесс, и я пойму, отойди, и я буду действовать!
Аннотация: Контроль – это проверка процесса и результата труда. Он позволяет проникнуть в существо учебно – воспитательного процесса. Контроль в педагогическом труде – это система наблюдения и проверки соответствия педагогического труда, выявление достигнутых успехов учащихся, допущенных ошибок и отклонений. Основными видами проверки и оценки знаний являются: а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий; б) четвертная оценка и проверка знаний; в) годовая оценка знаний; г) выпускные и переводные экзамены. При проверке и оценке качества успеваемости важно выявлять в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, важное значение имеет также то, как относится школьник к учению. Все это обусловливает необходимость применения различных методов проверки и оценки знаний. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какова у них память, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значение имеет изучение домашних условий жизни и учебной работы школьников, степень их усидчивости и регулярность в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся Существующий в дидактике принцип прочности обучения требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки . Отсюда вытекает необходимость постоянного системного контроля за результатами обучения . И учитель и ученик не могут успешно двигаться вперед , не зная качественных результатов своих усилий , учитель получает эти знания систематически наблюдая учащимися в ходе обучения , анализируя их действия , ответы , выполненные работы и критически сверяя с этими результатами собственную деятельность. В подобном знании нуждаются и учащиеся, чтобы повышать качество своего учебного труда. Известно , что успех обучения в значительной мере определяется единством в нем двух видов связи между учителем и учеником : прямой - от учителя к ученику и обратный – от учащегося к учителю. Контроль за ходом и результатами учения и обеспечивает эту обратную связь, информирует учителя обо всех плюсах и минусах.
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остаётся одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней эта деятельность, тем сложнее оценить её результат.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых уч-ся результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов.
-установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений уч-ся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования.
В процессе модернизации систем контроля целесообразно сохранить и распространить все то положительное, что было накоплено в школах ( мониторинги учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении; использование различных форм контроля; введение компьютерного тестирования и др.)
И изменить то, что тормозит развитию системы образования ( субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала,
Недостаточное использование средств контроля формирующих заинтересованность каждого ученика в результате своей познавательной деятельности;
Недостаточная подготовленность учителей к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений).Одной из причин отставания уч-ся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности уч-ся.
Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции образования являются:
- открытость требований к уровню подготовки обущающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов;
- создание системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля;
- введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения уч-ся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а так же учитывать индивидуальные способности уч-ся.
Результаты исследования показали необходимость изменения не только системы оценивания учебных достижений уч-ся, но оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которая ставит перед ним школьная жизнь. Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Система контроля и оценки знаний в школе имеет широкие возможности при организации учебно – воспитательного процесса в условиях личностно – ориентированного обучения, реализации концепции профильного обучения, которые направлены на развитие личности обучающегося.
В уровне усвоения выделили знаниевую и личностную составляющую. Под знаниевой составляющей понимаются те знания, умения, навыки, которые заложены в образовательных стандартах. Под личностной составляющей понимаются личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах многообразных жизненных и учебных ситуаций, то есть качества личности, которые важны для осуществления деятельности в обществе.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Уровень усвоения Виды контроля Критерии оценки баллы
Репродуктивный Коэффициент -1 *Сообщение
*Устный ответ Точность воспроизведения.
Владение терминами и понятиями.
Уверенность в себе. 0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
макс. 6 х 1 = 6
Применение знаний по образцу Коэффициент - 2 *Лабораторная работ
*Домашнее задание Точность выполнения
Умение пользоваться лабораторным оборудованием, приборами
Самостоятельность
Стремление к качественной работе 0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
Макс.8 х 2=16 баллов
Применение знаний в новых условиях
Коэффициент –3 *Практическая работа Уровень использования мыслительных операций.
Оформление
Самостоятельность и эффективность в решении проблем
Способность к системному мышлению 0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
макс. 8 х 3=24 балла
Творческое применение знаний *творческое задание
*научно-исследовательский проект
*олимпиада
*конкурс
*конференция умение планировать
использование дополнительной литературы
оригинальность выполнения
практическое применение
уровень дивергентного мышления
умение работать в группе
Направленность на конкретные достижения и успех в работе
Готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний 0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
0 – 1 – 2
Макс.16 х 4=64 балла
Промежуточный контроль *текущая проверочная работа
*рубежный тест 10 баллов
90 баллов
Итоговый контроль Итоговый тест 100 баллов
ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ЗНАНИВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Для того чтобы перевести итоговые баллы в пяти бальную систему, используем следующую схему: от 100-80% - «5»; 79-65% - «4»; 64-50% - «3»; менее 50% «2»
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся учителя школы выявляют и сравнивают на том или ином этапе обучения результаты учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки. Отметка – это цифровое (бальное) выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности. Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей чаще наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер, а ведь смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, а в - третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Оценки в обучении выполняют следующие функции:
*обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
*воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
*ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;
*стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
*диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
*проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя. Контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу;
*формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
*мощный мотив учебной деятельности учащихся;
 *изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
  Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Качество результатов обучения и воспитания зависит не только от организации процесса обучения, но и от социальных отношений между учителем и учащимися. Среди признаков, характеризующих работу учителей школы, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся. Сегодня учащиеся ждут от нас ( учителей) прежде всего, чтобы мы понимали их и их проблемы и вместе с тем были строги, последовательны и справедливы. Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
*Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают  «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.
*Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
*Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
Фактом является то, что нет единого мерила установления  знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к «замеру», в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т. д. возрастает степень « оценочной прикидки». Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников. Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:
 *если он понял, что от него требуют;
*если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
 *если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.
 Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
 Для повышения качества знаний нужно использовать учителям следующее правило:
*проверяй все, что задаешь,
*оценивай достаточно полно,
* ставь отметку только за существенное.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
 *многочисленные  «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
*краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
*отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
*общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года
 На уроках применяются, когда речь идет об отметках по предметам, присутствуют методы контроля за успеваемостью учащихся:
*письменный контроль за один или несколько уроков,включая непродолжительную письменную работу на 5—15 минут;
*устный опрос;
*контроль выполнения классных упражнений; 
*целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке, из чего затем выводится так называемая отметка за урок;
*проверка выполнения домашних заданий.
Все методы варьируются и комбинируются на уроках. Нет методов, пригодных на все случаи жизни. Чтобы воспитать у учащихся готовность к продуктивной учебе, необходимо вырабатывать у них привычку к систематическому и регулярному контролю.Педагоги в своей деятельности по оцениванию деятельности уч-ся исходят из своих интуитивных представлений. В результате этого процесс оценивания носит чаще произвольный характер. Такое положение дел ставит ребенка в незащищенную позицию, он не знает своих прав и не может их отстаивать. Выявленные проблемы можно свести к следующему:
- Тенденциозность -отметки зависят от отношения учителя к ученику.
- Жесткость оценки. Учителя занижают оценки уч-ся, у них трудно получить высокие оценки и отметки
- Ошибки великодушия. Педагоги завышают оценки. Они больше говорят о преимуществах и не говорят о недостатках.
- Отсроченность отметки. Отметки в дневник выставляются отсрочено. Такой подход не стимулирует ребенка к занятиям.
- Объявление оценок. Объявление отрицательных отметок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как уч-ся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу- Взаимоотношения родителей и уч-ся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. Дети не сообщают своих отметок, стараясь избежать наказаний
Таким образом, мы должны умело пользоваться, как минимум, четырьмя критериями при выставлении отметок: оббьем, понимание, старательность, оформление работы.
Главная задача оценки (и это её основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий уч-ся, установить глубину и объём индивидуальных занятий.
Отметка помогает родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях своих детей. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребенка строят, основываясь на отметки в журнале и дневнике.
Объективная оценка успехов и неудач уч-ся на уроке, несомненно, важный фактор совершенствования знаний и умений уч-ся, развитие их способностей. Из практике известно, что, если учет ведется от случая к случаю, результат оставляют желать лучшего. И наоборот, систематический опрос побуждает школьников к регулярной работе. Случается, что оценка используется как угроза или поощрение для ученика. Это совершенно недопустимо. Оцениваем лишь знания, навыки ученика, а не его поведение.
Одна из задач нашей школы – это создание условий для успешного развития ребенка, поэтому отрицательные отметки, как основной метод устрашения, должны остаться в прошлом. Положительная же оценка, отметка, как поощрение уч-ся с учётом их собственных развивающих критериев, способны создать педагогическую ситуацию успеха для каждого ученика на уроках.
На современном этапе развития системы образования наблюдаются существенные изменения. Происходящие перемены повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Иобучая, каждый из нас должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, черты его характера, психическое и физическое развитие, его особенности, интересы и такие данные, как уровень усвоения знаний, способности к усвоению.
« Тот, кого я учу – это прежде всего, живой человек, ребёнок, потом ученик.
Оценку, которую я ставлю ему – это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, моё отношение к нему как к человеку»
( В.А.Сухомлинский « Сердце отдаю детям»