Н.А. Некрасов. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет.


«БЛАЖЕН НЕЗЛОБИВЫЙ ПОЭТ»
Блажен незлобивый поэт,В ком мало желчи, много чувства:Ему так искренен приветДрузей спокойного искусства;Ему сочувствие в толпе,Как ропот волн, ласкает ухо;Он чужд сомнения в себе -Сей пытки творческого духа;Любя беспечность и покой,Гнушаясь дерзкою сатирой,Он прочно властвует толпойС своей миролюбивой лирой.Дивясь великому уму,Его не гонят, не злословят,И современники емуПри жизни памятник готовят...Но нет пощады у судьбыТому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений.Питая ненавистью грудь,Уста вооружив сатирой,Проходит он тернистый путьС своей карающею лирой.Его преследуют хулы:Он ловит звуки одобреньяНе в сладком ропоте хвалы,А в диких криках озлобленья.И веря и не веря вновьМечте высокого призванья,Он проповедует любовьВраждебным словом отрицанья, -И каждый звук его речейПлодит ему врагов суровых,И умных и пустых людей,Равно клеймить его готовых.Со всех сторон его клянутИ, только труп его увидя,Как много сделал он, поймут,И как любил он - ненавидя!
1852 г.
«ЭЛЕГИЯ»
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Дата: 26.12.2016
Класс: 10
Учитель: Тратникова А.В.
Тема урока: Н.А. Некрасов. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
1. Познакомиться с основными этапами жизни великого русского поэта Н.А. Некрасова, проследить этапы его творческого пути.
2. Проанализировать особенности поэзии Некрасова, ее своеобразие и новаторство.
3. Рассмотреть основные темы лирики поэта.
4. Формировать умение и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.
5. Вырабатывать умения сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова.
6. Развивать навыки выразительного чтения; развивать творческое воображение.
7. Воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту русской природы.
Методические приёмы: комментарии учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Формы работы:  индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
I Организационный этап.Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Сегодняшний урок я хочу начать со строк из стихотворения Н.А. Некрасова:
                     Что ты, сердце мое, расходилося?..
                        Постыдись! Уж про нас не впервой
                        Снежным комом прошла – прокатилася                        Клевета по Руси по родной.
                        Не тужи! Пусть растет, прибавляется,
                        Не тужи! Как умрем
                        Кто-нибудь и об нас проболтается
                        Добрым словцом…
Вопросы к учащимся:
- Что вы услышали в этом отрывке?
- Какие чувства хотел передать автор этих строк? (ответ)
- Это стихотворение было написано выдающимся поэтом XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым в середине его творческого пути. Оно заключает в себе боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства, которые сопровождали поэта на протяжении всей творческой жизни до самых «последних песен». А для его сердечных страданий было много причин…
Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством поэта Н.А. Некрасова. А может быть, узнаем его по-новому, ведь это имя вам уже известно.
III Актуализация знаний.1. Запишите в тетрадь тему урока.
Н.А. Некрасов. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет.
-Давайте вспомним, какие произведения Некрасова нам уже встречались!
(Крестьянские дети; Железная дорога; Орина, мать солдатская; Мороз, Красный нос)
2. В тетрадь запишите словарь сегодняшнего урока.
Словарь урока:
кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
лирический образ (герой) - условный образ человека в лирике, часто близкий к самому автору, но не тождественный ему, выражающий не только личные переживания поэта, но и, как всякий образ, содержащий в себе обобщение;
композиция – построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий;
3. Вопрос на размышление: С какой целью необходимо знать, кроме стихов, еще и жизненный путь поэта?
- Наша задача на уроке создать собственное представление о личности поэта Некрасова, о своеобразии его поэтического творчества.
Прежде чем преступить к изучению лирики, мы с вами послушаем сообщение о Н.А. Некрасове. Также по ходу выступления вам нужно составить кластер о Некрасове, потому что информация разрозненная и требует синтеза, т.е. нужно собрать её вместе и составить целостную картину восприятия.
(сообщение Ирины)
IV Первичное усвоение новых знаний.Давайте обратимся к стихотворению Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт». Оно было написано на смерть Н.В. Гоголя и является одним из первых откликов поэта на проблемы писательского труда и предназначения писателя. Давайте с вами попытаемся понять, легко ли быть поэтом.
Выразительное чтение стихотворения учителем
Блажен незлобивый поэт,В ком мало желчи, много чувства:Ему так искренен приветДрузей спокойного искусства;Ему сочувствие в толпе,Как ропот волн, ласкает ухо;Он чужд сомнения в себе -Сей пытки творческого духа;Любя беспечность и покой,Гнушаясь дерзкою сатирой,Он прочно властвует толпойС своей миролюбивой лирой.Дивясь великому уму,Его не гонят, не злословят,И современники емуПри жизни памятник готовят...Но нет пощады у судьбыТому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений.Питая ненавистью грудь,Уста вооружив сатирой,Проходит он тернистый путьС своей карающею лирой.Его преследуют хулы:Он ловит звуки одобреньяНе в сладком ропоте хвалы,А в диких криках озлобленья.И веря и не веря вновьМечте высокого призванья,Он проповедует любовьВраждебным словом отрицанья, -И каждый звук его речейПлодит ему врагов суровых,И умных и пустых людей,Равно клеймить его готовых.Со всех сторон его клянутИ, только труп его увидя,Как много сделал он, поймут,И как любил он - ненавидя! Дата написания: 1852 год
Анализ поэтического текста.
- В чем особенность композиции стихотворения?
- Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?
- Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобливого поэта» и его поэтического оппонента (противника), который «уста вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словам отрицанья»?
- В чем разница «незлобливого поэта», осужденного Некрасовым и христианско-гуманистической позиции Гоголя-писателя?
- А теперь обобщите и ответьте на вопрос «Легко ли быть писателем?»
V. Первичная проверка понимания
- Николай Алексеевич является поэтом, отразившим в своей лирике самые важные и значимые проблемы того времени.
Основные темы творчества Некрасова.
1.  Судьба русского крестьянства
2.  Образ русской женщины
3.  Гражданственность
Н. А. Некрасов является одним из русских писателей, наиболее ярко и проникновенно описавших характер народа и его нелегкую жизнь в своих произведениях. Он не просто сочувствует — он отождествляет себя с простыми тружениками России. Произведения Некрасова полны правдивых картин рабства и нищеты, горьких раздумий о судьбе родного народа.
- Давайте обратимся к стихотворению «Элегия», которое было написано в 1874 году. Звучит выразительное чтение стихотворения
Пускай нам говорит изменчивая мода,Что тема старая «страдания народа»И что поэзия забыть ее должна.Не верьте, юноши! не стареет она.О, если бы ее могли состарить годы!Процвел бы божий мир!… Увы! пока народыВлачатся в нищете, покорствуя бичам,Как тощие стада по скошенным лугам,Оплакивать их рок, служить им будет муза,И в мире нет прочней, прекраснее союза!…Толпе напоминать, что бедствует народ,В то время, как она ликует и поет,К народу возбуждать вниманье сильных мира —Чему достойнее служить могла бы лира?…
Я лиру посвятил народу своему.Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил — и сердцем я спокоен…Пускай наносит вред врагу не каждый воин,Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…Я видел красный день: в России нет раба!И слезы сладкие я пролил в умиленье…«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,Старик ли медленный шагает за сохою,Бежит ли по лугу, играя и свистя,С отцовским завтраком довольное дитя,Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —Ответа я ищу на тайные вопросы,Кипящие в уме: «В последние годаСносней ли стала ты, крестьянская страда?И рабству долгому пришедшая на сменуСвобода наконец внесла ли переменуВ народные судьбы? в напевы сельских дев?Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,По нивам, по лугам, уставленным стогами,Задумчиво брожу в прохладной полутьме,И песнь сама собой слагается в уме,Недавних, тайных дум живое воплощенье:На сельские труды зову благословенье,Народному врагу проклятия сулю,А другу у небес могущества молю,И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,И лес откликнулся… Природа внемлет мне,Но тот, о ком пою в вечерней тишине,Кому посвящены мечтания поэта,Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Анализ поэтического текста.
1. Словарная работа:
Есть ли в этом тексте непонятные вам слова? Давайте найдем их и определим их лексическое значение.
Бичи – длинная плеть, кнут
Рок – судьба, обычно несчастливая
Влачатся – тащатся, тянуться
Жницы – женщины, которые жнут (собирают) в поле хлеб
Жатва – уборка хлебных злаков путем срезывания их стеблей под корень
Соха - сельскохозяйственное деревянное орудие для вспахивания земли
Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня
Нивы – засеянное поле, пашня
2. Работа над содержанием текста:
- О чем говорится в первой строфе? К кому она обращена?
(В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение поэзии.)
- Давайте проанализируем содержание второй строфы.
(Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).
- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?
(Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).
- Каковы особенности четвёртой строфы?
(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему  вдохновение и как поиск ответов на  «тайные вопросы» выливается  в громкую, широкую песню).
VI. Первичное закрепление.
1. Работа в парах (ответить на вопросы).
С помощью каких художественных тропов поэту удалось передать точную картину того времени? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в стихотворении Н.А. Некрасова «Элегия».
Средство выразительности Пример
Риторические вопросы Чему достойнее служить могла бы лира?
Восклицательные предложения Но каждый в бой иди!
Эпитет Сладкие слезы, красный день, золотая жатва, довольное дитя, тайные вопросы
Олицетворение И лес откликнулся
Метафора Служить им будет Муза
Сравнение Как тощие стада по скошенным лугам
Анафора И эхо дальних гор… и лес откликнулся
Высокая лексика Лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы
Фразеологические обороты Сильные мира
Умолчания
Каким размером написано стихотворение? (шестистопным ямбом)
Какая рифма? (перекрестная)
В чём особенность синтаксической конструкции в стихотворении?
2. Прочитайте выразительно стихотворение.
Для этого давайте поработаем над интонацией.
А. Что мы должны помнить об интонации в конце предложения?
Б. Каким должен быть темп чтения?
В. В данном стихотворении отражен девиз всего творчества Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…».
Г. Что обозначает тире в предложении? А знак «многоточие»?
3. Самостоятельная работа.
Подготовьтесь к выразительному прочтению этого стихотворения, учитывая рекомендации.
Выразительное чтение стихотворения учащимися (наличие ошибок при чтении)
- Какие чувства оставило это стихотворение в вашей душе?
- Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?
(Он  человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания  и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её  пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему  свободному  побуждению.
Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу).
VII. Подготовка к ЕГЭ.
- Сейчас давайте с вами выполним некоторые задания из ЕГЭ по литературе, составленные по творчеству Николая Алексеевича Некрасова.
(на листиках пишут ответы – взаимопроверка)1. Как называется стилистическая фигура, основанная на повторении одинаковых слов в начале стихотворных строк:
Твои деревни скромные,
Твои леса дремучие,
Твои поля кругом! (анафора)
2. Укажите термин, которым обозначается описание природы в художественном произведении, например:
Светило солнце ласково,
Дышало утро раннее
Прохладой, ароматами
Косимых всюду трав… (пейзаж)
3. Как называется созвучие концов стихотворных строк (служил-выводил; позор-набор)? (рифма)
4. Как называется прием одушевления природных явлений («кажется, шепчут колосья друг другу…»)? (олицетворение)
5. Как называется прием поэтической звукописи, к которой прибегает Некрасов в последней строфе («бурливее река»)? (аллитерация)
VIII. Рефлексия (подведение итогов урока)
 А теперь в конце урока в качестве рефлексии я предлагаю вам составить устное эссе о поэте. Если вы не знаете, с чего начать, могу предложить несколько фраз (на карточках на партах):
1.Сегодня я узнал о Некрасове, что….
2.Больше всего меня поразило в биографии Некрасова…
3.У Некрасова можно поучиться …
Заслушивается несколько человек.
Итоговый вопрос: Что бы взяли  для себя у Некрасова?
IX. Выставление оценок. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание.
Знать биографию Некрасова
Выполнить задания ЕГЭ по творчеству Некрасова
Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение «Жанр  и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».