Конспект урока по русскому языку Предложение
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «Сочинение – описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
ПРЕДМЕТ: русский язык
КЛАСС: 6
АВТОР УРОКА: Пчелова Наталья Дмитриевна
ТИП УРОКА: объяснение новой темы.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с художницей и её картинами, закрепить умение описывать помещение; подготовить к описанию картины «Утро»; развивать творческие способности учащихся.
Развитие речи: формирование умений – правильно употреблять в речи прилагательные, составлять текст, использовать различные способы словообразования; осознать культура речи как основную единицу языка, единицу общения; как средство выражения мысли, чувств, переживаний; повторить признаки текста.
ЗАДАЧИ УРОКА: повторить и систематизировать сведения о словообразовании и орфографии, научить учащихся определять орфограммы в корне ( все виды корней), обратить внимание на то, что в простом предложении могут быть однородные подлежащие и однородные сказуемые.
Развитие речи: формировать умения – осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; как средство выражения мысли, чувств, переживаний; повторить признаки текста; указать учащимся на коммуникативную обусловленность использования различных приемов словообразования.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УРОКА:
Учащиеся должны знать: различие корней с чередованием от корней с проверяемой гласной, виды словообразования; какую роль выполняют словообразование и орфография в тексте.
Учащиеся должны уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в состав которого входят односоставные предложения; использовать односоставные предложения в речи.
Развитие общеучебных умений и навыков учащихся: умение работать с тестом (подготовка к ЕГЭ); развивать у учащихся интерес к слову, учебному предмету, орфографическую зоркость; формировать умение монологического высказывания, работы с текстом; умение описывать картины.
ОБОРУДОВАНИЕ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА.
Этап урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о простом предложении. Тема урока: «Простое предложение. Предложение как средство выражения мысли».
Цель урока: повторить и систематизировать сведения о предложении, правила пунктуации в осложнённом предложении; научится различать односоставные и двусоставные предложения, осознать предложение как основную единицу языка, единицу общения; как средство выражения мысли, чувств, переживаний; повторить признаки текста.
Запись темы урока в тетрадь.
2. Повторение пройденного материала.
Словарно-орфографическая работа.
- Выпишите слова в два столбика (1 – о, 2 – а в корне слова)
(Индивид. работа для слабых учащихся: даются эти же слова без пропущенных букв, необходимо выделить орфограммы и распределить в два столбика).
- Какая орфограмма в словах?
Загореть, прикосновение, выгоревший, положить, росток, водоросли, зорька.
Касаться, загар, предлагаем, вырасту, выращенный, отрасль, зарево, заря.
(Чередование гласных в корне слова).
3. Объяснение новой темы.
1. Словосочетание. Виды словосочетаний. Отличие словосочетания от предложения.
2. Предложение.
3. Синтаксический разбор предложения.
4. Простые и сложные предложения.
5. Односоставные и двусоставные предложения.
6. Текст. Основные признаки текста.
- А теперь вспомним, что является словосочетанием, способы подчинительной связи.
- Найти словосочетание, определить способ подчинительной связи.
- Что не является словосочетанием? Почему? Чем отличается предложение от словосочетания
(работа в таблице).
- Что называется предложением? Какая наука изучает предложение?
- Запишем предложения. Сделаем синтаксический разбор.
Листва шелестит.
Сверкающие на солнце капли дождя похожи на крупные слёзы.
- Чем ещё может быть осложнено простое предложение? Запишите предложение, чем оно осложнено?
Осины, берёзы, сосны стоят в золотом уборе.
- В простом предложении могут быть однородные подлежащие и однородные сказуемые, следовательно, важно уметь не только находить главные члены, но и определять границы грамматических основ.
(Устно: сравните два предложения).
Медленно кружатся, падают с берёз лёгкие жёлтые листья.
Медленно падают с деревьев листья, засыхают цветы.
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- Упр. № 78 (устно). Найдите простое и сложное предложение. Докажите.
- Все предложения, которые мы разбирали были (?) двусоставными (дать определение). А какие предложения называются односоставными?
- Что мы знаем о предложении?
(воссоздать текст)
- Работа с текстом. Упр. № 79. (Чтение. Озаглавить). Что можно сказать обо всех предложениях?
- Мы доказали, что перед нами текст. Ещё раз вспомним признаки текста.
- Стиль?
- Тип?
- Необыкновенную наглядность описанию придают эпитеты: золотое, студеным, горячие, затопленный.
А) повеяло холодом (управление)
Б) клёнов и осин (сочинит)
В) поздний подосиновик (согласование)
Г) Листва шелестит.
Д) кружатся медленно (примыкание)
Предложение - основная единица языка, средство выражения мысли, чувств, переживаний.
В предложении есть лавные и второстепенные члены. Оно выражает законченную мысль.
Словосочетание - два и более слов, связанных по смыслу или грамматически. Подчинительные словосочетания имеют главное и зависимое слово.
- Предложение – это слово или группа слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение. Синтаксис – наука, изучающая словосочетания и предложения.
Листва шелестит. (Пов., невоскл., простое, нераспр., двусост, не осложнено).
Сверкающие на солнце капли дождя похожи на крупные слёзы. (Пов, невоскл, прост, двусост, распр, ослож прич. оборотом).
Деепричастным оборотом, обращением, вводным словом, однородными членами предложения.
Осины, берёзы, сосны стоят в золотом уборе. (Прост, ослож. однор. подлеж).
1 – простое, осложнено однородными сказуемыми.
2 – сложное, т.к. имеет две грамматические основы.
Упр. № 78 (устно).
Односоставные предложения имеют один главный член. Например: Приятно бродить по осеннему лесу. (Прост, односост).
Предложение – это______________, выражает законченную мысль. По цели высказывания бывают: ________________, по эмоциональной окраске_____________, по строению _____________, по наличию главных членов ________________, по наличию второстепенных членов ______________, также предложение может быть осложнено (чем?).
Ранняя осень.
- Это текст.
есть заглавие «Ранняя осень»
в заглавии отражена тема – осень и основная мысль текста (идея) – осень – холодное время года
все предложения связаны по смыслу и грамматически
предложения расположены в определённой последовательности, посвящены одной теме
есть начало (завязка – лето переменилось), основная часть и концовка.
последнее предложение, заглавие и начало текста подчинены одной теме (осень), поэтому текст получает композиционную завершённость.
заглавие
тема, идея
делимость – начало, основная часть, концовка.
связность, композиционная завершённость, стилистическое единство.
- Художественный (писатель рисует конкретную картину).
- Описание (какой?). Изображение природы.
4. Закрепление темы.
5. Итог урока.
7. Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в тексте.
8. Развитие речи. Описание картины. Роль односоставных и двусоставных предложений в тексте.
9. Вывод с урока.
10. Проверочный тест с взаимопроверкой.
11. Объяснение домашней работы.
- Выпишете из текста односоставные предложения.
- Текст прочитаем ещё раз. Какую роль выполняют односоставные предложения в тексте?
Использование односоставных предложений характерно для текстов, в которых речь идёт о состоянии природы.
- Перед вами картина И. Левитана – знаменитого художника – пейзажиста «Золотая осень». Она была написана в 1895 году и сейчас хранится в Третьяковкой галерее. Составьте небольшой текст (5 – 6 предложений) – опишите картину. Озаглавьте. (Задание по рядам).
1 ряд – использовав только односоставные предложения.
2 ряд – использовав только двусоставные предложения.
3 ряд – использовав двусоставные и односоставные предложения.
- Сравните тексты. Какую роль выполняют односоставные предложения в тексте?
- Вывод. Наш урок можно назвать тематическим. Все предложения, с которыми мы работали, посвящены одной теме «Осень», и вы увидели, что одно и то же явление можно увидеть и описать по-разному, так как предложение - это основная единица языка, средство выражения мысли, чувств, переживаний.
На уроке мы закрепили понятия: односоставные, двусоставные предложения и выяснили, какую роль выполняют односоставные предложения в тексте, а также вспомнили признаки текста.
- А теперь проверим, как вы усвоили материал? Проверочный тест. (Приложение №1)
- Проверьте тест (взаимопроверка, выставление оценок).
- Домашняя работа: на следующем уроке мы закрепим полученные знания по теме «Односоставные предложения» и поработаем с текстом (описание картины). Принести тетрадь по развитию речи. Выполнить упр. № 214
Сразу похолодало. Повеяло в окна студёным севером. Затопили. Тепло и сухость в доме. Осень
Раскрывают состояние природы и настроение человека (автора) – явлений, не зависящих от активного деятеля.
1. Осень. Иду по лесной тропинке. Тишина. Вокруг такая красота! На душе легко и приятно. Слышу шуршание листьев под ногами. Становится холодно.
2. Пришла прекрасная осенняя пора. Всё вокруг изменилось. На деревьях пожелтели листья. Солнце уже не греет землю. Засыхают последние цветы. Скоро снег покроет лес белым покрывалом.
3. Наступила осень. Похолодало. Медленно с деревьев опадают листья. Они засыпали всё: дорожки, овраги, ручьи. В осеннем лесу легко дышится. Вокруг очень красиво.
1. Раскрывают состояние природы и настроение человека (автора).
2. Только описание природы.
3. Раскрывают состояние природы и настроение человека (автора).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тест.
1 вариант.
Найти предложение.
Звонко раздаются
Засохшие листья
Проглянет день
Скроется за край
Укажите вопросительное предложение.
Наступила золотая осень
Как красиво всё вокруг
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне
Приятно пахнет черёмухой
Укажите нераспространённое предложение.
Дождь льётся отвесно, сильно.
Шумит над головою лес.
Лес зашумел, застонал, затрещал.
Слезами горю не поможешь.
Укажите односоставное простое предложение.
Все катаются с горы на санках.
Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб.
Шелестит под ногами сухая листва.
От пруда потянуло холодом.
Какие признаки не имеет предложение.
Имеет грамматическую основу.
Это сочетание двух слов, связанных по смыслу или грамматически.
Это средство выражения мыслей, чувств, переживаний.
В конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
6. Укажите простое предложение, осложнённое однородными членами.
За окном стоит ясный день.
Ветер плакал в трубах и выл как собака.
На улице дует прохладный ветерок.
На небе нет ни облачка.
2 вариант.
1. Найти предложение.
Большая корзина
Идёт снег.
Прошли и оглянулись
Вспыхнули над горизонтом
2. Укажите вопросительное предложение.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком
А какое оно было золотое
Что вам нужно для счастья
Дай мне совет
3. Укажите нераспространённое предложение.
Из боковой двери вышли люди.
Зажурчали, зазвенели ручьи.
Куда-то попрятались все птицы.
Дверь была приоткрыта.
4. Укажите односоставное простое предложение.
В нашем саду созрел виноград.
Иду по осеннему лесу.
Наступила долгожданная зима.
Он всегда приближается с набегающим шумом.
5. Какие признаки не имеет предложение.
Имеет грамматическую основу.
Это сочетание двух слов, связанных по смыслу или грамматически.
Это средство выражения мыслей, чувств, переживаний.
В конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
6. Укажите простое предложение, осложнённое однородными членами.
К утру деревья, телефонные провода, заборы покрылись лохматой изморозью.
Дело уже двигалось к весне.
Качались невидимые вершины.
Поднялось над землёй ослепительное солнце.
Ответы:
1 вариант.
В
В
Г
Г
Б
Б
2 вариант
Б
В
Б
Б
Е
А
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: нет.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Г. А. Богданова Уроки русского языка в 8 классе. М. «Просвещение» 2000 г.
2. Русский язык: Практика. 8 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю. С. Пичугов, А.П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Ю. С. Пичугова. – 8 –е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002.
3. Е. И. Никитина. Русская речь. 8 класс. Дрофа. 2003 г.
4. Е. Н. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература. 8 – 9 классы. Произведения изобразительного искусства. 2002.г.
5. Методические рекомендации к учебному комплексу под ред. Ю.. Пичугова. Дрофа, М: 2001
13PAGE 15
13PAGE 14115