Ученический проект по физике Сказка ложь, да в ней намёк…, выполненный в рамках Года Литературы.
МБОУ «Гимназия № 79»
lefttopНаучно-практическая конференция
«Таланты молодых Году Литературы»
13.02.2014.
«Сказка ложь, да в ней намёк…»
или
какие сказочные чудеса подарила человечеству физика.
(Учебно-исследовательская работа по физике)
Выполнила:
ученица 10Б класса
Зикратова Екатерина
Руководитель:
учитель физики
Каптелова Н.В.
Барнаул, 2015
Вступление
Актуальность темы
2015 год в России объявлен годом литературы и не случайно, т.к. «...литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни» (В.Г.Белинский).
«Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым» (Д. Лихачев).
Мир литературы огромен и необозрим. Он такой разный, что часто, кажется, его невозможно не только узнать и понять, но даже приблизиться к пониманию. Но это не так. Потому что весь этот мир, как мы уже начали выяснять, построен по общим законам. У всего на свете есть фундамент, основа. Такой основой мира литературы является устное народное творчество, одним из ярких представителей которого являются сказки. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. Сказки – это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего. "Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа" (Алексей Николаевич Толстой).
Сказка и физика… Мечта и реальность… Кажется, эти понятия несовместимые, противоположные.
Уверена, мало кто задумывался, как тесно связана сказка с физикой.
Какое отношение сказка имеет к науке ?«Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок», - сказал когда-то великий русский поэт А.С.Пушкин. Давным-давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передаёт изображение на далёкое расстояние. Все эти чудеса стали для нас обычными. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.
«Нет, волшебные русские сказки не лгали,Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздные люди те сказки слагали, А провидцы, в чьих замыслах правда живёт. Разве сказки не справились те в самом деле, Что светили когда-то, как звёзды в ночи? Мы кощеево царство разрушить сумели, Мы от тайн вековых отыскали ключи.(Рылéнков Н.И. (1909—1969) — русский советский поэт)
Итак, сказка – это мечта, пришедшая из глубины веков. Придумавший сказку даст толчок науке. Познавший науку воплотит в жизнь сказку! Наука и сказка идут рядом!
Проблема исследования:
Какие чудеса волшебных сказок нам подарила наука физика?
Объект: русские народные волшебные сказки.
Предмет: волшебные предметы сказок, воплощённые наукой в реальность.
Цель: Выявить, какие волшебные предметы русских народных сказок воплотила в реальность наука физика.
Задачи:
Выяснить роль русских народных сказок в развитии научной фантастики и технического творчества и научных изобретений.
Сделать анализ русских народных сказок на наличие в них волшебных предметов.
Соотнести волшебные предметы сказок с техническими устройствами современности, схожими по их назначению.
Выяснить историю изобретения технического устройства, воплотившего идею волшебного предмета сказок.
Методы:
1.Изучение литературных и научно-популярных источников информации.
2.Анализ и синтез.
3.Сравнение
4.Исследование
Этапы исследования:
1.Чтение и анализ русских народных сказок.
2.Выявление волшебных предметов и их технических воплощений в реальности.
3.Поиск научных сведений об истории изобретений.
4.Анализ соответствия свойств волшебного предмета свойствам его технического воплощения.
5. Выводы.
Практическая значимость работы:
Создание справочно-информационного материала для интересующихся данной темой людей с дальнейшей публикацией его на образовательных сайтах Интернет.
Исследование.
Роль русских народных сказок в развитии научной фантастики и технического творчества и научного изобретения.
«В сказках видна и душа народа русского, и мудрость.
Они – богатство наше».
(Василий Андреевич Жуковский)
«Не стоит так легко отворачиваться от бабушкиных сказок.
В них иногда хранится знание из наследства Мудрых».
(Джин Рональд Руэл Толкин. «Властелин колец»)
В древних мифах и волшебных сказках воплотилась вековая мечта человечества о покорении воздушной стихии, завоевании морских глубин, возможности видеть и слышать на большом расстоянии, обретать вечную молодость, побеждать смерть и т. п. Вспомните сказки о ковре-самолете, сапогах-скороходах, серебряном блюдечке, волшебном зеркальце, живой и мертвой воде.
В таких сюжетах, созданных народной фантазией, М. Горький усматривал выражение желаемого, «прототипы гипотез», которые спустя много веков возрождаются в произведениях научной фантастики уже в новом качестве — как смелые задания науке и технике. Сказка опирается на чудо, колдовство, магию, и это отличает ее от научной фантастики, где необыкновенное создается естественным путем — либо самой природой, либо человеком. С развитием знаний, пусть еще совсем примитивных, возникает потребность найти для фантазии какие-то обоснования, снять с нее налет магии и волшебства.
Мысль о близости научной фантастики и фольклорной волшебной сказки высказывалась некоторыми писателями-фантастами и критиками давно, и в этом проявилась интуиция творцов и знатоков научно-фантастического жанра, порожденная самим исходным материалом, самой спецификой фантастического отражения действительности.
Немногочисленные суждения о родстве научной фантастики и волшебной сказки были вначале неразвернутыми, носили характер своеобразных «заметок на полях» в выступлениях писателей и критических обзорах научно-фантастической литературы. Постепенно, однако, складывается представление о генетическом характере связи фольклорного и литературного жанров:
«Всем известны сказочные сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебные зеркала, при помощи которых можно видеть на далекое расстояние. Подобные сказки — предшественники научной фантастики» (А. Р. Беляев, классик советской научной фантастики)
«Научная фантастика в подавляющем большинстве случаев ведет свой род скорее от большой народной мечты, от древних мифов и сказок, чем социальных утопий...» (С. Полтавский, известный критик)
«Научная фантастика продолжает линию тех волшебных сказок, которые выражали мечту человека о власти над природой» (Г. Гуревич, писатель-фантаст)
«Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы» (В. А. Ревич, критик, литературовед)
Процитированные суждения писателей и критиков разделяют десятилетия, но в них выражена одна и та же мысль о волшебной сказке как первом этапе становления фантастики в искусстве слова. В начале 80-х годов эта мысль стала «очевидной». Восходит она к известным положениям М. Горького о роли сказки в литературе, о роли сказочной фантастики в развитии творческих способностей человека. С этой точки зрения место волшебной сказки — не в истории, а в предыстории научной фантастики, и в последнее десятилетие стало даже традицией начинать работы, посвященные научной фантастике, с характеристики фантастики сказочной.
Вместе с тем в 70-е годы были предприняты попытки белее широкого толкования близости фольклорной волшебной сказки и научной фантастики, связанные с анализом прежде всего поэтики научно-фантастической литературы. Работы Т. А. Чернышевой, посвященные этой теме, убедительно показали, что «мир современной фантастики создается не одними только чудесами науки, он буквально “начинен” сказочными и мифологическими образами».
Развитие науки и техники воплощает сказочное волшебство и фантастику в действительность.
2.Какие сказочные чудеса подарила человечеству физика?
Прочитав и проанализировав большое количество русских народных сказок, я нашла волшебные предметы, которые воплотились в реальную жизнь, благодаря развитию науки физики.
Волшебный предмет Техническое устройство,
первое изобретение
Самоходная печь Емели Паровоз, автомобиль
Самоходные сани Аэросани, снегоход
Вёдра-самоходы Водопровод
Топор-саморубБензопила, электропила
Гусли-самогудыПатефон, граммофон, магнитофон, музыкальные центры
Яблочко на тарелочке Телевизор, скайпСапоги-скороходы Джамперы, самокат, велосипед,
Волшебный горшочек МультиваркаВолшебный клубочек Навигатор
Ковёр-самолёт, ступа Бабы Яги, Летучий корабль Самолёт, вертолёт
Посох МорозкоХолодильник
Перо Жар-птицы Электрическая лампочка
Дрова Центральное отопление
Волшебная книга Планшет, интернет
Говорящая куколка Елены-ПремудройРоботы
История изобретения технических устройств,
прообразами которых явились волшебные предметы сказок.
Самоходная печь Емели - паровоз, автомобиль
-3155951358265 «Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
— Мне и тут тепло…
— Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
— А мне неохота…
— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумал-подумал:
— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю…
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится:
— Это что за чудо?
Набольший вельможа ему отвечает:
— А это Емеля на печи к тебе едет…» (Русская народная сказка «По щучьему велению»):
-660405705475Первый паровоз была изобретен Ричардом Тревитиком, который представил свое изобретение в 1804 году. Недостатком его были чугунные рельсы, которые просто разрушались под весом этой большой машины. В связи с этим проект никто не одобрил. Лишь в 1812 году Джордж Стефенсон убедил предпринимателей-владельцев горнодобывающего производства в том, что чугун просто необходимо заменить на сталь. Новую железную дорогу все же построили, и с этого момента стало активно развиваться паровозное дело.
В 1833 году Черепанов впервые создал паровоз в России, который был немного проще по конструкции в сравнении со своими заграничными собратьями.
В конце 19 века паровоз претерпел некоторые изменения и стал похож на большую и мощную машину, которая имела возможность разгонятся до 150 километров в час. Благодаря развитию железнодорожного транспорта стала подниматься металлургическая промышленность, что привело к повсеместной постройке железной дороги, которая стала уже окупаться. Большую популярность имела модель паровоза, разработанная Маллетом, в которой каждую группу осей приводило в движение отдельные двигатели. Именно это ускорило локомотив и придало ему большую мощность, тем самым равномерно распределив всю нагрузку на рельсовое полотно.
«Современный Емеля» Современный поезд
Кто изобрёл первый автомобиль?
571505578475 Самые ранние чертежи автомобиля, а точнее самодвижущегося устройства принадлежат небезызвестному Леонардо Да Винчи. В 1490 году он сконструировал тележку с пружинным двигателем. Но как и многие другие разработки Да Винчи, автомобиль остался незамеченным.
Следующим, кто решил создать, самодвижущуюся повозку, был француз Жозеф Кюньо. В 1770 он построил трёхколёсный экипаж с паровым двигателем для перевозки артиллерийских орудий. Данное изобретение считают "дедушкой" всех автомобилей, а также паровозов. Но как и изобретение Леонардо Да Винчи, паровая машина Жозефа Кюнью не получила широкого распространения.
Спустя 19 лет американский изобретатель Оливер Эванс изобрёл четырёхколёсный экипаж, который весил около 19 тонн, а спустя ещё 2 года русский учёный Иван Кулибин построил повозку, которая приводилась в действие при помощи махового колеса. Чтобы автомобиль поехал, водителю нужно было раскручивать маховое колесо, что выделяло изобретение нашего соотечественника от изобретений других учёных, это то, что данная повозка уже имела тормоз, подшипники качения и коробку скоростей.
Кто первым изобрёл автомобиль, работающий на бензине?
Первый в мире бензиновый двигатель появился в 1883 году, его изобрёл Готлиб Даймлер. Но кто первый изобрёл автомобиль? Спустя несколько лет изобретатель Карл Бенц первым в мире построил трёхколёсный автомобиль, который был оснащён бензиновым двигателем. Именно Карл Бенц выполнил все 4 условия, что бы стать полноправным обладателем звания " создатель первого в мире автомобиля". Вот эти 4 условия:
Разработка конструкции автомобиля.
Оформление патента.
Постройка образца и испытания его на публике.
Организация производства.
Благодаря всем этим условиям Бенц официально считается изобретателем автомобиля, однако Готлиб Даймлер первым придумал бензиновый двигатель. Но это не помешало двум изобретателям создать совместную фирму и выпускать автомобили, которые стали называться в честь дочери Даймлера – Мерседес
Самоходные вёдра с водой и водопровод
-217170584835Русская народная сказка «По щучьему велению»:
«….Емеля и говорит:
— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается…»
Водопрово́д — система непрерывного водоснабжения потребителей, предназначенная для проведения воды для питья и технических целей из одного места (обыкновенно водозаборных сооружений) в другое — к водопользователю (городские и заводские помещения) преимущественно по подземным трубам или каналам; в конечном пункте, часто очищенная от механических примесей в системе фильтров, вода собирается на некоторой высоте в так называемых водоподъёмных башнях, откуда уже распределяется по городским водопроводным трубам. Объём водозабора определяется водомерными приборами.
По свидетельству литературных источников, на Руси централизованные системы водоснабжения возникли раньше, чем в Европе. Связано это было с необходимостью обеспечения питьевой водой городов и крепостей при ведении боевых действий, во время осады.В XVII в. были устроены напорные водопроводы для кремлевских дворцов в Москве. Вода из Москва-реки забиралась машиной на конской тяге и под напором подавалась в бак на башне, а оттуда по свинцовым трубам поступала во дворец.Еще в XII в. русским жителями было известно, что мутная речная вода при питье причиняет «болесть и пакость во чреве», что свидетельствует о понимании необходимости очистки и обеззараживания природных (загрязненных) вод. К периоду средневековья можно отнести строительство водопровода во Львове. В 1407 г. Петр Стехер при помощи гончарных труб провел родниковую воду в город. Несколько ранее, в 1404 г. строителем Гондушем была осуществлена постройка канала от каптированных родников в Старый Львов.
Самоходные сани и аэросани, снегоход
21590401955Русская народная сказка «По щучьему велению»:
«…Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:
— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
— Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
— Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес сами…
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать…»
Аэроса́ни — самоходные сани, снабжённые двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду. Скорость аэросаней, в зависимости от мощности двигателя, — от 25 до 140 км/ч. Аэросани имеют шасси, состоящие из 3 или 4 лыж
1903 год стал датой рождения аэросаней, получивших впоследствии весьма широкое распространение. А в 1905 году журнал «Воздухоплаватель», назвал их «санями с воздушным винтом для передвижения по снегу», автор конструкции — инженер Сергей Сергеевич Неждановский.
Первая модель представляла собой легкие сани, на которых устанавливался двигатель внутреннего сгорания с аэродинамическим движителем — воздушным винтом. Уже в 1907 году на московской фабрике «Дукс» был построен и испытан «лыжный автомобиль» Ю. А. Меллера, сконструированный им совместно с инженером А. Д. Докучаевым. А год спустя эта машина получила название — аэросани. Следует отметить, что изобретение русских инженеров было бесценным для России с её грандиозными пространствами, на которых снежный покров держится порой по много месяцев. Ряд отдаленных районов Севера мог сделать доступными лишь такой механический транспорт.
Снегохо́д — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по снегу.
Термин «снегоход» в русском языке значительно у́же, чем англоязычный термин «snowmobile». Термин «snowmobile» принято использовать для обозначения любого транспортного средства, предназначенного для движения по снегу, включая гусеничные вездеходы, аэросани, вездеходы на пневматиках низкого давления и т. д.
Снегоходом принято называть только лыже-гусеничные транспортные средства, относительно небольшого размера, с органами управления по образу мотоциклетных.
В Советском Союзе и России долгое время был распространен термин «мотонарты», который и до сих пор часто встречается в различных официальных документах.
Изобретателем считается канадский инженер Жозеф-Арма Бомбардье, который в июне 1937 года получил на снегоходы патенты.
В 1950-х появился снегоход с легкими шасси, рассчитанный на одного или двух человек.
Вопрос "Кто изобрел первый снегоход?" до сих пор не имеет однозначного ответа. Одни считают, что это Эдгар Хитен, создавший снегоход Polaris, другие называют создателя снегоходов Ski-Doo Джозефа Арма Бомбардье. Одним из изобретателей снегохода считается Карл Элисон, который сконструировал Motor Toboggan (сани с мотором).
Семимильные сапоги, сапоги-скороходы и джамперы-1466852821940– «…Полно, царевич, печалиться! - сказал ему Иван - купеческий сын. - Ложись спать, утро вечера мудренее.
Уложил его в постель, а сам надел сапоги-скороходы да шапку-невидимку и побежал во дворец…» Сказка «Вещий сон».
Сапоги-скороходы, они же семимильные сапоги — волшебная обувь, которая фигурирует в русских народных сказках.
Надевший сапоги получает способность передвигаться с большой скоростью: каждый сделанный шаг переносит владельца сапог на значительное расстояние (отсюда «семимильные», то есть как вариант, каждый шаг равняется семи милям).
В русских сказках сапоги-скороходы хранятся, как правило, в запертом волшебном ларце.
-1466854580255
Изобретение подобное сапогам-скороходам было сделано австралийским бизнесменом и изобретателем Александром Боком.
Это изобретение, которое называется джамперы, представляло собой специальную рессору, которая закреплялась на ноге, охватывая область от стопы до колена. Снизу располагалась стопа, которая больше похожа на копыто. Спустя некоторое время после тренировок человек мог быстро бегать и высоко прыгать. Например, вполне возможно было разогнаться до 40км/ч, прыгнуть на пару метров в длину или высоту. Перемещаться в таких «сапогах-скородах» или как они называются джамперы, можно на любой нескользкой поверхности. А в комплект к ним лучше приобрести шлем и наколенники с налокотниками, потому что в начале есть вероятность получить травму.
.
Другие средства быстрого передвижения – самокат, велосипед
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.
С 70-х годов XIX века стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает соразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга.
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.
Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах. Велосипеды продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века.
«Наливное яблочко на серебряном блюдечке» - телевизор, скайп-908053482975Сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»:
«…Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, поет-приговаривает: - Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный. Вся горница светом залилась: покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, все луга видны, и полки на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота: ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод собираются, лебеди на заводях песни поют».
-2736856129020Изобретателем первого телевизора, принято считать В. К. Зворыкина.
В 22 мая 1911 года профессор Петербургского технологического университета Борис Львович Розинг в своей лаборатории получил изображение геометрической фигуры на экране сконструированного им кинескопа. Это была первая в мире телевизионная передача, хотя запатентован новый «способ электрической передачи изображений» был Розенбергом еще в 1907 году. К 1911 году российским ученым были получены патенты на телевизионное приспособление в Англии, Германии и США. Но понадобились годы, чтобы телевидение вышло из стен лабораторий. Лишь 3 июля 1928 года в США был продан первый в мире телевизор с механической разверткой, изобретенный учеником Б.Л. Розинга Владимиром Кузьмичом Зворыкиным, уехавшим из России в США. Качество картинки оставляло желать лучшего – лишь силуэты да игра теней, но, тем не менее, различить, что именно показывают, было возможно. В конце 1936 года в США был продемонстрирован первый электронный телевизор. И только в 1937 году (через 26 лет после опыта Розинга!) в Великобритании (в США – в 1939 году), наконец, началось производство телевизоров с электронно-лучевой трубкой – кинескопом. В СССР первый опытный сеанс телевещания был проведен 29 апреля 1931 года, а 15 ноября 1934 года впервые состоялась телевизионная трансляция со звуком. Промышленный же выпуск телевизионных приемников начался в 1932 году на Ленинградском заводе «Коминтерн». В производство был запущен «телевизор для индивидуального пользователя», разработанный ленинградским инженером А.Я. Брейтбартом. Это был даже не телевизор, а малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. В 1933-1936 годах было выпущено более 3 тысяч оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3х4 см. В 30-е годы небольшими партиями выпускалось еще несколько моделей телевизоров, но они не нашли широкого применения. Многие советские радиолюбители сами собирали механические модели телевизоров. Наконец, в 1938 году на Александровском радиозаводе началось производство электронных телевизоров «АТП-1» (название так и расшифровывалось: «абонентский телевизионный приемник №1»). В нем использовалось всего 9 ламп, но качество изображения превосходило импортные аналоги! 1 октября 1967 “Московский телевизионный завод” (ныне “Рубин”) произвел первую партию советских цветных телевизоров «Рубин»
left4946015left3032760Скайп - голосовая связь через интернет. Программа позволяет не только слышать собеседника, но и видеть его благодаря веб-камере, уже имеющейся на ноутбуке или купленной для компьютера.Скайп может работать и без компьютера. Такую возможность дают различные аксессуары. Можно, например, купить портативный телефон, который подключается к беспроводной сети Wi-Fi. Им удобно пользоваться в кафе, где есть бесплатный Wi-Fi, или в аэропортах. Есть телефоны, подключаемые одновременно к интернету и городской линии. Они удобны, если интернет домой проведен, а компьютера нет. Достаточно приобрести маршрутизатор, и можно звонить бесплатно хоть в Австралию.
Скайп — это не только звонки. Кроме индивидуальных звонков скайп дает возможность проводить конференц-связь с участием в переговорах до 25 абонентов, передавать текстовые сообщения большого объема, фото и документы, устраивать групповые чаты. Этим активно пользуются жители разных городов, которым требуется одновременный сеанс онлайн-связи. Скайп позволяет посылать смс-сообщения и звонить на стационарные телефоны, однако это уже платные услуги.
История Скайпа началась в 2003 году. Именно тогда эстонцы Ахти Хейнла, Приит Касесалу и Ян Таллин разработали первоначальный код, который явился фундаментом будущей программы. В то время они также трудились над утилитой по обмену файлами между пользователями сети Интернет. Данная программа носит название KaZaa. Вместе с эстонскими молодыми людьми над этим проектом работали и основатели описываемого файлообменника: датчанин Янус Фриис и швед Николас Зеншторм. В процессе труда они спроектировали код, который и стал основой для будущей интерактивной программы. Параллельно с тем как создавали Скайп, программисты изучали требования и пожелания пользователей Всемирной сети. Стало понятно, что людям уже не хватает простого чата. Поэтому командой создателей было принято решение наделить утилиту всеми возможными функциями, которые будут способствовать не только письменному общению, но и видео-связи, а также обмену различными данными. Выбор имени Первоначальным названием для утилиты было выбрано выражение «Sky peer-to-peer», что в переводе означает «По небу друг с другом». Затем команда остановила свой выбор на сокращенном варианте «Skyper». Однако в процессе регистрации доменов внутри Всемирной паутины было обнаружено, что данное имя на многих ресурсах уже занято. В итоге молодые люди «откинули» последнюю букву «r» из названия и остановили свой выбор на простом и лаконичном «Skype». Данный процесс подбора названия занял несколько месяцев. Окончательное решение было принято в апреле 2003 года. Итогом стала успешная регистрация доменов с названиями Skype.net и Skype.com.
Перо Жар-птицы - электрическая лампа
left2012315Русская сказка «Жар-птица и Василиса-царевна»
«В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!...»
Первую электрическую лампочку (напоминавшую современную) придумал Павел Николаевич Яблочков, который всю жизнь работал электротехником. Но придумал он не только лампочку, а и первую электрическую свечу! При помощи свеч Яблочкова впервые стали освещать улицы города. Его свеча имела стоимость 20 копеек и при этом горела такая лампа полтора часа. После чего ее нужно было сменить дворнику на другую. Позже были изобретены фонари с автоматической подменой свеч.
Свечи Яблочкова были очень неудобны по сравнению с электрическими лампами, так как они были недолговечными и излучали переменный световой поток. За то подобное изобретение позволило использовать лампочки в массы, которые освещали улицы искусственным светом в темное время. Так осветительные приборы стали использовались повсеместно, как на площадях, так и в мегаполисах, театрах и даже в торговых центрах.
215906464935С 1840 года по 1870 год десятки изобретателей со всего мира пытались создать идеальную лампочку, которые бы горела постоянно. Но всех их постигала неудача.
Однако в 1872—1873 годах удача все-таки поворачивается к ученым лицом, а именно к российскому инженеру-изобретателю Лодыгину Александру Николаевичу. Лодыгин стал первооткрывателем, по настоящему современной, электрической лампочки. До этого в мире никто ничего подобного не изобретал. Его лампочка прошла все испытания. Такая лампа могла гореть до получаса. Позже из нее стали выкачивать воздух, что дало возможность ей гореть гораздо дольше.
На улицах Петербурга первые 2 лампы Лодыгина загорелись в 1873 году.
Однако американский ученый-изобретатель Томас Эдисон прекрасно знал об опытах, которые проводил Лодыгин и не сидел, сложа руки. И в 1879 году он начал применять угольную нить, произведенную из плотного букового волоска. Чтобы достичь желаемого результата, он изучил огромное количество видов бамбука, и после 6 000 попыток с угольными нитками он нашел то, что искал. Благодаря его многочисленным опытам Эдисон смог добиться того, что его лампочки горели сотни часов. Но в этом достижении Эдисон был не первым.
В 1878 году английский ученый-изобретатель Джозеф Сван изобрел еще одну электрическую лампочку имевшую форму стеклянной колбы, внутри которой находилась угольная нить. Позже Эдисон и Сван объединились для создания своей компании по производству первых электрических лампочек накаливания Edison & Swan United Electric Light Company.
Такое, казалось бы, незначительное открытие гениальных ученых изменило мир в корне и дало большой толчок в технологическом развитии человечества.
Ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа Бабы Яги – самолёт, вертолёт
-895351850390
«…Вот вошел в лес, подошел к дереву, стукнул топориком, сам упал наземь и уснул. Спал-спал. Вдруг спустя некоторое время слышит: кто-то его будит.— Вставай, твое счастье уже поспело, подымайся! Дурень проснулся, видит — стоит корабль, сам золотой, мачты серебряные, паруса шелковые, так ветром и надуваются — только впору лететь!Вот, не долго думая, сел он на корабль, снялся корабль и полетел... И полетел ниже облака, выше земли, что и глазом не видать…» Сказка «Летучий корабль»
-895354250690 «…Братцы, - говорит, - пускайте своих добрых коней на волю да садитесь ко мне на ковёр-самолет.
Живо уселись все на ковер-самолет и полетели в царство Елены Прекрасной.
Прилетели к ее стольному городу, опустились у заставы и пошли разыскивать царевича».
Сказка «Вещий сон»
-1466856165215
«Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать. Бросилась в погоню. Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост». Поехала по мосту, только добралась до середины — мост обломился, и баба-яга в реку свалилась. Сказка «Марья Моревна»
Первым самолетом («Воздухолетательный снаряд»), построенным в натуральную величину в 1882 году и запатентованным, является самолет Можайского А. Ф.
В 1878 году моряк-изобретатель Александр Фёдорович Можайский предложил конструкцию современного нам самолета. Ничего нового за 100 лет не придумано. Первый в мире самолет состоял из пяти основных частей: крыла, создающего подъемную силу, фюзеляжа, силовой установки из двух двигателей и трех винтов, взлетно-посадочного устройства в виде четырехколесной тележки с амортизацией, хвостового оперения, имевшего вертикальные и горизонтальные рули, чтобы направлять полет аппарата. Только спустя 50 лет самолёты стали такими. Летом 1882 года самолет, названный им «Жар-Птицей», был готов к испытаниям. Для разбега самолета была -22860-16510построена специальная взлетная дорожка в виде наклонного деревянного настила. Испытания самолета Можайского производились в условиях большой секретности. 20 июля 1882 года на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было уже 57 лет. Испытывать самолет в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому — И.Н. Голубеву. Самолет, пилотируемый Голубевым, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. Аппарат весом 57 пудов (около 934 кг) летел со скоростью 11 метров в секунду. Пропеллеры крутились паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с. При посадке было повреждено крыло самолета, а механик получил травму. Несмотря на это, Можайский был доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха.
Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полёт с использованием двигателя.
Первым в истории пассажирским самолётом стал российский «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. В 1914 году был выполнен полёт с 16 пассажирами на борту.
Вертолёт — винтокрылый летательный аппарат, у которого подъёмная и движущая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Идея летательного аппарата с вертикальным взлетом прослеживается ещё в чертежах Леонардо да Винчи. Однако только в 20-м веке она получила практическое воплощение.
Первый в истории вертикальный полет состоялся в 1907 году и продолжался одну минуту. Вертолёт, построенный братьями Луи и Жаком Бреге (Louis & Jacques Bréguet) под руководством профессора Шарля Рише (Charles Richet), поднялся в воздух на 50 см.
Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский производитель велосипедов Поль Корню (Paul Cornu). 13 ноября 1907 он построил вертолёт, поднявший его вертикально в воздух на высоту 50 см и провисевший в воздухе 20 секунд. Но и этот вертолёт был плохо управляемым.
Игорь Сикорский построил в России два геликоптера - в 1908 и 1909 г. Геликоптер поднимался в воздух, но был недостаточно силён, чтобы поднять пилота. Поэтому Сикорский охладел к геликоптеру и занялся конструированием аэроплана. Сикорский вернулся к вертолетам только в 1938 году, пытаясь сохранить свою компанию на плаву. Первый более-менее завершенный летающий образец вертолета Сикорского VS-300 (S-46) появился в 1939 году.
В 1922 году профессор Георгий Ботезат, эмигрировавший после революции из России в США построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолёт, который смог подняться в воздух с грузом на высоту 5 метров и находиться в полёте несколько минут.
В 1926 году в России в ЦАГИ была сформирована "геликоптерная группа", которую возглавил А.М. Черемухин. Результатом работы этой группы стал первый управляемый вертолет ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полет в сентябре 1930 года. Силовая установка ЦАГИ-1ЭА включала два РПД М-2 по 120 л.с. каждый. Взлетная масса - 1145 кг. Полет прошел на высоте 10-12 метров над землей. Позднее на этом аппарате были достигнуты: высота полета - 605 м, продолжительность - 14 минут, максимальная дальность - 3 км, скорость полета - 21 км/ч. Управлялся вертолет с помощью автомата перекоса Б.Н. Юрьева, предложенного им еще в 1912 году и до настоящего времени используемого на большинстве вертолетов мира (тогда же Юрьев построил первую модель вертолета одновинтовой схемы с рулевым винтом).
Первый отечественный серийный вертолёт — Ми-1 ОКБ под руководством М. Л. Миля (1948).
26 мая 2005 вертолёт под управлением французского пилота HYPERLINK "http://traditio-ru.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%94%D0%B8%D0%B4%D1%8C%D0%B5&action=edit&redlink=1" \o "Дельсаль, Дидье (страница не существует)" Дидье Дельсаля достиг высшей точки Земли — горы Эверест.
-2736853707765
Современные вертолёт и самолёт
Волшебные дрова Емели – центральное отопление
-2609857117715
«—Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
—Неохота…
—Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…
Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут». (Сказка «По щучьему велению»)
1905507365Идея центрального отопления связана с давней мечтой человечества о блаженном тепле без дыма. Технически водяное отопление стало возможно лишь с развитием производственной культуры и научно-технического прогресса, а именно, с возникновением промышленных методов получения длинных трубопроводов и изобретением парового и электрического насосного оборудования. Первые опытные установки водяного отопления были созданы в 1830-х гг. в России (проект П. Г. Соболевского) и Великобритании (Ч. Хууд), но реальное их применение началось лишь в конце XIX в. в США (1877 г.) и Дании (1897 г.). К этому же периоду относится начало использования городского водяного отопления в России (1903 г.). Толчок к его повсеместному применению дала разработка двухтрубной системы с принудительной циркуляцией. Можно сказать, что здесь научный приоритет остается за Россией, поскольку основные работы в этой области были выполнены выдающимся отечественным инженером и ученым В. М. Чаплиным (1859–1931 гг.).
Посох Морозко – холодильник
-2038354926965 Русская народная сказка «Морозко»:
«…- Тепло ль тебе девица? Тепло ль тебе красная? - спросил Морозко Аленушку.
- Тепло Мороз-батюшка. Тепло.
Морозко взмахнул посохом. Похолодало. Начал падать снег.
- Тепло ль тебе девица? Тепло ль тебе красная?
- Тепло Мороз-батюшка. Тепло.
Морозко снова взмахнул посохом. Завьюжило. Повалили смерзшиеся хлопья...»
-990607279640Хотя помещения для хранения продуктов, наполняемые льдом, появились ещё несколько тысяч лет назад, первое бытовое охлаждающее устройство появилось только в середине XIX века. Работало оно при заполнении льдом, периодически требующим замены. В 1857 году австралиец Джеймс Харрисон стал применять холодильные камеры, работающие с использованием компрессора, в пивоваренной и мясообрабатывающей промышленности. В 1857 году был создан первый железнодорожный вагон-холодильник. Первый бытовой холодильник был создан в 1913 году. Как и промышленные холодильники, он работал с использованием принципа теплового насоса. В первых бытовых холодильниках в качестве охлаждающей жидкости использовались достаточно токсичные вещества. В 1926 году датский инженер Кристиан Стинструп представил миру бесшумный, безвредный и долговечный холодильник, предназначенный именно для дома. Герметичный колпак скрывал как электродвигатель холодильника, так и его компрессор. General Electric приобрела патент на его изобретение.
Первая получившая широкое распространение модель холодильника Monitor-Top была произведена фирмой General Electric в 1927 году. General Electric продала более 1 млн экземпляров Monitor-Top.
Волшебный горшочек - мультиварка57152145665«Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. - Дай мне ягод, пожалуйста.- На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:- Раз, два, три, Горшочек, вари!и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:- Раз, два, три, больше не вари! и он перестанет варить.- Спасибо, бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова» (Сказка «Сладкая каша»)
-1943105165090 Мультиварка - то электроприбор, оснащенный программным управлением, в котором блюда готовятся автоматически.
В мультиварке можно не только варить, но и жарить, тушить, печь, а так, же готовить пищу на пару. И главное ее не нужно контролировать, ведь уже готовые блюда она подогревает сама. Историческим предшественником мультиварки является электрическая HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0" \o "Рисоварка" рисоварка, первые модели которых появились на японском рынке в 1950-х годах. Двигаясь в общем русле развития бытовой техники, рисоварки к концу XX века получили вместо аналоговых схем микропроцессорное управление, когда режимы работы аппарата переключались уже по заложенным в блок управления программам, на основании показаний таймера и датчиков. В результате возникла возможность относительно лёгкого перепрограммирования этих устройств для приготовления с помощью других процессов: жарения, тушения, запекания и так далее. В конце XX — начале XXI века в Японии уже появились рецепты приготовления в рисоварках ранее нехарактерных для них блюд.
К этому времени на европейских рынках уже довольно давно присутствовали многочисленные и разнообразные кухонные электроприборы узкого назначения: электрические чайники, кастрюли, сковороды, скороварки, аппараты для приготовления соусов, хлебопечки, пароварки, йогуртницы и так далее. Так что вполне естественной была идея объединения возможностей этих приборов в виде единой конструкции, созданной на основе микропроцессорных рисоварок. Эти приборы предназначены для приготовления десятков различных блюд, более характерных для европейской и американской кухни. Увеличение диапазона температур нагревателя дало возможность печь и жарить, герметизация аппарата и добавление клапана, поддерживающего повышенное давление, придало ему функции скороварки, а дополнение аксессуаров решётками для приготовления на пару — функции пароварки. Новый класс приборов в английском языке получил название multicooker, а в русском — «мультиварка», которое подчёркивает широкий диапазон приготавливаемых блюд («мульти-») и указывает на базовый для прибора процесс приготовления — варку. На рынках СНГ данные приборы иногда именуются также «электроварками».
Волшебный клубочек – навигатор
57152021840 «…Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку.
— Брось клубок перед собой, — куда он покатится, туда и ты иди. Да смотри, куда бы ни пришел, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей.
Андрей попрощался с Марьей-царевной, поклонился на четыре стороны и пошел за заставу. Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится, Андрей идет за ним следом.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется. Стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге. Дошел Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках…» (Сказка «Поди туда - не знаю куда»),
-1562104422140
Первый персональный навигатор был изготовлен в Англии в 1920 году. Его следовало носить на руке, и он использовал свитки бумажных карт, с инструкциями водителю, которые водитель должен был прокручивать в пути.
С помощью этого прибора можно было осуществлять навигацию на дорогах Англии, но так в то время автомобилей было очень мало, то он не получил распространения. Этот навигатор хранится в Британской Библиотеке в Лондоне.
-1085857136765Современные автомобильные навигаторы, получившие название GPS (Global Positioning System), обязаны своему появлению военным, и имеют более, чем полувековую историю. Началась она 4 октября 1957 года, когда советские учёные вывели на орбиту первый искусственный спутник Земли. Наблюдения за этим орбитальным модулем американских исследователей во главе с Ричардом Кершнером позволили выяснить зависимость частоты радиосигналов, излучаемых спутником, от его координат и параметров движения. Это физическое явление, подтверждающее известный закон Доплера, легло в основу разработки и запуска первого аналога современной системы GPS-навигации – американского проекта «TRANSIT», который стартовал в 1958 году. А в 1960 году американские спутники на орбите образовали первую рабочую систему мониторинга и определения координат объектов, перемещающихся по земной поверхности.
Изначально GPS использовалась для высокоточного и независимого от погоды определения местоположения объектов в космосе, на суше и на море в интересах армии США. Непосредственная реализация системы началась в 1978 году с запуском первого спутника. GPS-навигатор — устройство, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на Земле. Окончательно GPS-система была введена в эксплуатацию в 1995 г. В настоящее время она эксплуатируется и обслуживается Министерством Обороны США.
Помимо GPS-навигаторов в продаже есть устройства, способные одновременно работать и с GPS, и с ГЛОНАСС (Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма - советская/российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР). Массовое производство двухсистемных навигаторов началось в мае 2010 года.
Гусли-самогуды, гусли-самоплясы – музыкальная техника
152403374390
«Гусли-самоплясы летали по всему терему, и никто не мог их поймать. Так и плясали все до упаду…»
152405774690Фонограф - первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Эдисоном, представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон.
11 марта 1878 года фонограф Эдисона демонстрировался перед Французской Академией в Париже. Демонстрацию проводил сотрудник Эдисона венгерский инженер HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%88,_%D0%A2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%80" \o "Пушкаш, Тивадар" Тивадар Пушкаш, разработчик первой в мире телефонной станции. Выступать в Академию его пригласил поклонник Эдисона французский физик Теодор дю Монсель.
Когда из коробки фонографа раздался голос, профессор филологии Жан Буйяр вскочил со своего кресла, подбежал к Монселю, схватил его за воротник и в ярости стал душить, повторяя: «Негодяй! Вы думаете, мы позволим этому чревовещателю надувать нас?! Как вы могли поверить мошеннику, внушающему, что презренный металл может воспроизводить благородные звуки человеческой речи?»
В 1887 г. изобретатель Э. Берлинер запатентовал граммофон.
Прародитель магнитофона — телеграфон — был изобретен датским физиком Вальдемаром Поульсеном. В 1898 году Поульсен создал устройство, использующее явление остаточного намагничивания и преобразующее звуковые волны в магнитные импульсы, которые записывались на тонкой стальной проволоке.
В 1935 году немецкая фирма AEG выпустила магнитофон, имевший конструктивную структуру и электрическую схему, принципиально не отличавшиеся от тех, которыми обладают современные магнитофоны.
Современные музыкальные центры появились относительно недавно, поэтому можно сказать, что они находятся в начале своей истории. Музыкальные центры обязаны своим созданием появлению нового носителя информации - лазерного диска.
left2069465
Современные музыкальные центры
Сегодня люди постоянно слушают музыку на различных мобильных устройствах: смартфоны, медиаплееры, а то и электронные книги с планшетами, используют домашний кинотеатр или Hi-Fi-системы.
Волшебная куколка Василисы Премудрой - роботы
-323855565140«…Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису».
Бытовой робот — робот, предназначенный для помощи человеку в повседневной жизни. Сейчас распространение бытовых роботов невелико, однако футурологи предполагают широкое их распространение в обозримом будущем. В 2007 году Билл Гейтс опубликовал статью «Робот в каждом доме», рассуждающую о значительном потенциале роботов (включая домашних, или бытовых роботов) для социума.
-1612907639050
«Вакамару» - человекообразные роботы производства фирмы HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%86%D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%81%D0%B8" \o "Мицубиси" Мицубиси, первые роботы подобного класса поступили в свободную продажу в сентябре 2005. Робот стоимостью $14 тыс. способен узнавать лица, понимать некоторые фразы, давать справки, выполнять некоторые секретарские функции, следить за помещением.
Робот выкрашен в жёлтый цвет; ростом 100 см, весит 30 кг. Имеет две «руки» и передвигается на круглой подставке диаметром 45 см.
Робот управляется мультипроцессорной системой под управлением операционной системы GNU/ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Linux" \o "Linux" Linux. Имеются возможности для подсоединения робота к Интернету.
Заключение
В своей работе я рассмотрела некоторые волшебные предметы и их воплощение в реальной жизни в виде технических устройств, изобретение которых стало возможным благодаря научным открытиям в физике. Также я нашла в источниках информацию об истории этих изобретений – истории колоссальной работы огромного количества людей – учёных, изобретателей, инженеров, которые старались воплотить сказочные мечты в реальность. Воплощение сказочных волшебных предметов в реальные устройства прошло долгий путь их создания, развития и усовершенствования. Этот процесс является неоконченным и сегодня.
Отвечая на вопрос, остался ли сегодня, скажем, ковер-самолет волшебно-фантастическим образом или уже «воплотился в действительность», стоит вдуматься в то, что воплотилось. А воплотилась в действительность лишь сама «техническая идея», — идея полета. Но в строгом смысле слова идеи не могут быть фантастическими или нефантастическими: они могут быть верными или ошибочными. Идея полета всегда, во все эпохи была верной идеей. Она и воплотилась в реальности. Но образ ковра-самолета, как и образ любого другого волшебно сказочного «чудесного предмета», нетождествен самой своей идее. Это общеизвестно, и, тем не менее, это часто упускается из виду, ибо для фантастики — и фольклорной, и литературной — характерна особенная «зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи». Особая важность идеи, лежащей в основе фантастического или волшебного образа, порой мешает увидеть их нетождественность.
Содержание образа сказочного ковра-самолета неизмеримо шире голой «технической» идеи. Но даже, если и сравнивать ковер-самолет с научным воплощением древней идеи полета, то, по верному замечанию литературоведа Е. Д. Тамарченко, «несмотря на все удобства современных лайнеров, они все же в одном отношении являются лишь бледным подобием этого летательного аппарата народной фантазии: ведь ковер-самолет может перенести нас в любое место единственно по нашему желанию». Добавим: не только в одном отношении, но и во многих других, стоит вспомнить только «безаварийность», «бесплатность» и прочие замечательные качества сказочного чудесного ковра. Главное же, в образе ковра-самолета заключено не только «техническое», но и нравственнее содержание. Это хорошо чувствуют писатели-сказочники, чуткие к духу народной сказки. Как заметил Ф. Кнорре в своей повести-сказке «Капитан Крокус», «люди, сложившие сказки про летающие ковры, мечтали не просто о том, чтобы летать. Они мечтали о главном — о том, чтобы научился летать славный добрый Иванушка, а не злой волшебник или кровожадный колдун». Попробуйте представить себе это воплощенным в «реальной» технической конструкции: мы получим нечто вроде самолета, который нельзя превратить в бомбардировщик — он просто не полетит, не полетит и тогда, когда на его борту окажется злой человек и т. д. Фантастика народных сказок возникала именно как максимальное выражение всеобъемлющего народного идеала.
Известный фольклорист и этнограф П. Г. Богатырев проницательно заметил в свое время: «Сказка помимо эстетической функции обладает функцией полунаучного или близкого к полунаучному произведения». Правда, точнее было бы говорить о слиянии эстетической, этической и «полунаучной» функций, так как мир волшебной сказки, сама природа этого мира всегда оказываются на стороне сил добра. Это удачно отметил известный писатель-фантаст С. Лем: «Законы сказочного мира обусловлены этически. Его физика, можно было бы сказать, стоит на стороне добрых героев». В реалистической же литературе, по мнению С. Лема, «физика», как правило, нейтральна по отношению к человеку. Это наблюдение очень верно, но требует одной поправки: «физика» сказочного мира стоит на стороне добрых героев не изначально, она переходит на их сторону по ходу действия, по мере того, как добрые герои проходят свою путь-дорогу. Именно так обстоит дело и в научной фантастике, в которой человек и природа всегда взаимосвязаны. Их отношения — это отношения единства-борьбы, и даже «физика» научно-фантастического мира становится в конце концов на сторону сил добра и разума, что и намечает перспективу разрешения противоречия человека я природы, создания их гармонического единства.
Среди исследователей сказочной фантастики существуют также мнения, о том, что волшебные предметы сказок - ковёр-самолет, шапка-невидимка, скатерть-самобранка и др. - это зашифрованные символы, символы неких технических достижений, которые были свойственны исчезнувшей могучей цивилизации. Дело в том, что человеческая психика устроена таким образом, что человек не может придумать то, что никогда на свете не существовало, хотя бы в виде прообразов. Есть такой тест, когда надо нарисовать несуществующее животное. Человек всегда нарисует животное, элементы которого так или иначе встречаются у других животных. Так что придумать шапку-невидимку, скороварку или ковер-самолет просто так, из воздуха, невозможно. Был, видимо, в случае c ковром, с серебряным блюдечком и наливным яблочком и других сказочных чудес какой-то прообраз технического устройства. Согласитесь, в природе нет ровно ничего, что бы напоминало это блюдечко! Типичный телевизор!
Проанализировав сказки, я обнаружила, что на сегодняшний момент остались нереализованными следующие волшебные предметы сказок:
шапка-невидимка, надев которую человек становится абсолютно невидим;
волшебное кольцо, которое перемещает надевшего его на руку в пространстве и во времени;
молодильные яблоки, съев которые человек молодеет;
живая и мёртвая вода, которая воскрешает умерших и залечивает бесследно раны;
скатерть-самобранка, которую лишь стоит развернуть и стол накрыт всевозможными яствами.
-1181104678680
«…Достал из-за пазухи сверток и подал старику:
— На вот тебе скатерть-самобранку — во всякое время будешь сыт. Только скатерть разверни да скажи: «Попить, поесть!» — и ешь, пей, чего душа пожелает...» (Сказка «Скатерть-самобранка»)
Так что работы у исследователей, учёных, изобретателей и инженеров ещё очень много впереди!
Источники информации
http://klgcorp.ru/news/interfacts/17-news/202-lamp.htmlhttp://mjjm.ru/izobreteniya/146-pervoe-centralnoe-otoplenie.htmlhttp://elhow.ru/ucheba/estestvoznaniej/izobretenija/kto-izobrel-avtomobilhttp://www.nerzon.ru/publ/4/kto_izobrel/pervyj_kholodilnik/143-1-0-121\http://www.bolshoyvopros.ru/questions/538730-kto-i-kogda-pridumal-pervyj-v-mire-holodilnik.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki http://fb.ru/article/133474/kak-sozdavali-skayp-kto-pridumal-skayp-vsya-istoriya-skaypahttp://www.kakprosto.ru/kak-886386-v-kakih-skazkah-prisutstvuyut-sapogi-http://www.aforizmov.net/tema/tags/skazki/page/2/http://proxy.coollib.net/b/237369/readhttp://hawkish.ru/http://mycelebrities.ru/publ/sobytija/izobretenija/kto_izobrel_grammofon/27-http://www.afizika.ru/zanimatelniestati/161-istoriyagrammofonahttp://proxy.coollib.net/b/237369/read Е. Неёлов «Волшебно-сказочные корни научной фантастики»
Яндекс картинки