Краткосрочный творческий проект к 120-летию Сергея Александровича Есенина «Знакомый ваш Сергей Есенин»


Шербакульский муниципальный район
КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»,
р.п. Шербакуль
Согласовано: зам.директора по УВР
______________________________
(Кузина О.Р.) Утверждено: директор школы
__________________________
(Сазонов С.М.)


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(краткосрочный общешкольный)
к 120-летию Сергея Есенина
«Знакомый ваш
Сергей Есенин»

Автор проекта: учитель русского языка
Ковалик Марина Николаевна
Ответственные за реализацию проекта: учителя
Папоян Татьяна Викторовна,
Ковалик Марина Николаевна
2015 год
Краткосрочный творческий проект
к 120-летию Сергея Александровича Есенина
«Знакомый ваш Сергей Есенин»
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационно-исследовательский, познавательный, творческий.
По числу участников проекта: общешкольный (все желающие учащиеся школы-интерната).
По времени проведения: краткосрочный (2 недели – с 01.10 по 14.10).
Состав проектной группы:
Руководители проекта, учителя русского языка Ковалик М.Н., Папоян Т.В.
Участники проекта: классные руководители и учащиеся школы (1-9 классы)
Цель проекта:
Формирование нравственных ценностей учащихся, приобщение к культурным традициям страны.
Задачи проекта:
Сообщить школьникам элементарные сведения о биографии и творчестве великого русского поэта С.А. Есенина.
Расширение знаний о личности поэта, его вкладе в отечественную культуру.
Воспитывать гордость и уважение к культурному наследию России.
Развивать речь детей, обогащать, словарный запас через чтение песен, стихотворений С.А. Есенина.
Актуальность проблемы:
Сергей Есенин — великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Учитывая это и в связи с 120-летием со дня его рождения, исполняющимся в 2015 году, по всей стране проводятся мероприятия, посвящённые празднованию данной даты. Наша школа не должна оставаться в стороне. В связи с этим учителями-руссковедами был разработан краткосрочный проект «Знакомый ваш Сергей Есенин».
Стихи Сергея Есенина на слуху, они изучаются в адаптивной школе для детей с нарушенным интеллектом в 1-11 классах, но учащиеся младших классов не имеют возможности познакомиться с биографией поэта на уроках, так как этого материала нет в их учебниках. Биография поэта, основные этапы его творчества изучаются лишь в 9 и 10-11 классах. Поэтому возникла необходимость адаптировать проект для всех учащихся, в том числе и младшеклассников.
У учащихся СКОУ VIII вида, особенно в начальной школе, преобладает наглядно-образное мышление, поэтому классным руководителям всех классов было предложено совместно с детьми создать страничку к рукописному сборнику стихов С. Есенина «Певец русской природы».
Учащиеся 5-9 классов получили возможность посостязаться в умении выразительно читать стихи великого поэта.
Стихи С. Есенина о родной природе очень красивые, образные и реалистичные. Читая их, легко представить себе картину, живо описываемую поэтом. Школьникам – учащимся 5-9 классов предлагается изобразить картины родной русской природы с помощью изобразительных средств на уроках ИЗО и во внеурочное время.
Проект направлен на нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста. В процессе реализации проекта у школьников формируются чувства сопричастности к культурным событиям страны, гордости за свою Родину, её культурное наследие.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое и дидактическое:
Гордиенко Н. «Сергей Есенин – детям» // Сайт «Благовест» http://www.blagovesti.ru/arhiv/2010/n10.files/esenin.htm
Есенинский берег России. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Путеводитель. - Рязань: «Рязанский издательский дом», 2010, 44 с.
Коленчикова А Н. Я снова чью-то песню слышу. Сергей Есенин и бардовская песня. - Минск. Издатель А.Н. Вараксин, 2015, 340 с.
Прокушев Ю. Л. Колыбель поэзии. Очерк. - М.: Детская литература, 1982, 175 с.
Сайт «Сергей Есенин» // http://ww.xn--e1aajtbu.xn--p1ai/
Материально - техническое:
Материалы для создания рукописной книги-сборника (формат А3)
Материалы для создания рисунков (формат А3, А4)
Сертификаты, грамоты для участников проекта.
Предполагаемый результат:
Внешние продукты:
Создание рукописного сборника стихов С. Есенина «Певец русской природы» из страниц, созданных детьми и классными руководителями1-9 классов.
Выставка детских рисунков «Страна берёзового ситца».
Проведение конкурса чтецов.
Проведение виртуальной экскурсии «По есенинским местам»
Проведение общешкольного мероприятия «Я скажу: "Не надо рая, дайте Родину мою"».
Внутренние продукты:
Расширение представлений о личности и творчестве С.А. Есенина. Пополнение словарного запаса. Приобщение к культурным событиям родной страны.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап (01.10-05.10):
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Классные руководители:
Решение о принятии участия в проекте.
Дети:
Рассматривание иллюстраций к биографии и творчеству С. Есенина, чтение его стихов, прослушивание песен на стихи поэта.
Основной этап (06.10-12.10):
Тематическая неделя. Проведение совместной деятельности.
Выставка художественной литературы по творчеству С. Есенина. Знакомство со стихами и песнями поэта.
Художественно творческая деятельность: оформление страницы для рукописного сборника. Создание рисунков родной природы.
Беседа по биографии и понятному для детей творчеству С. Есенина.
Проведение общешкольного мероприятия – литературного часа «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!»».
Прослушивание музыкальных произведений: «Отговорила роща золотая…» и других.
Просмотр видео фильма «Сергей Есенин», презентации «Жизнь, творчество Сергея Есенина», «По есенинским местам».
Заучивание несложных стихотворений Сергея Есенина.
Заключительный этап (13.10-14.10):
Составление портфолио проекта.
Оформление сборника по стихам С. Есенина «Певец русской природы».
Оформление выставки детских рисунков родной природы «Страна берёзового ситца».
Трансляция результатов проекта в фотоотчёте на сайте школы.