КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому миру в 4 классе на тему :«Октябрь- середина осени» «В гости к осени».
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение школа - интернат
Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО живому миру
в 4 классе
на тему :«Октябрь- середина осени»
«В гости к осени».
Любимова Лилия Анатольевна
учитель начальных классов
г. Павловский Посад
Тема: «Октябрь- середина осени».
В гости к осени
Цель:
расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, птиц, насекомых, показать их связь с неживой природой;
Задачи:
учить рассуждать, сравнивать, делать выводы, опираясь на жизненный опыт;
работать над развитием речи;
воспитывать любовь к природе.
С помощью информационных технологий
повышать познавательную активность учащихся,
способствовать выработке самооценки у учащихся,
создавать комфортную среду обучения.
Оборудование для учителя: Компьютер, проектор, плакат «Осень»; иллюстрации «Осенние месяцы»; картинка «Осень»; шаблоны: тучи, солнце, капли дождя; корзиночка; листья деревьев; шапочки: медведь, еж, лиса, белка, заяц, глухарь, сорока; кроссворд «Молодцы»;
Оборудование для учащихся: учебник, пластилин; клеенка; стека; влажные салфетки;
Ход урока:
Орг.момент
Слайд 1
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Слайд 2
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Подарите улыбку солнечного зайчика друг другу и нашим гостям.
В лес осенний на прогулку
Приглашает он пойти.Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Слайд 3
- Ребята, подумайте, о какое времени года шла речь?
Сообщение темы урока
- Да, это действительно– осень. И Солнечный зайчик хочет пригласить вас сегодня в гости:
Слайд 4
- Ну что, ребята, отправимся в гости?
Друг за дружкой становитесь,Крепко за руки беритесь.По дорожкам, по тропинкам,Мы гулять пойдём.Много, много интересного,Мы всегда в найдем.
(Дети берутся за руки и идут хороводным шагом “змейкой” между разложенными на полу листьями).
Работа по теме
Слайд 5
“Мы идём”.
Хором.
Мы идём: та-та-та (Обычная ходьба).Мы поём: ля-ля-ля. (Ходьба на носках).Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях).Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту).
Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Листья берёзы.Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба Мы соберёмВ вазу осеннийБукет отнесём.
- Мы с вами уже много говорили об этом сказочном времени года.
А сегодня подведём итоги и сделаем выводы, а также узнаем много нового и интересного.
- Но ведь в гости приходят с приятным сюрпризом. Давайте порадуем осень и возьмем с собой ее братишек. А как их зовут, вы должны сказать мне сами:
слайд 6
Опустел колхозный сад,Паутинки вдаль летят,И на южный край землиПотянулись журавли.Распахнулись двери школ.Что за месяц к нам пришёл?(ответ: сентябрь)
Сентябрь – младший брат осени. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.
Слайд 7
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Ты нам свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(ьрбятко)
Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех много. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.
Слайд 8
Поле чёрно-белым стало:Падает то дождь, то снег.А ещё похолодало Льдом сковало воды рек.Мёрзнет в поле озимь ржи.Что за месяц, подскажи?(Ноябрь)
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.
Осенние изменения в природе
Слайд 9
Осенние изменения в неживой природе.
- Вспомним стихотворение А.Плещеева
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
- О каких изменениях в природе сказано в стихотворении?
На экране - картина осени (небо закрыто тучами, солнце – реже,
частые дожди, ветер воет).
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными и теплыми. Теперь, осенью, солнце поднимается в небе уже не так высоко, дни стали заметно короче и холоднее. Давайте будем художниками и нарисуем осеннюю картину.
Тучки закрыли солнышко, и закапал дождь.
Массаж спины “Дождь”.
(Дети встают друг за другом “паровозиком”).
Дождь! Дождь! Надо намРасходиться по домам. (Хлопки ладонями по спине).Гром! Гром, как из пушек.Нынче праздник у лягушек. (Поколачивание кулачками).Град! Град! Сыплет град!Все под крышами сидят. (Постукивание пальчиками).Только мой братишка в луже (Поглаживание спины ладошками).Ловит рыбу нам на ужин.
Осенние изменения в жизни растений.
- Как повлияли изменения, происшедшие осенью в природе, на жизнь растений?
(похолодание, затяжные дожди, частые ветры повлияли на растения: изменилась окраска листьев, затем они стали опадать.)
- С понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт интенсивнее. Быстрее идёт и листопад.
У каждого времени года свой любимый цвет. А хотите узнать цвет осени? Тогда отгадайте кроссворд.
Слайд 10
На экране кроссворд.
Кроссворд «Какая осень?».
1. На улице холодеет.
Ледок лужи прикрывает.
Иней прикрывает землю и траву –
Это лёгкий морозец
Пришёл ко двору.
Как народ такое явление называет? Заморозок
2. Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород. Дождь
3. Это что за чудеса?
Не разверзлись небеса –
Дождь идёт такой прекрасный.
Он лилово-жёлто-красный!
Это осени явленье
Всем людям на удивленье. Листопад
4. Понижение температуры осенью. Похолодание
5. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. Туман
6. В конце осени реки, озёра, пруды покрываются льдом. Это явление называется ледостав
7. Название второго месяца осени. Октябрь.
ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ «ЗОЛОТАЯ»
- Какая же осень? (золотая)
-Почему осень называют золотой?
Работа с учебником
Определи на каком рисунке Золотая осень? почему?
ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?»
Берёза, дуб, липа, клён, рябина.
Поднять и назвать лист ( лист с клена – кленовый лист)
Слайд 12
Физминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Слайд 13
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Осенние изменения в жизни птиц
Слайд 14
На экране - загадка с появлением отгадки
На шесте – дворец
Во дворце – певец.
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин.
- Как вы думаете, что объединяет всех этих птиц? (перелётные)
На экране - картина перелётных птиц.
Слайд 15
- Готовятся к зиме и птицы. Как? Послушайте.
Сценка “Глухарь и Сорока”.
Глухарь.
Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока.
Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.
Глухарь.
А теперь куда?
Сорока.
В деревню, милок, в деревню.
Глухарь.
Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока.
Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.
Глухарь.
Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока.
Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, объедков найду. Я птица не гордая!
- Какие птицы остались зимовать?
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
Осенние изменения в жизни животных.
Слайд 16
Осень нам приносит
С облаками небо,
Много, много, хлеба,Яблоки румяные,Ягоды медвяные,Сливы и груши,Если хочешь - скушай.Белочке – орешки.Ежу – сыроежки.Корешки – для мышки.На ёлочке – шишки.На рябине – кисти.Золотые листья. (Дети надевают шапочки с изображением животных.)А вот и белка, и зайчишка,Колючий ёжик, бурый мишка!
Слайд 17
Сейчас мы их сказать попросим,Как все они встречают осень!
Медведь.
В берлогу скоро лягу спать,За осенью - зима опять.Пусть мне во сне приснится мёд,Проснусь, когда весна придёт.
Ёж.
Я тоже буду спать, как Мишка.Я поохотился за лето -Грибы искал, мышей ловил,Мне надо отдохнуть за это,Устал я, выбился из сил.Сучков себе я принесу,Квартирку сделаю в лесу,Проснусь – пойду встречать весну,Опять охотиться начну.
Заяц.
Пора мне зайчику линять,Пора мне шубку поменять.Зимой быть серым не могу,Меня заметят на снегу.
Лиса.
Заяц-беляк всё лето серым бегал, а сейчас вот в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубу надела. Одна я , бедная , зимой и летом одним цветом.
- Почему лиса осталась недовольной?
Белка.
С утра до ночи прыгаю -Запасы собираю.Орехи, ягоды, грибыНа зиму запасаю.В моём дупле, где я живу,Большая кладовая,Её наполнить я спешуОт края и до края.
Ты не устала белочка?
Белка.
Устала, конечно, но что поделаешь, когда зима придёт, без запасов не проживёшь.
Слайд 18
Давайте поможем белочке. Наполним корзинки грибами и подарим ей
Но прежде чем лепить разомнем пальчики
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот целое лукошко
Поделись с другим немножко
Итог урока.
Слайд 19
Игра “ Эхо “.
Стоит на берегу лес. Густой как стена. Крикнешь – лес ответит.
- Эхо лесное, спросить могу?
- Ау-ау.
- Листья лесные, куда пропали?
- Опали, опали.
- Птички – невелички, давно ли галдели?
- Мы на юг улетели.
- Лягушки и жабы куда подевались?
- Мы в ил закопались.
- Белки и зайцы про вас не знаем.
- Линяем, линяем.
- Так что же творится в лесу?
- ???
- Лес притих и ждёт наступления зимы.
Слайд 20
Осень принесла вам кроссворд
Кроссворд «Молодцы»
1 Птицы, которые остаются зимовать
2 Что за стол
среди берез
под открытым небом?
угощает он в мороз
птиц зерном и хлебом (кормушка)
3 птицы, которые улетают на юг
4 Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая
вещунья белобока, а зовут ее (сорока)
5 Все время стучит, деревья долбит,
но их не калечит, а только лечит ( дятел)
6 Спинкою зеленовата, Животиком желтовата,
Черненькая шапочка, и полоска шарфика
7 различаемся мы цветом
встретишь нас зимой и летом
если крыльями взмахнем
будем в небе голубом
каркать, петь и ворковать
(птицы)
Вы знаете, что осенью ещё и собирают последний урожай и осень передала вам подарки
До свидания, до новых встреч!
Слайд 21
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115