КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому миру в 4 классе на тему :«Октябрь- середина осени» «В гости к осени».

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение школа - интернат
Павлово-Посадского муниципального района Московской области.








КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО живому миру
в 4 классе
на тему :«Октябрь- середина осени»
«В гости к осени».







Любимова Лилия Анатольевна
учитель начальных классов













г. Павловский Посад
Тема: «Октябрь- середина осени».
В гости к осени
Цель:
расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, птиц, насекомых, показать их связь с неживой природой;
Задачи:
учить рассуждать, сравнивать, делать выводы, опираясь на жизненный опыт;
работать над развитием речи;
воспитывать любовь к природе.
С помощью информационных технологий
повышать познавательную активность учащихся,
способствовать выработке самооценки у учащихся,
создавать комфортную среду обучения.

Оборудование для учителя: Компьютер, проектор, плакат «Осень»; иллюстрации «Осенние месяцы»; картинка «Осень»; шаблоны: тучи, солнце, капли дождя; корзиночка; листья деревьев; шапочки: медведь, еж, лиса, белка, заяц, глухарь, сорока; кроссворд «Молодцы»;

Оборудование для учащихся: учебник, пластилин; клеенка; стека; влажные салфетки;























Ход урока:

Орг.момент
Слайд 1
Долгожданный дан звонок
Начинается урок

Слайд 2
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Подарите улыбку солнечного зайчика друг другу и нашим гостям.

В лес осенний на прогулку
Приглашает он пойти. Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Слайд 3
- Ребята, подумайте, о какое времени года шла речь?

Сообщение темы урока
- Да, это действительно– осень. И Солнечный зайчик хочет пригласить вас сегодня в гости:

Слайд 4
- Ну что, ребята, отправимся в гости?
Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, Мы гулять пойдём. Много, много интересного, Мы всегда в найдем.
(Дети берутся за руки и идут хороводным шагом “змейкой” между разложенными на полу листьями).

Работа по теме
Слайд 5
“Мы идём”.
Хором.
Мы идём: та-та-та (Обычная ходьба). Мы поём: ля-ля-ля. (Ходьба на носках). Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях). Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту).
Раз, два, три, четыре, пять –  Будем листья собирать. Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём.

- Мы с вами уже много говорили об этом сказочном времени года.
А сегодня подведём итоги и сделаем выводы, а также узнаем много нового и интересного.
- Но ведь в гости приходят с приятным сюрпризом. Давайте порадуем осень и возьмем с собой ее братишек. А как их зовут, вы должны сказать мне сами:

слайд 6
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (ответ: сентябрь)
Сентябрь – младший брат осени. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Слайд 7
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Ты нам свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(ьрбятко)

Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех много. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Слайд 8
Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Осенние изменения в природе
Слайд 9
Осенние изменения в неживой природе.
- Вспомним стихотворение А.Плещеева
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.

- О каких изменениях в природе сказано в стихотворении?
На экране - картина осени (небо закрыто тучами, солнце – реже,
частые дожди, ветер воет).
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными и теплыми. Теперь, осенью, солнце поднимается в небе уже не так высоко, дни стали заметно короче и холоднее. Давайте будем художниками и нарисуем осеннюю картину.
Тучки закрыли солнышко, и закапал дождь.
Массаж спины “Дождь”.
(Дети встают друг за другом “паровозиком”).
Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам. (Хлопки ладонями по спине). Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек. (Поколачивание кулачками). Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. (Постукивание пальчиками). Только мой братишка в луже (Поглаживание спины ладошками). Ловит рыбу нам на ужин.

Осенние изменения в жизни растений.
- Как повлияли изменения, происшедшие осенью в природе, на жизнь растений?
(похолодание, затяжные дожди, частые ветры повлияли на растения: изменилась окраска листьев, затем они стали опадать.)
- С понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт интенсивнее. Быстрее идёт и листопад.

У каждого времени года свой любимый цвет. А хотите узнать цвет осени? Тогда отгадайте кроссворд.

Слайд 10
На экране кроссворд.
Кроссворд «Какая осень?».

1. На улице холодеет.
Ледок лужи прикрывает.
Иней прикрывает землю и траву –
Это лёгкий морозец
Пришёл ко двору.
Как народ такое явление называет? Заморозок

2. Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород. Дождь

3. Это что за чудеса?
Не разверзлись небеса –
Дождь идёт такой прекрасный.
Он лилово-жёлто-красный!
Это осени явленье
Всем людям на удивленье. Листопад

4. Понижение температуры осенью. Похолодание

5. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. Туман

6. В конце осени реки, озёра, пруды покрываются льдом. Это явление называется ледостав

7. Название второго месяца осени. Октябрь.

ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ «ЗОЛОТАЯ»
- Какая же осень? (золотая)
-Почему осень называют золотой?
Работа с учебником
Определи на каком рисунке Золотая осень? почему?

ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?»
Берёза, дуб, липа, клён, рябина.
Поднять и назвать лист ( лист с клена – кленовый лист)

Слайд 12
Физминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.

Слайд 13
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Осенние изменения в жизни птиц
Слайд 14
На экране - загадка с появлением отгадки
На шесте – дворец
Во дворце – певец.

Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.

Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин.

- Как вы думаете, что объединяет всех этих птиц? (перелётные)
На экране - картина перелётных птиц.

Слайд 15
- Готовятся к зиме и птицы. Как? Послушайте.
Сценка “Глухарь и Сорока”.
Глухарь.
Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока.
Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.
Глухарь.
А теперь куда?
Сорока.
В деревню, милок, в деревню.
Глухарь.
Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока.
Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.
Глухарь.
Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока.
Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, объедков найду. Я птица не гордая!
- Какие птицы остались зимовать?
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?


Осенние изменения в жизни животных.
Слайд 16
Осень нам приносит
С облаками небо,
Много, много, хлеба, Яблоки румяные, Ягоды медвяные, Сливы и груши, Если хочешь - скушай. Белочке – орешки. Ежу – сыроежки. Корешки – для мышки. На ёлочке – шишки. На рябине – кисти. Золотые листья. (Дети надевают шапочки с изображением животных.) А вот и белка, и зайчишка, Колючий ёжик, бурый мишка!
Слайд 17
Сейчас мы их сказать попросим, Как все они встречают осень!

Медведь.
В берлогу скоро лягу спать, За осенью - зима опять. Пусть мне во сне приснится мёд, Проснусь, когда весна придёт.


Ёж.
Я тоже буду спать, как Мишка. Я поохотился за лето - Грибы искал, мышей ловил, Мне надо отдохнуть за это, Устал я, выбился из сил. Сучков себе я принесу, Квартирку сделаю в лесу, Проснусь – пойду встречать весну, Опять охотиться начну.

Заяц.
Пора мне зайчику линять, Пора мне шубку поменять. Зимой быть серым не могу, Меня заметят на снегу.
Лиса.
Заяц-беляк всё лето серым бегал, а сейчас вот в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубу надела. Одна я , бедная , зимой и летом одним цветом.
- Почему лиса осталась недовольной?

Белка.
С утра до ночи прыгаю - Запасы собираю. Орехи, ягоды, грибы На зиму запасаю. В моём дупле, где я живу, Большая кладовая, Её наполнить я спешу От края и до края.

Ты не устала белочка?

Белка.
Устала, конечно, но что поделаешь, когда зима придёт, без запасов не проживёшь.

Слайд 18
Давайте поможем белочке. Наполним корзинки грибами и подарим ей
Но прежде чем лепить разомнем пальчики
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот целое лукошко
Поделись с другим немножко


Итог урока.
Слайд 19
Игра “ Эхо “.
Стоит на берегу лес. Густой как стена. Крикнешь – лес ответит.
- Эхо лесное, спросить могу?
- Ау-ау.
- Листья лесные, куда пропали?
- Опали, опали.
- Птички – невелички, давно ли галдели?
- Мы на юг улетели.
- Лягушки и жабы куда подевались?
- Мы в ил закопались.
- Белки и зайцы про вас не знаем.
- Линяем, линяем.
- Так что же творится в лесу?
- ???
- Лес притих и ждёт наступления зимы.

Слайд 20
Осень принесла вам кроссворд
Кроссворд «Молодцы»
1 Птицы, которые остаются зимовать

2 Что за стол
среди берез
под открытым небом?
угощает он в мороз
птиц зерном и хлебом (кормушка)

3 птицы, которые улетают на юг

4 Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая
вещунья белобока, а зовут ее (сорока)

5 Все время стучит, деревья долбит,
но их не калечит, а только лечит ( дятел)

6 Спинкою зеленовата, Животиком желтовата,
Черненькая шапочка, и полоска шарфика

7 различаемся мы цветом
встретишь нас зимой и летом
если крыльями взмахнем
будем в небе голубом
каркать, петь и ворковать
(птицы)

Вы знаете, что осенью ещё и собирают последний урожай и осень передала вам подарки
До свидания, до новых встреч!
Слайд 21









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115