Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий


Урок русского языка с использованием технологий
личностно- ориентированного обучения и компьютерных технологий.
План урока.
Тема урока: «Комплексный анализ текста».
1.Организация начала урока, определение темы, сообщение целей и задач урока (2-3минуты).
2.Актуализация изученного материала (3-4 минуты).
3.Исследование текста (29-30 минут).
3.1. Чтение текста. Выполнение тестовой работы (8-9 минут).
3.1. Выполнение заданий (работа в паре 5- 6 минут).
3.2. Выполнение заданий (работа в группах— 17-18 минут).
4. Рефлексия (2-3 минуты).
5. Домашнее задание (2 минуты).
6. Подведение итогов урока (2 минуты).
7. Выставление оценок (1 минута).
Обоснование выбора технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий.
На уроке используются технологии личностно-ориентированного обучения и компьютерные технологии. Выбор данных технологий обусловлен тем, что интеграция информационных технологий в состав технологий личностно-ориентированного образования повышает их эффективность. Каждая из технологий позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс, повысить результативность урока.
Так, при применении технологии исследовательского обучения усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения самостоятельно добывать информацию при помощи анализа текста. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся.
Кроме этого, использование исследовательского метода при моделировании урока на текстовой основе позволяет реализовать следующие задачи:
-обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
- связать изучение нового (публицистический стиль — 11 класс) и повторения (лексика и фразеология, синтаксис и пунктуация — 5-9 классы);
- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
-обеспечить реализацию как внутрипредметных так и межпредметных связей ( на данном уроке — русского языка и литературы);
- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения на основе личностно-ориентированного образования (задания в группах распределяются по уровню сложности, дается дифференцированное домашнее задание).
Выбор компьютерных технологий на уроке русского языка.
Применение на уроке мобильного класса, обоснованность его использования состоит в следующем:
-для проведения занятий нет необходимости в специально оборудованном компьютерном классе;
-контроль, проверка знания и оценка результата проводится объективно и своевременно;
-гарантируется конфиденциальность: результаты деятельности ученика известны только ему;
-сохраняется психологически комфортная атмосфера в классе, при которой не снижается самооценка ученика;
-оперативно представляются результаты работы каждой группы на экране.
Использование презентации:
-Презентация служит дополнительной формой проведения урока. В данном случае она играет роль наглядного пособия, которое позволяет повторить основные признаки и особенности публицистического стиля речи.
Анализ урока
1.Фамилия, имя, отчество учителя: Прутко Наталья Ивановна.
2. Класс: 11 А.
3. Предмет: русский язык.
4. Дата: 10.02.2015г.
5. Тема урока: « Комплексный анализ текста».
Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний.
Каково место учебного занятия в изучаемой теме?
Представленный урок является седьмым в теме «Публицистический стиль речи».
Как разрабатываемое учебное занятие связано с предыдущим?
Учебное занятие связано с предыдущим общей темой.
Как разрабатываемое учебное занятие работает на будущее?
Организуется подготовка к выполнению заданий 1- 25 ЕГЭ.
6.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:
В классе 10 учащихся, средних — 6, сильных — 4.
7.Какие особенности учащихся были учтены при разработке учебного занятия?
Учтены индивидуальные особенности учащихся.
8.Цели, которые ставились при разработке учебного занятия.
Образовательные:
-Систематизация знаний об особенностях публицистического стиля.
-Повторение и обобщение знаний о тексте как наибольшей синтаксической единице.
-Закрепление практических умений работы с текстом.
-Формирование навыков правильной речи учащихся.
-Подготовка учащихся к выполнению заданий 1- 25 ЕГЭ.
Развивающие:
-Развитие коммуникативных способностей.
-Развитие познавательного интереса к учебному предмету.
-Развитие интереса к исследовательской деятельности.
-Развитие интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно.
Воспитательные:
-Нравственное развитие личности учащихся, определение ими истинных жизненных ценностей.
-Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Задачи:
-Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску и овладению новыми знаниями, желание продвинуться в своем развитии.
-В результате исследовательской деятельности учащихся выявить особенности данного текста, связанного с индивидуальным стилем писателя.
-Развивать способность к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству в групповой форме обучения.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
-мобильный класс;
-экран;
-проектор;
-текст для анализа, задания к тексту в электронном виде.
Этапы урока.
Этап урока Деятельность учащихся
1.Организация начала урока, определение темы, сообщение целей урока.
Задача этапа: обеспечение мотивации обучения. Формулируют цели урока, определяют задачи. Отвечают на вопрос: «Актуальна ли тема урока, почему?»
Делают пометки в тетради по ходу объяснений учителя.
2.Актуализация изученного материала.
Задача этапа: актуализация опорных знаний и умений. Информационная группа представляет презентацию по теме «Публицистический стиль речи».
Учащиеся отвечают на вопросы информационной группы,
обобщают и систематизируют изученный материал.
3. Исследование текста.
Задача этапа: осуществление исследовательской деятельности на материале текста В. Пескова (см. приложение ).
I. Обучающиеся читают текст В. Пескова, затем выполняют небольшую тестовую работу на проверку понимания прочитанного текста.
II. Учащиеся выполняют задания (работают в паре, задания даны по количеству пар):
1. Выразительно читают текст. Определяют тему, основную мысль, выписывают ключевые слова (словосочетания), отражающие тему текста. Озаглавливают текст, объясняют смысл заглавия: на что указывает заглавие — на тему или основную мысль текста?
2. Определяют микротемы текста. Устанавливают, выражено ли в тексте отношение автора к сообщаемому; каково это отношение?
3. Устанавливают, к какому стилю речи относится данный текст, называют языковые, в том числе изобразительно-выразительные, особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста.
4. Определяют функциональный тип текста, находят и называют языковые особенности, обусловливающие функциональный тип текста.
5. Составляют план текста В. Пескова. Готовят его устный пересказ.
III. Обучающиеся работают в группах, работа каждой из них организована с помощью лидеров — высокомотивированных детей (всего 2 группы, в каждой из них по 5 человек).
Задания распределяются внутри группы.
Каждая группа планирует и разрабатывает учебные действия.
Ребята выявляют проблему, формулируют ее (каждая группа выявляет и формулирует одну из проблем, поставленных В. Песковым в тексте).Группа комментирует проблему, определяет позицию автора, выражает собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументирует ее (приводит не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Делает вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.
Оформляет сообщение. 
Выступает с подготовленным сообщением.
Принимает участие в обсуждении учебного материала. Переосмысливает результаты в ходе ответов на вопросы, проверяет предположение, подтверждает примерами из текста. Строит сообщения.
Делает вывод, заключение.
4.Рефлексия: итоги работы. Задача этапа: подведение итогов работы в группах. Обучающиеся подводят итоги работы в группах: что получилось (не получилось), что мешало (помогало), довольны работой группы (нет), что для себя открыли.
5.Домашнее задание.
Задача этапа: обеспечение понимания, цели, способов выполнения домашнего задания. Обучающиеся пишут сочинение по тексту В. Пескова или по другому тексту из Открытого банка заданий ЕГЭ (по выбору учащихся).
6.Подведение итогов урока.
Задача этапа: дать анализ и оценку успешного достижения цели, наметить перспективу последующей работы. Оценивают свою активность и качество работы на уроке, намечают перспективу последующей работы.
7.Выставление и комментирование оценок.
Оценка эффективности используемой методики
Исследовательская деятельность обучающихся осуществлялась на материале текста В.Пескова. Ребята выполнили задания, связанные с текстоведческим анализом текста, повторили такие разделы русского языка, как «Лексика и фразеология», «Синтаксис и пунктуация», передали в выразительном чтении понимание исследуемого текста. Наибольший уровень эффективности методики исследовательского обучения был достигнут при выполнении учащимися самостоятельных работ творческого характера, когда новые знания добывались в итоге самостоятельного анализа фактов, обобщения и выводов. Пользуясь предложенными вариантами анализа текста, учащиеся смогли продолжить подготовку к выполнению заданий 1-25 на едином государственном экзамене по русскому языку. Применяемый на уроке метод решения тестовых заданий также явился действенным методом подготовки к ЕГЭ. Использование компьютерного тестирования повышало результативность учебного процесса, активизировало познавательную деятельность обучающихся, давало возможность быстрой обратной связи учителя с обучаемым. Немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником исключало сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, экономило время учителя на проверке работ. Считаю, что опыт исследовательской деятельности учащихся, информационная грамотность и культура станут залогом успешной будущей профессиональной деятельности ребят.
Приложение.
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.
Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.
С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…
Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(В. М. Песков)