Методические рекомендации для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений «Психологические аспекты взаимодействия детского сада с семьей в условиях ФГОС»
Методические рекомендации
для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений
«Психологические аспекты взаимодействия детского сада с семьей
в условиях ФГОС»
Николаенко И. Л.,
педагог-психолог
МБДОУ № 13 «Сказка»
От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
Семья - первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Ребенок смотрит на мир глазами близкого ему человека. Под руководством родителей малыш приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, каким он вырастет. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и, значит, и историю мира» (А. С. Макаренко).
Воспитание детей трудное и сложное дело, требующее от родителей любви, а так же высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступиться своими личными интересами.
Помощь в преодолении ошибок в семейном воспитании, связанных с неправильным, узким представлением родителей об объеме своих функций и возможностях их реализации, на сегодняшний день в дошкольном учреждении оказывается педагогом - психологом.
На психолога возлагают большие надежды. Иногда эти надежды оправданы, иногда завышаются возможности педагога-психолога. Однако, непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль за психическим развитием воспитанников позволяет педагогу-психологу своевременно оказывать помощь родителям детей, посещающих дошкольное учреждение.
В данной брошюре рассмотрим основные направления взаимодействия психологической службы ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС.
Содержание
Задачи психологической службы в соответствии с ФГОС ДО5
Исторический очерк проблемы общественного и семейного воспитания.........................................................................................................9
Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ДОУ12
Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....16
Основные направления и формы работы педагога-психолога с семьями18
Заключение..22
Задачи психологической службы в соответствии с ФГОС ДО
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семью, но и все заинтересованные лица, вовлеченные в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения – это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста через направления:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:
- психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
- профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников;
- участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.
Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями зависят:
от общей и профессиональной подготовленности психолога,
от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребенка, материального положения и многих других),
от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в ДОУ, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации.
В работе с родителями педагог-психолог:
осуществляет просвещение по вопросам обучения детей;
решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
проводит по их просьбе индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
проводит диагностику эмоционального, воспитательного и терапевтического потенциала семьи;
обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;
проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;
обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество.
Таким образом, ФГОС определяет роль психолога в образовательном процессе и обеспечении психологического благополучия каждого ребенка, создании благоприятных условий для участия семьи в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Исторический очерк проблемы общественного и семейного воспитания
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци говорил о том, что семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества – общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно, в связи с этим, отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е гг. Это было связано с реформой образования, которая отразилась на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) разрабатывались новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые основывались на взаимосвязи детского сада и семьи. Дошкольным учреждениям и родителям предлагалось объединить усилия для развития личности как детей, так и взрослых.
Комплексные программы последних десятилетий («Детство», «Радуга», «Истоки», «Из детство – в отрочество», «Программа воспитания и обучения в детском саду» и др.) были направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Однако их структурный анализ показал, что в одних программах нечетко были указаны задачи сотрудничества с родителями, в других – недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывали преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми и в лучшем случае указывали на необходимость сотрудничества с их семьями.
В настоящее время, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель этого взаимодействия – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Работа сотрудников ДОУ, в том числе и психологической службы, направлена на преодоление субординации между родителями и педагогами, монологизма в отношениях друг с другом, отказ от привычки критиковать друг друга, умение видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров и сотрудников.
1. Психологическое просвещение и психопрофилактика.
Психопрофилактика – это предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса.
Главной целью профилактической работы в учреждении является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, психолого-педагогическое и правовое просвещение, осуществление социально – психологической помощи семьям воспитанников; содействие развитию и укреплению института семьи, улучшение показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, развитие связи семьи с обществом, установление гармоничных внутрисемейных отношений.
Психопрофилактическая работа с родителями может включать в себя:
- ознакомление родителей с основами психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология», «Возрастная психология»;
- семинары-практикумы: «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Психологическая безопасность и психологическое здоровье детей дошкольного возраста», «Открытый диалог с родителями», «Особый ребенок и его развитие» и т. д.;
- реализация Программы по оказанию комплексной социально-психологической помощи, предотвращению детского семейного неблагополучия «СЕМЬ - Я»;
- выпуск корпоративных журналов для родителей и детей на темы: «Здоровье детей», «Семья – здоровый образ жизни», «Физическое воспитание детей» и т. д.
Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей; осуществляется в следующих формах: беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами, в психологическом просвещении родителей и педагогов широко могут использоваться и не вербальные (наглядные средства) в условиях ДОУ: стендовая информация, специально оформленные брошюры и буклеты, распечатка памяток и рекомендаций. Кроме того, в кабинете педагога-психолога должен быть представлен подбор психологической литературы по вопросам семьи и брака для родителей, а также психолого-педагогическая литература для педагогов.
2. Психодиагностика.
Применительно дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологическому обучению ребенка на протяжении всего дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского сада. Предметом психологической диагностики в ДОУ являются индивидуальные возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Психодиагностика дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители и педагоги.
Психодиагностика родителей может включать в себя:
- анализ семейного воспитания;
- определение уровня удовлетворенности родителями результатами учебно-воспитательной деятельности ДОУ;
- диагностические обследования, опросы родителей с целью изучения детско-родительских взаимоотношений, внутрисемейных отношений, выявления жестокого обращения с детьми и т. д.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированный цикл игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность педагога-психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.
Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например, с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.
Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
4. Психологическое консультирование – оптимизация взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в ДОУ – это система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с педагогами и родителями, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом является выработка рекомендаций коррекционно-профилактического информативного характера.
Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ
Педагог-психолог обучает родителей:
способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
умению организовывать и направлять разные игры детей;
методам игрового взаимодействия с ребенком;
созданию оптимальной развивающей среды дома;
правилам выбора игровых средств и оборудования.
Проводит:
индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
групповые тематические консультации для родителей;
игровые детско-родительские сеансы;
психологическую диагностику детей.
Знакомит родителей:
с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Объясняет родителям значимость:
создания условий для успешной социализации детей;
обучения игровому взаимодействию с детьми.
Формирует:
психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
потребность к овладению психологическими знаниями;
модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами, логопедами, врачами и другими специалистами);
предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
Проводит:
групповые тематические консультации для родителей;
индивидуальные консультации для родителей по запросу;
консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.
Основные направления и формы работы педагога-психолога с семьями
Взаимопознание и взаимоинформирование.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание своего малыша. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение совместно с педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).
Стенды.
На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).
Для того, чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада.
Непрерывное образование воспитывающих взрослых.
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.
Какие бы культурно-просветительские программы ни выбрали взрослые, важно, чтобы просвещение ориентировало родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.
Основными формами просвещения могут выступать: конференции (в том числе и онлайн-конференции), родительские собрания (общие детсадовские, районные, городские, областные), родительские и педагогические чтения.
Важно предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.), привлекать к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».
Основные формы обучения родителей:
1. Мастер-класс особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.).
2. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Желательно, чтобы в родительских тренингах участвовали оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Педагог-психолог во время тренинга дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления, а, значит, понять переживания собственного ребенка.
Тренинг детско-родительских отношений – метод активного обучения, направленный на расширение возможностей понимания своего ребенка, улучшения рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком.
3. Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
4. Тематические психологические консультации посвящены определенным вопросам детства, позволяют получить информацию по проблеме, которая волнует родителей. Проводятся в форме лекции-диалога. В тематической консультации участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы.
5. Круглый стол – это встреча родителей, которым для обсуждения предлагается какая-либо значимая тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», то есть ряд заданий и вопросов. Для одних родителей важна возможность высказаться, рассказать о своих трудностях взаимодействия с ребенком. Для других – интересно сравнить проявления другого ребенка с проявлениями своего, что дает им возможность по новому оценить его, увидеть какие-либо незнакомые ранее аспекты исследуемой проблемы.
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по психолого-педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают специалисты, которые определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
В современных условиях популярность набирают такие формы работы с родителями, как онлайн-консультирование, консультирование по Skype, а также мини-консультации в форме «вопрос-ответ» на форумах, чатах.
Заключение
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей, формирующейся в условиях ФГОС ДО, неоспоримы:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- это учет индивидуальности ребенка;
- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте направление в развитии и воспитании ребенка;
- это укрепление внутрисемейных связей;
- это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог-психолог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в психолого-педагогическую деятельность, заинтересованное участие в учебно-воспитательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
13PAGE 15
13PAGE 14215