ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
Латыпова Р.Р., социальный педагог
Отделение социальный приют для детей и подростков в Белокатайском районе ГБУ РБ Северо-восточный МЦСПСД
Национальная доктрина образования целями воспитания объявляет формирование трудолюбия и высоких нравственных принципов [6, с.1-2], бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; развитие навыков самообразования, самореализации личности; воспитание здорового образа жизни и противодействия негативным социальным процессам.
Дети, поступающие в социальный приют, не в состоянии самостоятельно планировать и контролировать свои действия. Для них чаще всего характерны и свойственны инфантилизм, незнание и неприятие самого себя как личности, несвоевременное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, иждивенческая позиция, основанная на твердом убеждении, что им «все должны»; отсутствие бережливости в отношении как личной, так и общественной собственности; безответственность, проявляющаяся в неумении и нежелании отвечать за свои поступки; пессимизм. Эти особенности, как правило, приводят к формированию негативных черт характера: враждебности и недоброжелательности по отношению к людям, эгоизму, лени, потребительскому отношению к жизни, препятствующим нормальной социализации и успешности в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, такие дети, как правило, перегружены отрицательным опытом, у них формируются негативные ценности и образцы поведения при недостаточной сформированности положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и образцов успеха. [1, c.5-7]
В работах ведущих педагогов и психологов, занимающихся этой проблемой, нашли отражение различные аспекты жизненного и профессионального самоопределения личности. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, а вслед за ними современные исследователи этого вопроса обосновали научно-методические подходы к проблемам трудового воспитания и формирования личности ребенка через трудовую деятельность. Формирование навыков самообслуживания ребенка, оставшегося без родительского попечения, через трудовое воспитание рассматривается как один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности жизненных целей, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми социального опыта.
E. В. Моржина в своих работах описывает процессы формирования навыков самообслуживания, как у простых детей, так и у детей с нарушением интеллекта [7, с.7-8], В.Г. Нечаева разработала методику формирования навыков самообслуживания в младшем возрасте [8, с.38-40]. Шульга Т.И. рассматривает технологии работы с неблагополучной семьей [11, с.28-29].
Огромную роль в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на наш взгляд, в социальном приюте играет трудовое воспитание.
В нашем отделении созданы различные детские трудовые объединения, поэтому труд носит коллективный характер. Таким образом, мы включаем воспитанников в широкую систему производственных, нравственных и других отношений. Участие в коллективном труде помогает ребятам усвоить общественно приемлемые нормы поведения. Кроме того, в коллективном труде проявляются такие социально-психологические феномены, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важно и то, что совместный труд способствует формированию у ребят ответственности, как за результаты своей деятельности, так и деятельности коллектива. Наши исследования показали, что дети старшего возраста готовы нести ответственность за результаты своего труда. Например, работая на приусадебном участке, подростки более ответственно и самостоятельно обработали землю, посадили и ухаживали за саженцами капусты, что привело к большой урожайности на данном участке по сравнению с участком, где трудились дети младшего возраста совместно с воспитателями.
Во всех видах труда формируется такое важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется и на производстве, и в быту. Участвуя в коллективном труде, ребенок познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате трудовой деятельности в личности подростка происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение к нему коллектива и педагогов.
Подготовить ребенка к труду – это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Мы осуществляем такую подготовку посредством игры, учения, организации бытового и производительного труда, труда по самообслуживанию, технического творчества.
Программа подготовки детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей к самостоятельной жизни «Шаг за шагом» создавалась на основе изучения научного и методического наследия в сфере трудового нравственного воспитания, осмыслении типичного и особенного в педагогических моделях воспитательных систем, отбора и систематизации методических форм и средств стимулирования нравственного развития ребенка, а также на основе собственного исследовательского поиска и педагогического опыта.
Задачи программы:
- создание условий для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда, сообразно способностям, интересам, возможностям и потребностям общества;
- воспитание трудолюбия, гражданской зрелости, а также развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, стремлении к разумному риску.
- подготовка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
- подготовка воспитанников – выпускников к осознанному выбору профессии, профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде;
- создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.
Работая по программе, педагоги в рамках различных подпрограмм, начиная от простого обслуживающего труда до вышивки, валяния, торцевания, экономического воспитания и т.д. решают задачи всестороннего развития личности, сочетая все виды деятельности, используя разнообразные формы и методы. Занятия как теоретические, так и практические, проводятся на основе собственного тематического планирования.
Основные направления
* Профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни:
- «Я выбираю профессию» (программа педагога-психолога, социального педагога)
- экскурсии на производства, встреча с людьми различных профессий;
- профдиагностика.
* Изучение основ трудовой деятельности. Реализация воспитательных программ:
- трудовое и экономическое воспитание
- обслуживающий труд
- сельскохозяйственный труд
- основы швейного дела
- ручной труд
* Овладение трудовыми навыками:
- труд по самообслуживанию;
- труд на территории социального приюта;
- художественный труд (в студиях дополнительного образования)
- производственный труд (работа в трудовом отряде в летнее время)
- основы домоводства
Подпрограммы педагога дополнительного образования, социального педагога и педагога-психолога:
Экономическое воспитание;
Трудовое воспитание и профориентация;
Обслуживающий труд;
Сельскохозяйственный труд;
Работа в летнее время – сельскохозяйственный труд.
Организация коллективного самообслуживания в группе
Коллективное самообслуживание – не только один из видов трудовой деятельности воспитанников, начальная ступень их трудового воспитания, но и метод организации коллектива, охватывающий все возрастные группы школьников и все виды их деятельности. Именно участие в труде по самообслуживанию становится первой, наиболее доступной сферой, где воспитанники с позиции исполнителей требований воспитателей переходят на позицию активных и самостоятельных организаторов деятельности коллектива, своей группы.
В зависимости от возраста детей самообслуживание имеет свои особенности, как по содержанию, так и по организационным формам. Естественно, что к руководству этой областью организации коллектива воспитанников привлекаются и медицинские работники (врач, медицинская сестра) которые обеспечивают разработку и практическое применение санитарно-гигиенических норм. Сегодня в нашем отделении формируются небольшие группы воспитанников, которые занимаются ремонтом и изготовлением учебно-наглядных пособий; ремонтом сельхозинвентаря; ремонтом учебников; уходом за комнатными растениями, а также уходом за зелеными насаждениями на территории нашего учреждения. Так, например, дети младшего школьного возраста с удовольствием ухаживают за постоянными обитателями нашего приюта – комнатными растениями. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями.
Уход за растениями мы осуществляем в присутствии детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места. Так мы объясняем, что прежде чем полить растение, необходимо потрогать пальчиком землю в горшочке. Если земля влажная, то ее поливать не следует. В таком случае логичнее будет взрыхлить землю. Все трудовые действия мы не только выполняем и сами, в качестве примера, но и объясняем детям, для чего это необходимо. Для жизни и роста растения необходима вода, воздух и свет. Вода - поливаем растение. Воздух - взрыхляем землю. Свет - протираем листья цветов от пыли. Чтобы растения росли хорошо, мы обираем высохшие листья, увядшие цветы. Если в начале формирующей работы мы проводили индивидуальные поручения по уходу за растениями при непосредственном присутствии взрослого, то уже в середине проводим самостоятельные совместные дежурства по уходу за комнатными растениями. При обучении детей обтирать листья от пыли мы предлагаем посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагаем намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой. После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки, выжимают их и развешивают для просушки, затем растения ставят на место. Осматривая растения после работы, мы спрашиваем детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подводим детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться. В семьях, где родители не принимали участия в воспитании и развитии детей, дети не знают самых элементарных вещей. Поэтому нам приходится учить их, начиная с самых азов.
Педагогически правильная организация самообслуживания позволяет ребятам создать благоприятные условия для осуществления воспитательной работы, любого мероприятия.
«Всегда и во всем обходиться без нянек» - это один из принципов, методов организации коллектива. Поэтому мы приобщаем воспитанников к труду по самообслуживанию с первых самостоятельных шагов в нашем отделении. Работа с детьми младшего школьного возраста в небольших группах дает детям возможность овладеть многими полезными трудовыми и организационными умениями и навыками. Опереться на эти умения и навыки, развить, усложнить их – задача воспитателя в ежедневной организации труда подопечных. При этом организация коллективного самообслуживания в нашем отделении неотделима от воспитательной работы, направленной на создание сплоченного и целеустремленного коллектива.
Учебный процесс так же представляет собой сферу организации коллективного самообслуживания. Мы привлекаем детей к уходу, эксплуатации, сбережению закрепленных за группой пособий, аппаратуры, мебели и т.д. Для нас важно, чтобы воспитанники, особенно подростки, понимали, что коллективное самообслуживание охватывает различные сферы производственной и непроизводственной деятельности людей: общественное питание, обслуживание, торговлю, транспорт, быт семьи. Коллективное самообслуживание – это проявление заботы людей друг о друге, о своем коллективе, о создании наиболее благоприятных условий для своей жизни, труда, учебы.
Кроме того, перед нами стоят и задачи экономического просвещения и воспитания. Надо, чтобы ребята представляли себе, какие реальные ценности сберегаются их трудом, чего стоит, например, в приюте текущий ремонт помещений, мебели и какова экономия, если в течении многих лет в таком ремонте не возникает необходимости. Важно так же чтобы воспитанники ясно представляли себе и цены бесхозяйственности, варварского расточительного отношения к инвентарю и имуществу.
Самообслуживание включает уборку классных комнат, спален, работу на территории отделения (огород, сад), работу в швейной мастерской. Мальчики учатся работать на станках, девочки – кроить и шить одежду, мягкие игрушки, вышивать, вязать, валять из шерсти.
Большое значение мы предаем постепенному усложнению содержания коллективного труда по самообслуживанию, переходу от деятельности, направленной на поддержание необходимого порядка, сбережения общественного имущества, к деятельности, результатом которой становится приумножение материальных ценностей, которыми располагает наше отделение.
Таким образом, у воспитанников формируется хозяйское, бережное отношение к общественной собственности, вырабатывается привычка трудиться на благо своего коллектива и общества в целом. От труда на благо коллектива группы, через труд на благо коллектива приюта, школы – труду на благо общества – такова общая тенденция развития коллективного самообслуживания и вместе с тем основное условие повышения его воспитательной эффективности.
На территории отделения разбит огород и планируется разбить парк из деревьев различных климатических зон: фруктовый сад, газоны, цветники, лужайки. При этом в штате приюта нет садовников и дворников, а вся эта площадь обустраивается и поддерживается в порядке самими воспитанниками.
Работу по организации общественно-полезного труда воспитанников приюта осуществляют педагог дополнительного образования совместно с воспитателями, социальным педагогом, педагогом – психологом.
Планирование трудовых дел
Воспитательный эффект труда зависит в первую очередь от тех отношений, в которые вступают дети в процессе трудовой деятельности. Именно взаимоотношения в процессе трудовой деятельности создают благоприятные возможности для развития организаторских и нравственных качеств каждого воспитанника.
Сравнительный анализ трудовой деятельности воспитанников в течение дня
Показатели Виды трудовой деятельности
Учебная (час) Труд по самообслуживанию (час) Сельскохозйст. труд (час) Творческий труд (час)
1-3-е кл 1-1,5 0,5 0,5-1,5 0,5-1
5-7-е кл 1,5-2 0,5-1 1-1,5 1-1,5
8-9-е кл 2-3 0,5-1 1,5-2 1-1,5
10-11-е кл 3-4 0,5-1 1-2 1
Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, нами разработана система поощрения: переходящие вымпелы, вынесение благодарностей, вручение грамот и т. д. Организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных воспитанников или групп. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов необходимо учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами воспитанники. Стимулируя трудовую деятельность воспитанников, мы обращаем внимание на качество выполнения ими каждого задания. Ребятам свойственно увлекаться количественными показателями: уборка нескольких участков, большая стирка и т.д. Но они нередко упускают из вида, что на «ударных» участках осталось немало погрешностей. Забота о качестве, моральной стороне труда детей – долг воспитателя.
Постоянное возрастание социальной значимости трудовых дел коллектива, тщательная их организация самими воспитанниками, единство трудового и нравственного воспитания – таковы основные условия педагогической эффективности общественно полезной деятельности.
Организация труда воспитанников во время летних каникул
Уже много лет на базе МБОУ СОШ с. Ургала работает трудовой лагерь, состоящий из двух разновозрастных отрядов (в каждом отряде по 30 человек). Воспитанники нашего отделения с удовольствием работают в лагере. Немало работы в летний период и на участках нашего отделения.
Главное в содержании деятельности смены – формирование у воспитанников умений и навыков в определенном виде деятельности (социальном, трудовом, и т.п.), реализации различных программ, систем мер, направленной на формирование здорового образа жизни, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ. В летнем лагере в школе и в приюте создаются производственные бригады подростков (ПБП) в возрасте 10-17 лет.
Воспитанники отделения принимаются в бригаду по личному заявлению и заключению врача о состоянии здоровья. Главным в производственной бригаде является производственный труд на земельных участках школы и приюта по выращиванию и сбору урожая сельскохозяйственных культур. Продукция, выращенная подростками, передается на продуктовый склад и в столовую для приготовления овощных блюд, заготовок на зиму. Это такие культуры как: картофель, морковь, свекла, капуста, лук, огурцы.
Схема трудовой деятельности воспитанников социального приюта
Работа на земельных участках приюта. Все воспитанники приюта.
Работа бригады по озеленению
Работа бригады младших школьников по поддержанию порядка на игровых площадках
Индивидуально трудовая деятельность. Старшеклассники
Труд по самообслуживанию
Список литературы:
Н.И. Анчукова, Содержание и методы педагогической деятельности социального работника; Учебно-методический комплекс
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 144 с.
Буре Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1974. – 234 с.
Буре Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / под ред. Р. С. Буре. – М., 1994. – 201 с.
Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М., 1990.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва
Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / — «Теревинф», 2015 — (Лечебная педагогика: методические разработки)
Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М., 1984.-272 с.
Платонов К. К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. М., 1988.
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л., 1988.
Шульга. Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие — М.: Дрофа, 2005. - 254, |2| с. : ил.