Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды

«Организация предметно - развивающей среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста»


Развивающая среда – это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно Организация среды должна учитывать видение самого ребёнка, чтобы участвовать в создании среды через:
- самостоятельное расположение игрового материала;
- максимальную его доступность;
- активное использование развивающих, дидактических и других игр.
Только в этом случае предметная пространственная среда и будет выполнять развивающую роль. А в дошкольном детстве именно это составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно «благополучный» ребёнок лучше усваивает знание, развивается в деятельности, строит общение со сверстниками и взрослыми.
Развивающая среда является одним из структурных элементов государственного, образовательного, стандартного дошкольного образования.

Модель предметно - развивающей среды по социальному развитию начинается с приемной группы, где часто бывают родители. Здесь может находиться информация в самых разных видах.
Папки- передвижки:
- медицинские рекомендации;
- нормативно-правовая информация;
- консультации, рекомендации, памятки для родителей.
Например:
«Рекомендации по формированию у детей умения общаться, формирование привычек культурного поведения»
- «Родителям о половом воспитании»
- «Труд мальчиков и девочек»
- «Особенности общения мальчиков и девочек»
- «Как провести с ребёнком выходной день»
- «К пасхальному столу» (из старинных рецептов) и так далее.
Фотовыставки:
- «Отдых всей семьей»
- «Профессии наших мам и пап»
- «Мастерская добрых дел»
- «Я вчера, сегодня .»
- «Что любят наши мальчики и девочки»
Выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями:
- «Хобби наших мам и пап»
- «Герб семьи»
- «Чудо-дерево» (из вязаных вещей мам и бабушек)
- «Панно из тканей на темы русских народных сказок»
Выставки детских работ:
- «Моя семья»
- «Украсим полотенце узором»
- «Расписное яйцо»
- «Кто работает в нашем детском саду»
Выставка-конкурс:
- «Лучший рисунок по правилам дорожного движения»
- «Рисунки по мотивам русских народных сказок»

Игровая комната
Эмблема группа
семейные фотоальбомы (альбомы, сделанные родителями):
- «Рецепты народной медицины»
- «Моя колыбельная»
- «Наш малыш» (по каждому ребёнку)
Фланелеграф с набором русских народных сказок
Картотека иллюстраций с описанием опасных ситуаций
Подбор иллюстраций «Разные поступки»
Выставки:
- «Игрушки-копии транспортных средств»
- «Глиняная, деревянная, стеклянная посуда»
Полочки с фотографиями пап и мам
Макет «Подворье» – (коллективная работа из гофрированной бумаги)

Уголок сюжетно-ролевых игр
Атрибуты для игр мальчиков: шофер, милиционер, моряк, пограничник, пожарник и другое;
Атрибуты для игр девочек: семья, почта, магазин, парикмахерская, повар, школа и другое;
Атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями: шлемы, короны, плащи, сумки, щиты, веера, пилотки, бескозырки, бусы и другое;
Куклы в национальных костюмах;
Элементы костюмов и атрибуты для игр – драматизаций;
Фигурки людей (девочка-мальчик, взрослые разных национальностей и профессий, литературные персонажи);
Куклы-младенцы (девочка-мальчик);
Фигурки солдат и моряков разных родов войск;
Комплекты постельных принадлежностей;
Наборы посуды разного назначения;
Предметы домашнего обихода;
Комплекты одежды и обуви сезонной, профессиональной и праздничной для кукол;
Ящик с бросовым материалом (колеса, кубики, катушки, фанерки, брусочки и другое);
Технические игрушки: повозки, средства транспорта разного функционального назначения;
Игрушка-инструмент: швейная машина, стиральная машина, посудомоечная машина и многие другие;
Комплекты игрушек, связанные с профессиями.

Центром среды развития остаются такие игры, как:
«Дом»
- семья
- дочки-матери
«Больница», «Поликлиника»
- хирург
- терапевт
- педиатр
- стоматолог
- процедурный кабинет
«Почта»
- почтальон
- оператор связи
«Магазин»
- продуктовый
- хлебный
- спортивный
«Парикмахерская» - женский зал, мужской
«Правило уличного движения» - ППС, регулировщик
«Школа», «Библиотека», «Детский сад»
«Российская Армия», «Военно-Морской флот», «Космические полёты»

Центром изобразительной деятельности может быть уголок, где размещены на полках народные игрушки и росписи, репродукции картин, схемы, трафареты, раскраски, альбомы, дидактические игры.

Центр «Мир книги»
Это альбомы, художественная литература, энциклопедии для мальчиков и девочек.
Книги, созданные детьми с рассказами из личного опыта.
Тематические выставки:
- «к 65-ю Победы»
- «День рождения Пушкина»
- «Картины родной природы» и т.д.

Музыкальный центр
Это музыкальные инструменты, портреты композиторов, иллюстрации к песенному репертуару, картотека «Все о музыке» (стихи, загадки), атрибуты (палочки, ленточки, маски, султанчики), методические игры, магнитофон, аудио кассеты.

Центр «Я познаю мир»
Аквариум, календарь наблюдений, комнатные растения, картотека, альбом «Правила ухода за комнатными растениями», альбом по экспериментам, приборы для исследования, макеты ,географические карты, глобус, энциклопедия.

Театральный центр
Разные виды театра, костюмерная, атрибуты (сумки, ленты, бусы и т.д.), фланелеграф, разные виды ширм, альбомы, иллюстрации к сказкам.

Конструктивный центр
Разные виды конструктора, транспорта, макеты домов, дорожные знаки, альбомы, образцы, природные и бросовый материал, столярная, слесарная мастерская.

Ателье «Белошвейка»
Разные виды ткани, лекало, швейная машинка, фурнитура, альбомы, дидактические игры.

Салон красоты
Зеркало, муляжи, журналы, игрушки - инструменты, альбомы.

Центр здоровья
Спортивное оборудование, альбомы, картотека игр, папки - ширмы, оборудование для закаливания.

Экспериментальная работа показала, что создание предметно - развивающей среды способствует обогащению знаний детей о мире, знакомству с новыми предметами и явлениями, познанию простейших закономерностей, причинно следственных связей в природе и в окружающей действительности, что формирует развитие личности ребёнка их самостоятельности, инициативности, творчества.
15