ПРОЕКТ «Организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 г. Пензы «Матрешка»
ПРОЕКТ
«Организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»
«На развитие личности ребенка влияет
не только наследственность и воспитание,
но и немаловажное значение играет среда,
в которой пребывает ребенок»
Английский психолог Д. Шаттлеворт
Автор: воспитатель Горбунова С.Г.
г. Пенза, 2015
Актуальность
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, ригидных образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны.
Предметно-пространственная среда ДОО – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.
Переход на ФГОС внес значительные коррективы в создание предметной среды детского сада. Мы, педагоги подготовительной к обучению в школе группы МБДОУ ДС №57 г. Пензы, провели анализ существующих условий в группе и выявили проблему, что нами при организации предметно-развивающей среды в большей степени применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно - развивающую среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации предметно - развивающей среды.
Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды. В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным.
Методическая тема проекта : «Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»
Творческое название проекта : «Создание предметно-развивающей среды подготовительной к обучению в школе группе МБДОУ Д/С№57 »
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только
наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда,
в которой пребывает ребенок» (английский психолог Д. Шаттлеворт)
Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный , познавательно- творческий .
Вид проекта: внутренний , групповой, межпредметный, долгосрочный.
По колличеству участников: коллективный
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе
Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в подготовительной к обучению в школе группе №3 ДОУ
Продолжительность проекта: годовой.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение
Тематическое поле: интеграция образовательных областей в подготовительной к обучению в школе группе ДОУ
Место проведения (заказчик): Пензенская область, город Пенза, МБДОУ ДС №57
Терминология

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности

Предметно-пространственная среда – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.
Этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап:
- определение целей и задач проекта,
- сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,
- сотрудничество с родителями воспитанников, с целью формулировки проблемы проектной деятельности, определения сроков, плана предстоящих дел и средств, постановка задачи по сбору материала, необходимого для реализации проекта.
- изучение методической литературы по данной теме,
- поиск информации в сети Internet.
Цель проекта
Создание развивающей предметно-пространственной среды как системы условий для обеспечения становления целостной личности ребенка
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности образовательного процесса
4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Реализация проекта обеспечит целостность образовательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни. Возрастет интерес родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие материально-технические ресурсы:
подбор исторической, художественной и методической литературы,
подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),
подготовка материала для продуктивной деятельности,
дидактические, сюжетно-ролевые игры,
выставки творческих работ детей совместно с родителями,
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),
изготовление нового оборудования
использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
Материалы сети Интернет.
При изучении методической литературы по теме нашего проекта были найдены научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐнная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
· Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образова-тельных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
· Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
· Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистр. N 30038
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564
Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384
Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы
Устав ДОУ
Годовой план работы ДОУ
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
· охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостат-ков их развития;
· построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
· создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовер-шенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в опреде-лении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
· открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам обра-зования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
· построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориенти-рованной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
· создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Для развития индивидуальности каждого ребенка
с учетом его возможностей, уровня активности и интересов
РППС должна быть:
содержательно-насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
доступной;
безопасной
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
· соответствие общеобразовательной программе ДОО;
· соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
· соответствие возрастным возможностям детей;
· трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
· возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
· вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
· наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
· соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Особенности организации предметно- развивающей среды в группе
накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,
развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.
Функциональные требования
Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержатель-
ной и организационной вариативности дошкольного образования
Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его
личности в современном обществе и государстве.
Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий
Функция вариативности дошкольного образования.
Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
Критериально-оценочная функция
Психолого-педагогические требования к РППС:
Сообразность педагогической ценности
Соответствие реализации образовательных областей
Гендерная принадлежность
Соответствие развивающей функции
Качественные характеристики игр и игрушек
Учёт основной формы работы с детьми
Продуктивная деятельность
Познавательно – исследовательская направленность
Стимулирование двигательной активности
Региональность
Оптимальность
Сертифицированность
Интегративность
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ РППС
ОБЩИЕ
Элементы РППС не должны:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
· вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);
· провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и наси-лием;
· вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выхо-дящим за рамки его возрастной компетенции;
· провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ

Элементы РППС должны быть направлены на обеспечение гармоничного развития ребенка:
· полифункциональность
· применение элементов РППС в совместной деятельности.
· дидактическая ценность.
· эстетическая ценность.
Все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат!
2. Основной этап
Краткое описание помещения и участка группы
Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.
В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще не полностью соответствует ФГОС.
Напомним, что развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, развитие всех видов детской активности, а также возможности для уединения. Должна быть полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной и содержательно-насыщенной – это требование ФГОС ДО.
Принцип полифункциональности пространства не так легко реализовать в группе, обставленной разнообразной мебелью, где, казалось бы, всё на своих местах. Начали с малого – для центра художественного творчества спроектировали передвижной столик-раскладушку на колёсах, который в сложенном виде значительно экономит пространство. Этот столик сразу приглянулся детям для сюжетных игр, для самостоятельного рисования и конструирования, в качестве ворот для пролезания и перебрасывания мяча и т.д. Удобно использовать столик-раскладушку в ходе непосредственно-образовательной деятельности для демонстрации разнообразных пособий.
Принцип трансформируемости развивающей среды предполагает зонирование пространства для обыгрывания разных сюжетных линий, для этого мы применяем мягкие модули, которых достаточное количество в группе или вертикальную сетку на каркасе. Тренажёр «вертикальная сетка» - универсальное оборудование, которое предполагает размещение на ней картинок, плоскостных силуэтных изображений и других объектов с помощью прищепок, а также создания различных изображений разноцветными лентами путём плетения. Кроме комплекса дидактических и коррекционных задач вертикальная сетка решает задачи художественно-эстетического развития детей, используется как театральная ширма, как стенд для выставки детских работ, украшает интерьер группы к праздникам, и т.д. Каркас лёгкий, деревянный, отшлифованный, покрытый лаком, дети сами перемещают его по группе.
Мы считаем, что вариативность обеспечат макеты, на которых можно менять расположение объектов в соответствии с игровым замыслом. В результате совместной деятельности взрослых и детей появились макеты городской улицы и лесной поляны. Моделируя на макете улицу города, ребята изучают безопасность движения и поведения на улице, закрепляют представления о разных видах транспорта.
Макет лесной поляны – это своеобразный календарь погоды, на котором дети при желании отмечают разные погодные явления. На макетах нет стационарно размещённых объектов, что даёт детям возможность каждый раз заново разыгрывать сюжет, создавая соответствующее игровое поле.
«Предметы-заместители» – это самая любимая коробка, где живут детские творческие идеи и фантазии. Содержимое коробки постоянно изменяется, пополняется при активном участии родителей, например на смену пластиковым и деревянным предметам приходят ленты, кусочки ткани, лоскуты и другие мягкие, пластичные предметы, игры с которыми приобретают иной характер.
Принципам вариативности и трансформируемости развивающей среды отвечает лёгкая небольшая ширма из пластика, которая помогает детям конструировать игровое пространство по замыслу, а также обеспечивает возможность уединения ребёнка. Ширма располагается в спальной, где отгораживает уголок релаксации для детей, нуждающихся в минутах покоя, но по желанию детей может быть перенесена в группу, изменив свой внешний вид для других целей (согласно требований СанПиН 2013 года «спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой и образовательной деятельности).
Одним из средств реализации принципа насыщенности предметно-пространственной среды мы считаем музейную педагогику. В группе функционирует мини-музей «Воздух-невидимка», цель которого – знакомство детей со свойствами и значением воздуха в жизни человека. Собранные экспонаты помогают детям ощутить, «увидеть» воздух, поэкспериментировать и поиграть с ним (рисование воздушной струёй, развивающие и подвижные игры с мыльными пузырями, вертушками, веерами, воздушными шарами и т.д.). Некоторые экспонаты музея занимают вертикальное пространство группы, т.е. подвешены к потолку, что визуально раздвигает помещение, позволяет проводить упражнения дыхательной и зрительной гимнастики.
Экспериментальной деятельностью дети занимаются в нашей мини-лаборатории. Центр опытов и экспериментов доступен детям, приглашает к самостоятельной деятельности с разнообразными предметами и материалами.
Принципы доступности и безопасности предметно-пространственной среды знакомы и реализуется в детских садах всегда. Все описанные объекты нашей группы расположены в поле зрения и зоне доступа детей, представлены для свободного пользования и самостоятельной деятельности детей (исключение «зона экспериментирования», где есть стеклянные атрибуты, требующие особого наблюдения воспитателя). Безопасность всех объектов учитывалась ещё на этапе проектирования. Материалы безопасные, простые в обработке, лёгкие при перемещении.

Промежуточный мониторинг
Проведение мониторинга построения ПРС группы происходит путем экспресс – анализа.
Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач.
Изучение уровня организации ПРС проводится на основании ФГОС к ООП ДУ. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей.
Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды группы
Список используемой литературы
.Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.-М.:Федеральный институт развития образования, 2014.
Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО6 из опыта работы//Управление ДОУ.-2015.-№4
.Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
.Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,. серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера.
Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
9. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб, Приложения.
10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в соответствии с приказом  МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2
11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.

Основной этап:
- практическая реализация проекта;
- создание предметно - развивающей среды;
- отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специ- алистам, с родителями воспитанников группы ДОУ
Заключительный этап:
- подведение итогов;
- оформление материалов по проекту;
- создание презентации.