Мастер-класс Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
-Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри!
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я начинаю мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Я начинаю свое выступление стихотворением:
Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.
Цель моего мастер-класса: поделиться своим опытом, своими формами работы с родителями с другими педагогами по развитию творческих способностей у детей и родителей.
Как мы все знаем, что в соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, федеральными государственными стандартами одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Учитывая, все эти требования я как педагог составила свой образовательный маршрут в этом направлении. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, я считаю, что современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей, а педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала в своих работах Надежда Константиновна Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Современный родитель- В чём его укорить?
Есть родитель – «заказчик» - любит он говорить.
Наблюдатель-родитель будет только лишь смотреть,
Активист и помощник – детям и педагогам радость дарить
Основные направления, используемые мною в работе с родителями:
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, я осуществляю работу по взаимодействию с семьями дошкольников.
Какие основные задачи я ставлю перед собой в работе с родителями?
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС
Для реализации принятых мною задач, я использую разнообразные формы работы с родителями.
I. Массовые:
• родительские собрания
• консультации
• совместные праздники детей и родителей
• школа молодых родителей в буклетной форме
• дни открытых дверей ( которое организуется один раз в год)
• участие родителей в совместном творчестве
2. Индивидуальные
• беседы
• посещения на дому
• выполнение индивидуальных поручений
• консультации
3. Наглядно-информационные
• информационно – просветительская (ознакомление родителей с особенностью нашего дошкольного учреждения.• информационно – аналитическая (опросы, анкетирование)
3. Конструктивная (информационные уголки, стенды)
4. Выставки, выставки-конкурсы, выставки детского творчества, спортивные праздники, творческие конкурсы и т.д.
Расскажу подробнее о наиболее часто используемых мною формах работы.
4.Посещение на дому.
В каких случаях я посещаю семью?
В таких случаях, когда дети требуют особого внимания. Какие же это случаи?
Особого внимания требуют:
• дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
• дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
• дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
• застенчивые дети
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.
Эффективное проведение данного мероприятия требует деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.
Иногда важно использовать для этого малейший повод (например, болезнь ребенка). Посещая больного ребенка, я могу выяснить и реализовать свои задачи и в другом плане.
Не задавая прямых вопросов, я могу выяснить:
• микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
• семейный уклад (есть ли традиции, какие)
• организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
Работа с трудными семьями.
Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень разные. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)
Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.
Этим семьям я оказываю помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, логопедов. Я использую наиболее эффективные индивидуальные формы общения, доверительные утренние и вечерние беседы; привлекаю таких родителей к наблюдению за детьми. Предлагаю посетить психолога, рекомендую почитать соответствующую литературу или статью, консультации, буклеты, брошюры заранее для этого подготовленную мною. Чтобы не обидеть родителей, чтобы они не сочли меня слишком притязательной , я никогда сама не даю советов в личном плане, а рекомендую специалистов или необходимую литературу. Эти семьи наиболее уязвимы, и чем теснее будет налажено доверительное отношение, тем эффективнее будет результат.
5.День открытых дверей группы «Смешарики»
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Я стараюсь в этот день пригласить на просмотр занятий и свободной деятельности детей тех родителей, чьи дети отстают в развитии от других детей или не могут мирно сосуществовать в социуме детей. Родители любят посещать это мероприятие, если их дети задействованы в показе или в выступлении. Поэтому я стараюсь охватить как можно больше детей, организовать такой вид деятельности, где бы участвовали почти все дети. Особое внимание уделяю родителям, чьи дети малоактивны, показываю им, как необходимо привлекать ребенка к деятельности, чем его можно заинтересовать.
6. Выставки детского творчества
Персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) я использую как образец для подражания другим детям. Но наряду с ними использую разные виды работ, в том числе и совместные работы с родителями. Однако, я стараюсь выставлять работы всех детей по очереди, что бы все родители гордились маленькими победами своих детей и не считали своих детей не одаренными. Все дети находятся на разных ступенях развития, поэтому и их достижения различны. Иногда стоит поместить детскую работу низкого качества, чтобы подстегнуть и ребенка и родителей к работе над достижением лучших результатов. При этом, я не забываю давать рекомендации по обучению ребенка тому или иному виду деятельности, над которым необходимо дополнительно позаниматься с ребенком.
7. Беседа
В беседе я стараюсь затронуть волнующий меня вопрос по поводу воспитания обучения ребенка таким образом, чтобы разговор проходил как бы по инициативе самого родителя. В этом мне помогает знание особенностей самих родителей и их заинтересованности в той ли иной области разговора. Если родитель не идет на контакт, стараюсь переключить разговор на другую тему, не затрагивающую самого ребенка. Иногда, родители сами являются инициаторами разговора, совсем на отвлеченную тему, и тогда я незаметно для них перевожу разговор на их ребенка, начиная с похвалы или демонстрации детских достижений. Индивидуальные беседы сближают родителей и воспитателя, делают их отношения более доверительными.
8.Консультация, буклеты, брошюры
Я часто использую консультацию, как агитацию той или иной деятельности, для привлечения родителей к этой теме. Не секрет, что родители не очень-то любят что-либо читать, поэтому лишний раз стоит напомнить им, что они могут почерпнуть в этой статье. Что бы привлечь к знакомству с подаваемым материалом, этот материал я подаю красочно и ярко оформленным, напечатанным более крупным текстом и не содержащим расплывчатых фраз. Чем больше конкретики, тем эффективнее подача материала.
9. Применение анкетирования, опросников, тестов в работе с родителями.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
10.Общение родителями через ИКТ с помощью «вайбера»
11. Выполнение с детьми домашних заданий по различным образовательным областям:
Работа с детьми по ФЭМП, по экологии, развитию речи для составления рассказов и по изодеятельности.
В результате проведенных мною работ, хочу сделать вывод: что, взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее и интереснее и требуют от нас педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед нами задач. И очень важно, чтобы они были построены на основе личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, участие в жизни группы и детского сада в целом.
Важнейшим требованием, которому соответствует наш детский сад, это обеспечение нашими педагогами целостного развития конструктивного взаимодействия с семьей. Взаимодействие педагогов нашего дошкольного учреждения с семьей является развитие личности ребенка, его социализация в условиях детского сада и семьи. Я считаю, что только технология сотрудничества и сотворчества с родителями воспитанников может принести реальную пользу в деле воспитания детей.
Результат педагогической деятельности: Проведение с родителями мастер-класса по опроснику для родителей «Основа отношения отца и матери к ребенку»,
анкета для родителей «Ваша воспитательная система»
Благодарю за внимание!!!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Мастер-класс на тему:
«Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»»
Подготовила: Куулар Чечек-кыс Сыргымайевна1586865352425Первая квалификационная категория.
Ак-Довурак – 2017г