Из опыта работы Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
Из опыта педагогической деятельности
учителя начальных классов
Чигидин С.А.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.
Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что основные причины,выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Каждое образовательное учреждение стремится соответствовать времени и выбирает свой путь для достижения данных задач. Статус базовой школы нашего образовательного учреждения предполагает развитие творческих (исследовательских) способностей учащихся, которые реализуются в условиях школы. Наша школа - это школа поиска современных образовательных технологий на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода, способная развить у школьника умение осмысленно самоопределяться в мире, быть патриотом и гражданином.
Работаю в МБОУ СОШ №30 г.Симферополя учителем начальных классов второй год. Свою работу я строю в согласовании с основной целью нашего образовательного учреждения, а это: оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации;формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале.
В своей работе выделяю следующие направления:
- рациональное использование интеллектуального потенциала школьника;
внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ);
сохранение здоровья учащихся;
углубление роли семьи в школе,
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность;создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение и т.д.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Условия создания проблемной ситуации.
Учителю необходимо владеть:
-Поисковыми методами обучения.
-Знанием фактического материала (глубоко и прочно).
-Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися.
-Оперированием слов, терминов, знакомым ученикам.
Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности (в первом, втором классах необходимо научить ребят отвечать и самим формулировать проблемные вопросы), уметь находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на один и тот же сюжет, явление, выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже смогут самостоятельно организовать свою деятельность по усвоению знаний, находить средства для решения конкретной учебной задачи.
Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания, умения, навыки.
Успех проблемного урока зависит от:
осознания учебной задачи учащимися;
четкой формулировки проблемы;
знания детьми опорного материала;
умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы. Таким образом:
проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим «открытием» знаний учениками.
Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
В рамках здоровьесберегающих технологий, в своей практике накопила опыт использования тестов при проверке знаний учащихся, как правило, применяю тестовые задания разно уровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных, познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности, что положительно влияет на здоровье учащихся.
Мой технологический арсенал пополняется методом проектов, который позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможности детей проявления инициативы и самостоятельности. Использую на своих уроках коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя, более раскрепощено, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников. Положительным моментом КСО является многократное проговаривание учебного материала, чем и достигается успех применения данной технологии. Учит не только учитель, но и ученики друг друга. Продолжаю накопительный материал. Одной из целей нашего образовательного учреждения является развитие здоровой личности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создания в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Результаты проведенного микроисследования свидетельствуют о том, что в классе есть ребята, у которых проблемы с осанкой, зрением, дефектом речи.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения:
- обязательно провожу физминутки, на уроках стараясь провести упражнения для отдыха глаз, мышц;
- оформление кабинета согласно санитарно-гигиеническим нормам;
игры, пословиц, стихи, скороговорки для дифференциации звуков. Соблюдая личностно-ориентированный подход в обучении, свои уроки строю на психолого-педагогических особенностей класса.
На уроках хороший психологический климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. На уроках работают очень активно. Уровень успеваемости составляет 100%. Процент качества колеблется.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает : - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления ;- формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:
метод анализа
метод сравнения
метод обобщения
метод классификации
формулировка понятий
внутренний план действий
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметамучащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
- в составлении кроссворда, ребуса по теме,
- в изготовлении учебного пособия;
- в подготовке различных творческих сообщений;
- в изготовлении презентаций и др.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Тема по самообразованию: Повышение качества чтения и письма младших школьников в условиях реализации стандартов второго поколения.
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».
В. А.Сухомлинский
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Цель обучения чтению формируется таким образом.
Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т.е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи: - развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
- воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
- сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно- познавательных текстов и их специфики; научить работать с книгой.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.
Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, сопереживает, воссаздаёт их в своём воображении, участвуя в сотворчестве.
Чтение требует определённых знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у учителя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таком образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.
Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и «про себя» (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полнлценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. По мнению известного психолога профессора Т.Г.Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение «про себя» складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов. Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст - это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребёнок должен быть знаком.
Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимания плана значений(предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимание смысла текста - длительный процесс.
Кроме того цели и мотивы чтения в жизни ребёнка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, изменение характера чтения в зависимости от цели. Изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное чтение также имеет различные качественные характеристики. Фактически, виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определённыхтехнических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100%.
Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении «для себя», чтобы воспринимать основной материал. Содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребёнка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах - вслух и молча.
Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это чёткое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения каждого класса) и достаточно выразительное.
Изучающее чтение «про себя», молча - это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением «про себя». Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось.
Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребёнок приступает к чтению контекста. А затем даю упражнения по чтению «глазами» отдельных слов и предложений уже по «Букварю».
В усвоении чтения «молча», которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также, в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение «вслух» и «молча» должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время «погоня» за скоростью чтения неоправданна. Должен быть определённый порог для изучающего чтения, и он, как известно, определён. Минимальная скорость 50 - 60 слов в минуту, при которой осуществляется достаточно полный процесс понимания, однако, это не значит, что при других формах и целях чтения он должен оставаться неизменным. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту.
Чтение текста с несвойственной данному ребёнку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.
Особое внимание я уделяю чтению «молча». В современных условиях чтение «про себя» приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.
Ещё несколько веков назад школы ориентировались только на чтение «вслух», т.к. оно соответствовало требованиям просветительной установки
той эпохи. Объём литературы был сравнительно невелик, а книга - труднодоступна, дорога; грамотные люди - редки, а умение читать граничило с искусством.
Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.
При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.
Чтение «вслух» обеспечивается более сложным механизмом, чем «молчаливое». Чтение «вслух», как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьников. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.
При чтении «молча» психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи её отсутствует. Зато за счёт ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков паралельного мышления. «Молчаливое» чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучения чтению ещё не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения «про себя».
Известно, что скорость чтения и понимания при чтении «молча» у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышало результаты при чтении «вслух» (на 20 -40 слов), и только у быстрочитающих «вслух» она достигла 200 - 250 слов в минуту.
Очень любят ребята такой вид деятельности на уроке как «5 минут речевого этикета», где обязательным составляющим компонентом является анализ и решение коммуникативных и ситуативных задач, обогащение активного словаря учащихся формулами речевого этикета, обучение развёртыванию сложившихся речевых формул, их правильному употреблению через ролевую игру.
Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в канву урока пословицам описываемые явления и события представляются наглядно-образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к прочитанному. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания.
Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями, если они доступны учащимся, расширяют кругозор. Дети сделали для себя открытие, что пословицы и поговорки удачно применимы не только на уроках чтения, но и на других уроках.
Методика использования пословиц и поговорок может быть разнообразной. Некоторые применяются для иллюстрации явлений, событий («Много снега - много хлеба», « От грома и в воде не уйдёшь»), другие - с целью объяснить их смысл («При солнышке тепло, при матери - добро»), в третьих - надо соотнести житейский смысл и подмеченную закономерность («В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина»). По тематике пословиц и поговорок в своей рабочей тетради ребята с удовольствием делают зарисовки- иллюстрации.
Большая работа уделяется интонационным средствам выразительной устной речи, к которым относятся громкость и темп, жесты и мимика. Названные средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками и акцентами, настроением говорящего»
(А.И.Шпунтов). Умелому использованию интонационно-звуковых и неязыковых средств выразительности нужно учить, систематически используя их на межпредметном уровне. Что «позволяет осознать детям зависимость выбора тех или иных средств выразительности от содержания и основной мысли высказывания, способствует формированию умения самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп, выразительность» (А.И.Шпунтов).
Данная работа успешно применяется мной на уроках литературного чтения и развития речи через форму «живого спектакля»,где актёры - дети.
Большую помощь в активизации познавательной деятельности на уроках чтения мне оказывают тексты и упражнения из «Сборника текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения» Т.И.Кондраниной, главной целью этих упражнений является развитие техники чтения, но без насилия над ребёнком, а на основе развития интереса к учёбе, логического мышления, любознательности, наблюдательности.На этапе первичного обучения чтению и при обработке пошагового навыка чтения я использую пособие О.Узоровой и Е.Нефёдовой «Быстрое обучение чтению», в данном пособии содержатся задания по фонетическому, лексическому и структурному анализу, что позволяет использовать задания не только в 1 классе, но и во 2,3,4 классах, так как они помогают доступно объяснять детям основные грамматические понятия, правописание слов.Уроки чтения - особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному. А многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно, это отражается на ихэмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии.
Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное, акцентировали своё внимание на главном, важном, добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения, приобщения к великой культуре русской литературы.
Развивайте способность быстро концентрироваться.
Начиная с 1 -го класса провожу упражнения, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводилось не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.
Весьма полезны и принимаемы детьми ещё такие виды чтения, как «Игра в прятки», «Мнимое слово». Учащиеся очень любят эти упражнения.
«Игра в прятки»Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово»Учитель в ходе чтения произносит неправильные с лова,учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.
Слабочитающим учащимся помогает такой вид чтения, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать аудиозапись.
Также я практикую хоровое чтение. При таком приёме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Можно ли решить проблему овладения техникой «молчаливого» чтения в начальной школе? Овладение основами техники «молчаливого» чтения должно происходить параллельно ис обучением чтению «вслух». При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению «вслух», с которым «молчаливое» чтение чередуется в каждом упражнении в общем соотношении примерно 70% и 30% (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50% к 50% (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно изменяться от 30% к 70% в пользу чтения «про себя» (выпускные классы начальной школы). Наконец, на этапе самостоятельного чтения (молча), будет обеспечиваться до 90 -95% всего читаемого материала (среднее звено). В своей работе использую следующие упражнения: упражнения, направленные на развитие чёткости произношения; упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения; упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.Урок обычно начинаю с игровой разминки для постановки дыхания, развития чёткости произношения. Развитие чёткого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.
Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.
Артикуляция основных гласных:
а, о, у, ы, и, э - учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.
Сочетание гласных: а -у, а -о, ы -и, э -а, и -о, и т.д.
Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.
Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечёткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.
После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вы, вэ, ви и т.д.
Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на вдох читают 15 согласных одного ряда: бкзстрмнвзршлнхжлпфхчшбрптстклЧтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд - с гласным (у).
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.
Цель вышеперечисленных разминок — отработать произношение согласных.
Следующий вид работы - чтение по таблице-треугольнику. Цель - развитие бокового чтения. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, мо, му, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке мы практикуем «жужжащее» чтение.
Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:
Научись читать трудные слова.
Ра - тра - стра - страна
Во - тво - ство - детство Ро - кро - от-крою - открою Ра - бра - со-бра - собрать
2. Восстанови слова.
С.кр.т ее Пр.ст.л.сь оии П.пр.б.й ооу К.р.нд.ш ааа3. Доскажи словечко.
Все те, кто рос тогда со мной И набирал года,
Однажды с этою страной Простились ... .(навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую ... .(тетрадь).
Также я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую приём взаимопроверки: ученик читает 1 -2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой ученик читает следующие два абзаца.
Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.
Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться начнут, (дождь - дождик, дождевые, дождинки, дождевик)
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось, (снег — снежок, снежинки, снеговик, снежный, снегирь)Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определённой психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения - от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов - интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идёт поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определённых навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.
Одна из важных целей — это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:
- читайте больше;
- научитесь читать, выделяя основную идею
- бросьте вызов своему пониманию
- распределите свое время
- засекайте время
- выделяйте главное.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный; букварный - основной, послебукварный - завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.
Объем чтения — необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений).
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Изучение курса «Литературное чтение» в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, бегАым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
На уроках литературного чтения стараюсь направить детей на осознание эмоций и чувств и с помощью вопросов и заданий, привлекающие внимание детей к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Комплексный подход к формированию умений обеспечивающих ребенку способность быть читателем, становлению правильности, беглости, осознанности выразительности чтения, умения работать с текстами различных жанров, умение ориентироваться в книге и мире книг. Посещение библиотек моими детьми является 100%.
Особое значение предмета «Литературное чтение» связано с формированием морально-ценностной позиции учащихся.
«Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они дают возможность войти «внутрь» жизни, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые». Формированию личностных качеств и чувств способствует содержание, например, таких разделов: Я и мои друзья, О братьях наших меньших, Писатели детям, Люби живое, Родина - в курсе Литературное чтение. В учебниках УМК «Школа России» содержится достаточное количество текстов, направленных на воспитание человека, способного думать о чувствах близких ему людей и сопереживать им, соблюдать общепринятые этические нормы. У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе, они ещё не умеют подчиняться правилам поведения в группе.
Поэтому в учебники включены задания, которые эффективнее выполнять в паре или в группе. Такие задания учат детей общаться и сотрудничать, соблюдать правила, находить компромиссы и оставаться друзьями. . С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое - недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях.
В контексте системы требований ФГОС перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ученик вырос не только воспитанным, образованным и здоровым, но и обязательно - инициативным, думающим, способным на креативный подход в любом деле, в том числе в исследовательской деятельности.