Консультация для педагогов : Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду


Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольной организации. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.)
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. [1]
Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности в вопросах воспитания и образования детей.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь детского сада. Все это позволяет рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности детского сада на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между дошкольной организацией и семьей, являются следующие:
-изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
-открытость детского сада семье;
-ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. [2] Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. (Таблица 1)
Таблица 1.Формы работы с родителями в дошкольных учреждениях.
center127000Формы работы с семьей
00Формы работы с семьей

3672840300990
65341510795
-714375131445Традиционные формы работы с семьей
00Традиционные формы работы с семьей
right95885Нетрадиционные формы работы с семьей
00Нетрадиционные формы работы с семьей

1682115168910004939664178435005654040168910388239013589015240149860
5396865283845Наглядно – информационные
00Наглядно – информационные

408241515875Досуговые
(Спектакли, совместные походы, экскурсии,
выставка семейной коллекции, реликвий, спортивные праздники, развлечения, бабушкины пироги)
00Досуговые
(Спектакли, совместные походы, экскурсии,
выставка семейной коллекции, реликвий, спортивные праздники, развлечения, бабушкины пироги)
257174292100-Родительские собрания
-Консультации
-Творческие отчеты(утренники)
-наглядная информация (уголок для родителей, папки-передвижки)
-спортивные соревнования
-индивидуальные беседы
-выставки
00-Родительские собрания
-Консультации
-Творческие отчеты(утренники)
-наглядная информация (уголок для родителей, папки-передвижки)
-спортивные соревнования
-индивидуальные беседы
-выставки
70104013970Познавательные
-посещение семей воспитанников на дому
-общие и групповые родительские собрания
-консультации
-Занятия
с участием родителей
-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
-совместные экскурсии
-Дни общения
-Дни добрых дел
-Дни открытых дверей
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
-оформление фотомонтажей
-совместное создание предметно-развивающей среды
-утренние приветствия
-работа с родительским комитетом группы
-беседы с детьми и родителями
-тренинги
-семинар-практикум
-родительские гостиные
-почта Доверия
- семейный вернисаж
-семейная книга рекордов
-
00Познавательные
-посещение семей воспитанников на дому
-общие и групповые родительские собрания
-консультации
-Занятия
с участием родителей
-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
-совместные экскурсии
-Дни общения
-Дни добрых дел
-Дни открытых дверей
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
-оформление фотомонтажей
-совместное создание предметно-развивающей среды
-утренние приветствия
-работа с родительским комитетом группы
-беседы с детьми и родителями
-тренинги
-семинар-практикум
-родительские гостиные
-почта Доверия
- семейный вернисаж
-семейная книга рекордов
-
414337513970Информационно – аналитические
(Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»)
00Информационно – аналитические
(Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»)

60769501016000184147683500
4181475194310Информационно – просветительские
(Папка-передвижка «Семейные традиции и обычаи», «Памятники и улицы нашего города»
00Информационно – просветительские
(Папка-передвижка «Семейные традиции и обычаи», «Памятники и улицы нашего города»

4362450142240Информационно – ознакомительные
(Библиотека-передвижка, фотомонтажи «Из жизни группы», Семейный вернисаж, эмоциональный уголок)
00Информационно – ознакомительные
(Библиотека-передвижка, фотомонтажи «Из жизни группы», Семейный вернисаж, эмоциональный уголок)

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов детского сада (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей используются рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Семейные традиции и обычаи», «Памятники и улицы нашего города», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Для оценки работы по взаимодействию детского сада и семьи, были разработаны критерии:
-«включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
-качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых [3]
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность. Также ожидаются такие результаты, как повышение уровня родительской компетентности; гармонизация семейных и родительско-детских отношений; повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками дошкольной организации.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Лучших результатов добились в досуговом направлении работы. (Рис.1) Родители с большим энтузиазмом включались в любую деятельность: спортивные мероприятия, показ на утренниках обычаев и традиций старшим поколением «Шашу», «Очищение огнём», охотно делились успехами и достижениями своей семьи в конкурсах «Вот такой наряд», «Семейные коллекции».
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились
Эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Рис.1Сравнительная диаграмма «Количественные показатели нетрадиционных форм работы с родителями»

Отметилось повышение активности родителей: в мероприятиях, клубах, конкурсах, выставках, в оформлении групп;
-в учебно-воспитательном процессе на занятиях «Гость группы»;
-на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;
- более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей, узких специалистов;
-увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;
-сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.
Пусть нет 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. В учреждении сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей.
Результатами работы по данной проблеме являются:
-Создали благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
-Повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада
-Созданы благоприятные условия для привлечения родителей к планированию и организации деятельности детского сада
-Обеспечили условия для привлечения родителей к контролю за деятельностью детского сада;
-Привлекли родителей «неорганизованных детей» к сотрудничеству
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. [4] Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Используемая литература.
1. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005
2. Свирская Л.В. "Работа с семьей: необязательные инструкции", Линка-Пресс, Москва, 2007 
3. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж.,2007
4.. Доронова Т.Н., Дошкольные учреждения и семья. – М.:Линка – Пресс,2001