Разработка урока окружающего мира 1 класс с презентацией, самоанализом, технологической картой по теме Что такое хвоинки


Самоанализ урока по предмету “Окружающий мир” в 1 а классе
Тема урока: Что такое хвоинки?
Учебно-воспитательные цели и задачи урока:
1) познакомить детей с хвойными деревьями.
Создать условия для ознакомления с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса.
Воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к природе в повседневной жизни.Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Урок проходил в 1а классе. В классе 24 учащихся, 11 мальчиков и 13 девочек. В начале года психологом школы был проведен диагностика по выявлению готовности к школьному обучению. В результате данного скрининга были выделены 3 группы учащихся по уровню психического развития детей. К первой группе (высокая возрастная норма) относятся 2 детей из класса. Во вторую группу (“стабильная середина”) входят 20 учащихся. К третьей группе (“Группа риска”) можно отнести 2 учащихся класса.
Тип урока: изучение нового материала. Это 12-ый урок в разделе “Что и кто?”.
Материал урока был подобран с учетом знаний, полученными учащимися ранее на предыдущих уроках окружающего мира, чтения (дети читают по слогам названия деревьев), математики (считают количество деревьев). Цели урока ставились с учетом типа урока и программного материала.
Первый этап урока – самоопределение к деятельности (организационный момент). Его цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности. Использован следующий прием: высказываю добрые пожелания детям.
Второй этап урока – актуализация знаний. Его цель: повторение изученного материала.
С помощью фронтального опроса, игры “С какого дерева листок?” выявлялась степень усвоения пройденного материала по теме “Что это за листья?”.
Третий этап урока – физминуткаЧетвёртый этап урока мотивация учебной деятельности, постановка учебной задачи. Его цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы еще не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (“Что такое хвоинки?”). Здесь использован метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока.
Пятый этап урока – открытие нового знания. Его цель: решение задачи, поставленной в начале урока. Используемый метод – диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию нового знания. Здесь проводится групповая практическая работа, включающая изучение веток, хвоинок и шишек хвойных деревьев (рассматривание, анализ, сравнение).
На шестом этапе с целью закрепления полученных новых знаний проводится дифференцированная самостоятельная работа в рабочей тетради. В результате, на основании приобретенных знаний, дети закрепляют, полученные знания.
Седьмой этап урока позволяет обучающимся получить расширенные представления о хвойных деревьях, носит поисковый характер.
Восьмой этап – рефлексия учебной деятельности ставит целью осознание своей УД, самооценки результатов деятельности своей и всего класса. Работа проводится в виде приёма – закончи фразу…
На уроке мною были использованы следующие методы: стимулирования и мотивации учения; перцептивные методы – словесный (объяснение, беседа), наглядный, практический. А также: метод наблюдения, исследования, самообучения (метод открытий), видеометод, эвристической беседы, педагогической поддержки, создания ситуации успеха. Выбор данных форм методов обучения помогал в решении главной задачи урока - учить детей распознавать хвойные деревья по их признакам.
На уроке я использовала фронтальную, парную формы работы.
Считаю, что на уроке были созданы учебно-материальные, здоровьесберегающие, морально-психологические и временные условия. А также условия для реализации и развития познавательных (общеучебных и логических) УУД – осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности, моделирование. Выбранные мною формы, методы и приемы работы способствовали формированию коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Предполагалось добиваться развития метапредметных результатов: активного использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач ; овладения детьми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умения классифицировать, устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, строить рассуждения; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формировалось умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.