Консультация для педагогов Организация взаимодействия с родителями по социальному развитию дошкольников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 480 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»
Консультация для педагогов «Организация взаимодействия с родителями по социальному развитию дошкольников»
Челябинск, 2016 г. Подготовила: Еремина Н.С.
воспитатель
Цель: ознакомление педагогов с направлениями и формами взаимодействия с родителями по социальному развитию дошкольников.
Участники: педагоги МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»
Место проведения: методкабинет детского сада.
Материалы и оборудование: презентация, раздаточный (анкеты для родителей) и наглядный материал.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями.
Цель взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для социального развития личности ребенка.
Задачи:
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;
- оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по нескольким направлениям:
1. Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей.
2. Информирование родителей.
3. Педагогическое просвещение и обучение родителей.
4. Организация совместной деятельности семьи и детского сада.
Первое направление – изучение семьи. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Формы взаимодействия:
- наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком во время утреннего приема (как родители называют ребенка, как прощаются с ним, как реагируют на капризы, как оценивают результаты продуктивной деятельности детей), когда провожаем ребенка домой (как ребенок встречает родителей);
- беседы (администрация, воспитатели, специалисты) с родителями на разные темы семейного воспитания, например, «Роль родителей в воспитании и развитии ребенка»;
- анкетирование, например, «Ребенок в семье», «Главное в семейном воспитании», «Чего ребёнок ждёт от семьи?». Вопросы должны быть четкими, грамотными, корректными.
Обязателен анализ анкет.
Может быть такая схема анализа:
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее (итоги можно показывать или в процентном соотношении, или в количестве человек):
1. На вопрос «…?» 40% родителей ответили… Это говорит о том, что.. (например, «родители плохо осведомлены в вопросах социального воспитания дошкольников»).
2. Подавляющее большинство родителей (70%) занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Родители объясняют это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только педагоги ДОУ.
3. 65% родителей хотели бы получать информацию о социальном развитии своих детей на родительском собрании, посредством индивидуальных бесед.
4. По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи взаимодействия с родителями: … Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье в вопросах социализации детей.
Проведя анализ ответов анкетирования, необходимо классифицировать семьи по нескольким категориям, например:
- семьи, которые нуждаются в педагогической помощи;
- семьи, способные поделиться опытом социального воспитания ребенка;
- семьи, которые могут оказать помощь детскому саду в организации различных видов деятельности (музыкальной, оформительской, творческой, трудовой).
Таким образом, создается банк данных о семьях воспитанников, где включена вся информация об их социальном и экономическом положении.
Второе направление – информирование родителей. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя. Формы взаимодействия:
- сайт детского сада, блог группы;
- информационные стенды;
- родительские собрания;
- выставки детских работ;
- передача информации по электронной почте;
- общение по телефону;
- объявления.
Третье направление – познавательные формы. Призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования практических навыков.
Функция педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, на современном этапе возложена на дошкольные образовательные учреждения.
Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников могут использоваться разные формы работы:
- родительские собрания
«Воспитание со всех сторон»,
«В воспитании надо знать меру»,
«Семья и семейные ценности»;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей
«Как справиться с капризами ребенка»,
«Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»,
«Как предупредить проявление агрессии в поведении ребенка»,
«Особенности воспитания ребенка в неполной семье»,
«В семье появился ещё один ребенок»;
- семинары-практикумы
«Растите детей заботливыми»,
«Трудовое воспитание ребенка в семье»,
«У Вас растет сын (дочь)»;
- мастер-классы
«О поощрениях и наказаниях ребенка»,
«Особенности общения детей со сверстниками»;
- создание папок-передвижек, буклетов, информационных листов:
«Дети и жестокость»,
«Роль отца в воспитании дочери»,
«Мальчики и девочки – такие разные»,
«Как научить ребенка справляться с гневом»,
«Искусство хвалить ребенка»,
«Как провести выходной день с детьми»,
«Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста»,
«Если Ваш ребенок застенчив»,
«Ваш ребенок становится манипулятором»,
«Чтобы ребенок не обманывал»,
«Первые трудовые поручения детям».
Желательно создать библиотеку педагогической литературы для родителей из цикла «Социальное развитие ребенка».
Регулярно должны проводиться «Дни открытых дверей». День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной деятельности. Можно показать фрагмент занятия по социальному развитию или режимный момент (например, коллективный труд детей).
Следующим направлением в работе с родителями является организация совместной деятельности семьи и детского сада.
Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании взаимной поддержки.
Используются следующие формы взаимодействия:
- подготовка и проведение совместных праздников, развлечений: «Новый год», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья», «Семейные Олимпийские игры».
- встречи с интересными людьми «Моя профессия»,
- мастер-классы, которые проводят родители для детей и взрослых, например, «Первая помощь при порезах», «Если у ребенка поднялась температура» (если в группе есть мама врач), «Ниточка – иголочка», «Своими руками» - в зависимости от рода деятельности и увлечений родителей.
- издание семейных газет, журналов, тематических альбомов - оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.,
- защита семейных проектов «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Герб семьи», «Традиции моей семьи».
- конкурсы, фестивали семейного творчества, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки папы, руки мамы и мои ручонки», «Таланты Южного Урала», «Мамины руки не знают скуки».
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья», «Я живу в Челябинске».
- социальные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы,
- коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада «Подари красоту детям», «Наш цветущий детский сад», «Аллея выпускника».
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.