Методический тренинг для учителей начальных классов «Применение интерактивных технологий на уроках в начальной школе»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Управление образования администрации города Шахтерска
ОШ І-ІІІ ступеней село Золотаревка
Методический тренинг для учителей начальных классов «Применение интерактивных технологий на уроках в начальной школе»
Методическая разработка
Учителя начальных классов,
Зам.директора по УВР
Нестеренко Н.В.
Шахтерск - 2016
Цель: познакомить учителей начальных классов с интерактивными технологиями, особенностями их применения на уроках в начальных классах.
План тренинга
І. Вступление.
1. Знакомство. Упражнение «Бейдж-знакомство».
2. Принятие правил в группе.
3. Презентация темы.
4. «Ожидания» участников от встречи.
ІІ. Основная часть.
1.Формулировка темы, проблемы.
2. Информационная часть.
3. Упражнение релоксация «Я люблю»
4. Упражнение «Рекламма»
ІІІ. Заключительная часть.
1.Упражнение «Конструктор»
2. Подведение итогов.
Конспект тренинга
І. Вступление.
1. Знакомство. (5 мин.)
Цель: Снятие тревожности у слушателей перед занятием, повышение уровня самооценки, быстрое знакомство.
(Всем участникам перед занятием раздаются бейджи и фломастеры, на них они пишут свое имя).
- Сегодня мы рады Вас приветствовать на нашем тренинге.
Кто с улыбкою жизнь встречает,
Кто улыбкой детей пленяет,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца?
Тот, как солнце, все согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великую тайну знает!
Суть улыбки – радость Творца.
- Уважаемые коллеги, улыбнитесь! Именно с такой доброй улыбкой Вы должны сегодня пройти все испытания тренинга. А поможет Вам в этом веселый талисман нашего занятия – Улыбчик.
- Друзья, давайте сейчас станем в круг, посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся, познакомимся, назвав свое имя и скажем: « Я желаю тебе», передавая наш талисман из рук в руки.
( Происходит знакомство)
2.Правила работы группы. (5 мин.)
- После такого добродушного знакомства нам необходимо с Вами разделиться на группы (деление на группы по цвету).
а) Принятие правил группы.
- А чтобы работа была интересна и плодотворна, необходимо принять правила группы, которые помогут Вам в дальнейшей работе (например):
* Активность каждого участника.
* Толерантность.
* Общение на основе доверия и взаимоуважения.
* Доброжелательность.
* Положительный характер общения к другим.
* Включенность.
* Тишина, быстрота и организованность в работе.
* «Здесь и сейчас» (все, что думаю, по этому поводу должен сказать во время тренинга).
* Уважение к тому, кто говорит.
- Правила готовы. Теперь начинаем дружно и слаженно работать.
3.Презентация темы. (2 мин.)
У младших учеников
спросил учитель Токмаков:
« А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось - не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
« Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятых классах Токмаков
Опять спросил учеников:
« Так кто ж умеет рисовать?»
И рук поднятых не видать
А ведь ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели
И солнце на листках смеялось-
Куда ж все это подевалось?
Вывод:
- Как видим, активность наших детей на уроках с возрастом начинает убывать. Поэтому перед каждым учителем стоит первоочередная задача – заинтересовать ученика процессом обучения, добиться от него крепких и прочных знаний. А это возможно лишь в том случае, если учитель применяет на уроках интерактивные технологии. Ведь именно интерактивное обучение способствует формированию компетенции умений и навыков, создает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, развивает речь и мышление, формирует культуру общения.
4. ”Ожидания” участников встречи. (8 мин.)
Цель: определить надежды и ожидания от тренинга.
- А сейчас мы вместе с вами оживим картину «Дождик ожиданий». На капельках, которые прольются из этих тучек, каждый участник занятия напишет свои ожидания от тренинга, зачитает их и приклеит на плакат. Это и будет «Дождик ожиданий» от нашего тренинга.
(Участники записывают, читают и приклеивают на плакате свои ожидания от тренинга).
ІІ. Основная часть. (4 мин.)
1. Формулировка темы.
- Сегодня на тренинге мы вместе постараемся приобрести навыки познания об интерактивных технологиях и на практике покажем их использование в учебной деятельности.
2. Информационная часть.
Интерактивные технологии, применяемые на современном этапе, были хорошо известны ещё в глубокой древности. Проблема активного взаимодействия учителя и ученика не такая уж и новая и для украинской школы: выдающиеся педагоги Я.Коменский, К.Ушинский, Д.Локк, Г.Ващенко придавали её большое значение. Дальнейшее обучение интерактивным технологиям мы находим в трудах педагогов-практиков В.Сухомлинского,Ш.Амонашвили.
Интерактивные технологии – это методы и технологии, которые:
- позволяют создавать ситуации, в которых учащиеся будут действовать самостоятельно, легко, активно получать знания и также активно ими делиться;
- способствуют гибкости и открытости в поиске новых идей;
- формируют навыки работы в группах;
- учат брать на себя инициативу и отвечать за конкретные результаты.
При этом учитель выступает только в роли организатора и координатора процесса обучения, лидера группы учащихся.
О.Пометун и Л.Пироженко разделили формы интерактивного обучения на четыре группы (в зависимости от цели урока и формы организации учебной деятельности):
кооперативное обучение (работа в парах, сменные тройки, один-два-четыре – все вместе, карусель, работа в малых группах, аквариум и т.д.);
коллективно-групповое обучение (микрофон, незаконченные предложения, мозговой штурм, «обучаясь – учусь», «ажурная пилка» и т.д.);
ситуативное моделирование (имитационные игры, упрощённое судебное слушание, общественные слушания, ролевая игра, драматизация и т.д.);
отработка дискуссионных вопросов (метод ПРЕС, «займи позицию», дискуссия и т.д.)
Интерактивные технологии позволяют решить сразу несколько задач:
- развивают коммуникативные компетенции;
- помогают восстановлению эмоциональных контактов между участниками процесса;
- обеспечивают выполнение воспитательных задач, так как все работают дружной семьёй.
При этом учащиеся проходят все уровни обучения – знания, анализ, синтез, оценивание.
Вывод:
Из вышесказанного следует, что интерактивные технологии успешно можно использовать и в начальных классах. Чтобы они приносили желаемые результаты, были эффективными, необходимо их практиковать каждый урок, тогда учащиеся привыкают к ним. Начинать необходимо с простейших интерактивных технологий: работа в парах, в малых группах, мозговой штурм, микрофон.
3. Упражнение «Солнышко». (5мин.)
Цель: выявление знаний участников по данной проблеме.
- А сейчас мы с Вами немножко вспомним об интерактивных технологиях. Для этого мы Вам предлагаем поиграть в игру «Солнышко». А Улыбчик Вам поможет.
Ход игры:
Все участники игры получают несколько небольших узких полосок желтого цвета. Им предлагается написать на этих полосках названия тех интерактивных методов, которые они используют в своей работе. На доске солнечный круг. Каждый участник зачитывает свои записи и наклеивает их к солнечному кругу как лучики. Одинаковые предложения продолжают уже наклеенный лучик, новые – дают начало новому лучу.
Вывод:
На доске появилось солнышко с лучиками разной длины: одни лучи короче, другие – длиннее. Одни методы в работе педагогов используются чаще, другие – реже. А значит, нам всем есть ещё чему поучиться.
4. Упражнение для отдыха «Я люблю» (5 мин.)
Цель: создать хорошее настроение, снять усталость.
- А сейчас отдохнём.
Все становятся в круг. Тренер начинает игру, проговаривая слова:
- Я люблю бананы.
Следующий участник продолжает:
- Оля любит бананы, а я апельсины.
Следующий участник продолжает:
- Оля любит бананы, Наташа любит апельсины, а я люблю яблоки и т.д.
5. Упражнение «Реклама» (10 мин.)
Цель: развивать навыки быстрого обрабатывания новой информации. Развивать умения и навыки командного взаимодействия.
- Улыбчик предлагает Вам ещё одно упражнение под названием «Реклама».
Ход игры:
Между группами разыгрываются названия интерактивных методов. За 5 мин. Участники каждой группы должны придумать рекламу своего метода, указать его достоинства (обязательное условие игры – выступление всех членов группы).
Проводиться презентация реклам. (5 мин.)
ІІ1. Заключительная часть. (10 мин.)
- Чтобы продолжить дальнейшую работу, мы сейчас снова поделимся на группы (по форме геометрических фигур) и выполним ещё одно задание Улыбчика – упражнение «Конструктор».
Упражнение «Конструктор».
Цель: развитие коммуникативных умений, выявление новых подходов к планированию различных этапов урока.
Ход игры:
- Уважаемые участники игры! Сейчас Вам необходимо будет в течение 5 мин. в своих группах составить «конструктор» урока, в котором вы должны отразить предложения по проведению каждого этапа урока с использованием интерактивных методов. А поможет Вам в этом таблица, в которой отображены ОФБ – основные функциональные блоки и РУ – разделы урока. Вам необходимо на каждый раздел урока выбрать и записать (опираясь на образец) свою интерактивную технологию. А может быть кто-то предложит свои варианты.
Составляется «конструктор» урока. (5мин.)
Презентация работы групп. (5 мин.)
Подведение итогов. (5 мин.)
- какие Ваши впечатления от семинара?
- что, по Вашему мнению, удалось лучше всего?
- что нового узнали?
- оправдались ли Ваши ожидания?
- после сегодняшнего «Дождика ожиданий» давайте с Вами, уважаемые коллеги, побываем на «поляне сбывшихся надежд» и Вы на цветочках, листочках напишите, сбылись ли Ваши ожидания после проведённого тренинга. Зачитайте, пожалуйста, вслух свои записи и украсьте этими сбывшимися надеждами нашу поляну.
А Улыбчик желает Вам творческого роста и успеха в Вашей нелёгкой, но очень нужной работе.
15