Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка декоративно-прикладного творчества Росток
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Воротынского муниципального района Нижегородской области
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Учреждения Директор ДДТ Воротынского района
Протокол № 1 от 11.09.2015г.
______________________ Н.Ф.Парфёнова
«11» сентября 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка декоративно – прикладного творчества «Росток»
срок реализации 1 год
возраст учащихся с 6 –7 лет
Автор-составитель программы:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Маркова Татьяна Викторовна
р.п.Воротынец
2015 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 Название программы
дополнительная общеобразовательная программакружка декоративно-прикладного творчества «Росток»
2 Сведения о педагоге
Маркова Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования, имеет первую кв. категорию, стаж педагогической работы 24 года
3 Направленность
художественная
4 Вид образовательной деятельности дополнительное образование детей
5 Срок реализации
1 год
6 Базовый возраст детей
6-7 лет
7 Цель программы
создание условий для развития трудолюбивой, любознательной, творческой личности ребёнка дошкольного возраста
8 Задачи программы
Знакомство учащихся с различными видами декоративно – прикладной деятельности; обучение работе с различными материалами: крашеным пшеном, бросовым и природным материалом, соленым тестом, тканью; развитие творческих способностей учащихся, развитие мелкой моторики рук, развитие внимания и памяти; воспитание трудолюбия и коллективизма.
9 Статус программы
модифицированная
10 Особенности программы Программа модульная
11 Форма проведения занятий Индивидуальная, подгрупповая, коллективная
12 Условия приема учащихся На основании заявления от родителей, законных представителей
13 Система контроля за усвоением программы Аттестационные занятия по завершению каждого модуля программы
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. (Указ президента РФ от 01.06.2012 № 761)
Указ Президента РФ от 7 мая 2012г.№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726)
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года.
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Государственная программа «Развитие образования Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года» (Постановление Правительства Нижегородской области от 31 октября 2013 г. №802)
Образовательная деятельность по программе направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся.
Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка в рисунке, в конструировании, в лепке. В этот период особенно важно помочь ребенку развить свои творческие способности. Почему?
Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном, быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому активно изменять этот мир.
Данная программа разработана с целью создания условий творческого развития ребенка дошкольного возраста. Она предусматривает возрастной личностно-ориентированный подход, учитывает диапазон интересов и потребностей ребенка.
У детей 6 – 8 лет сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности (конструктивная и различные виды рукоделия). Этому способствует целый ряд причин, а именно:
у детей появляются любимые «ручные» занятия и в связи с ними широкий набор разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей данной деятельности, которые они стремятся реализовать;
дети приобщаются к разнообразным умениям и навыкам, активно овладевают способами практических действий; в данном возрасте у детей действительно начинает получаться достаточно качественный продукт и ребёнок может довольно долго работать над ним, доделывать, усовершенствовать, улучшать, а затем использовать по своему желанию;
ощущения успешности в продуктивных видах деятельности не только позволяет ребёнку испытывать чувство удовлетворения и гордости результатом своего труда, но и в значительной степени определяет его эмоциональное благополучие и душевный комфорт в коллективе сверстников.
Дети с удовольствием занимаются различными видами труда им особенно интересен, тот труд с которым они сталкиваются в первый раз. Например, изготовление панно из крашеного риса, теста, работа с тканью. Занятия по ручному труду с природным материалом имеют большое значение для нравственного воспитания детей. Дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, учатся бережному отношению к орудиям труда. Работая с различными материалами, дети знакомятся с его качествами: цветом, формой, твёрдостью. Придумывая тему работы, ребёнок творит, фантазирует, учится различать в причудливых очертаниях природного материала предметы, создаёт фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение. Программой предусмотрено много коллективных работ, они объединяют детей, учат работать в сотворчестве не только друг с другом, но и с педагогом. Общение педагога с детьми должно быть доброжелательным, эмоциональным вызывать интерес у детей. Готовые работы детей можно использовать, как подарки, поделками из бросового материала можно играть используя в сюжетно-ролевых играх, эстампами сделанными из риса, теста, природного материала можно украсить любой уголок комнаты. Дети будут гордиться своими работами. Это будет вызывать желание трудиться, приносить пользу. Все умения и навыки, полученные в процессе обучения пригодиться детям в школе.
Основными принципами реализации программы являются:
принцип реализации разнообразных детских интересов, удовлетворение потребностей ребёнка в творчестве;
принцип развития в каждом ребёнке желания узнать больше;
принципы развития разнообразных умений и навыков;
принципы сотрудничества ребят с педагогом;
принципы достижения желаемого результата.
Цель:Создание условий для развития трудолюбивой, любознательной, творческой личности ребёнка дошкольного возраста.
Основные задачи:
Обучающие
- учить детей работать с новыми материалами (крашеным пшеном, бросовым материалом, природным материалом, соленым тестом, тканью);
- формировать умения и навыки работы с ножницами и иголкой.
Развивающие
- развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику;
- развивать волю, терпение, самоконтроль;
- развивать психические процессы: внимание, память,мышление,воображение, речь.
Воспитывающие
- воспитывать у детей интерес и желание заниматься декоративно – прикладной деятельностью;
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучения
учащие будут знать
- правила безопасного пользования инструментами;
-различные материалы и инструменты, и как их использовать;
- как пользоваться шаблонами и образцами;
-основные виды ткани и бумаги;
учащиеся будут уметь
- соблюдать технику безопасности;
-изготавливать простейшие поделки из предложенных материалов;
- владеть ножницами и иголкой;
- подбирать материалы и шаблоны для изготовления поделок;
- организовывать свое рабочее место.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста 6,7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю. Каждая группа детей разделена на подгруппы. Продолжительность занятий: 2 занятия по 30 минут, перерыв между занятиями - 10 минут. По окончании модуля программы предусматривается проведение аттестационного занятия, на котором учащиеся демонстрируют знания, умения, навыки полученные ранее. Из готовых работ оформляются мини выставки, с лучшими работами учащиеся участвуют в конкурсах разного уровня. В кружок принимаются все желаюшие, специального отбора не производится.
Формы и методы обучения
Начиная работу по обучению создания поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с природным материалом, тканью или бумагой провести занятия по ознакомлению со свойствами этих материалов и предложить в одной из частей занятий составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.
При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. На первых занятиях педагог организует полный показ с подробным объяснением своих действий. Но по мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении ребят с различными техниками можно использовать и поэлементный показ.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной и помогает преодолеть возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей, что отмечается целым рядом ученых, занимающихся проблемой формирования детского изобразительного творчества.
Создаваемые с детьми в разных материалах общие композиции, позволяют использовать их в оформлении, дают возможность объединять их в группы для проведения коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние коллективных работ на нравственно-эстетическое развитие ребенка. Они позволяют воспитать у ребенка умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, добиваться красочной композиции. Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.
Система оценки знаний, умений, навыков
В течение года проводится аттестация учащихся с целью отслеживания результатов освоения программы.
Название модуля, раздела программы Сроки проведения аттестации Форма проведения аттестации
1.Работа с природным материалом Октябрь Индивидуальное изготовление поделки по замыслу ребенка
2.Работа с крашеным пшеном Ноябрь Индивидуальное изготовление работы «Цветок в горшке»
3.Работа с бросовым материалом Декабрь Оформление выставки работ «Веселый зоопарк»
4. Работа с бумагой Февраль Индивидуальное изготовление работы «Подарок маме»
5. Работа с тканью Март Изготовление коллективной работы «Космос»
6. Работа с соленым тестом Май Индивидуальное изготовление работы «Бабочка»
Учебный план
№ Наименование модуля Количество часов Промежуточная аттестация
1 Работа с природным материалом 26 2
2 Работа с крашенным рисом 14 2
3 Работа с бросовым материалом 8 2
4 Работа с бумагой 34 2
5 Работа с тканью 20 2
6 Работа с солёным тестом 30 2
Всего: 144
Учебно-тематический план
№ Наименование модулей и тем Количество часов
всего теорет. практ.
1 Работа с природным материалом 28 ч. 4ч.30 23ч.30
Тема 1.Экскурсия в парк. Сбор природного материала.
Тема 2. «Ежик».
Тема 3. «Стрекоза».
Тема 4. «Бабочка».
Тема 5.6. Коллективная работа «Гуси-лебеди».
Тема 7. Коллективная работа « Подсолнух».
Тема 8. . « Старик- лесовик».
Тема 9. Коллективная работа « Букет».
Тема 10.11. Коллективная работа «Жар-птица»
Тема 12. Коллективная работа « В осеннем лесу».
Тема 13. Развлечение «В гостях у осени».
Тема 14. Аттестационное занятие
Индивидуальное изготовление поделки по замыслу ребенка. Оформление выставки из природного материала. 30
30
30
30
30
30
30
30
30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
3ч.30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
3ч.30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
2 Работа с крашенным пшеном. 16ч. 2ч. 14ч.
Тема 1,2. Коллективная работа из крашенного риса «Птица на ветке».
Тема 3,4. Коллективная работа «Котёнок».
Тема 5,6 . Коллективная работа «Щенок».
Тема 7. «Городецкие мотивы».
Тема 8. Аттестационное занятие. Индивидуальное изготовление работы «Цветок в горшке». 30
30
30
30 3 ч.30
3 ч.30
3ч.30
2 ч.
1ч.30
3 Работа с бросовым материалом. 10 ч. 2ч. 8ч.
Тема 1. Конструирование из спичечных коробков «Жираф».
Тема 2. «Крокодил и чебурашка».
Тема 3. «Собака и кошка».
Тема 4. «Дом. Автобус».
Тема 5. Аттестационное занятие. Оформление выставки работ «Веселый зоопарк». 30
30
30
30 1ч.30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
2 ч.
4 Работа с бумагой. 36ч. 6ч. 30ч.
Тема 1. Открываем мастерскую Деда Мороза. Вырезание снежинок.
Тема 2. «Фонарик».
Тема 3. Изготовление игрушек по трафарету (груша, гриб).
Тема 4.Изготовление гирлянды 3 –способа.
Тема 5. Новогодний праздник.
Тема 6. «Волшебные цилиндры».
Тема 7,8. «Цирковые животные. Волк, медведь».
Тема 9. «Волшебное превращение круга».
Тема 10,11.«Изготовим игрушки для сказки: заяц ,лиса ,бык ,петух». Обыгрывание игрушек. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
Тема 12,13. Изготовление объёмной открытки «подарок папам».
Тема 14. «Что мы знаем о защитниках отечества?»
Оформление выставки работ ко дню защитника отечества.
Тема15, 16,17. Изготовление подарка для мам «Цветок в горшке».
Тема 18 . Аттестационное занятие. 30
30
30
30
30
30
30
30
30
1ч.
30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
1ч.30
2 ч.
1 ч.30
3ч.30
1 ч.30
3ч.30
3ч.30
1ч.
5ч.30
2ч.
5 Работа с тканью. 22 ч. 4ч. 18ч.
Тема 1. Виды тканей и вырезание ткани по трафарету.
Тема 2. Коллективная работа «Весенний ковёр».
Тема 3. Коллективная работа «Фрукты».
Тема 4.5 Обучение детей шву «Вперёд иголку» (индивидуальная работа).
Тема 6.7 Коллективная работа, изготовление панно из ниток.
Тема 8.9Обучение детей пришиванию пуговиц простым способом.
Тема 10. Оформление выставки готовых работ «Весёлые лоскутки».
Тема11. Аттестационное занятие. «Космос»,
( пришиваем пуговицы) 30
30
30
30
30
30
30
30 1ч.30
1ч.30
1ч.30
3ч.30
3ч.30
3ч.30
1ч.30
1ч.30
6 Работа с солёным тестом 32 ч. 4ч. 28ч.
Тема 1. Беседа с детьми о лепке.
Тема 2. Лепка по замыслу.
Тема 3. Раскрашивание готовых работ.
Тема 4. «Кактус в горшке».
Тема 5. Раскрашивание готовых работ.
Тема 6. «Душистый снег».
Тема 7. Раскрашивание готовых работ.
Тема 8. «Ёжик».
Тема 9. Раскрашивание готовых работ.
Тема 10. «Рыбки в аквариуме».
Тема 11. Раскрашивание готовых работ.
Тема 12. « Коты на крыше».
Тема 13. Раскрашивание готовых работ.
Тема 14. «Чаепитие».
Тема 15. Раскрашивание готовых работ.
Тема 16. Аттестационное занятие. Индивидуальное изготовление работы «Бабочка»
30
30
30
30
30
30
30
30
1ч.30
1ч.30
2ч.
1ч.30
2ч.
1ч.30
2ч.
1ч.30
2ч.
1ч.30
2ч.
1ч.30
2ч.
1ч.30
2ч.
2ч.
Всего: 144 22ч.30 121.30
Календарное планирование.
Наименование модуля: Работа с природным материалом
Занятие № 1
Тема: Экскурсия в парке Сбор природного материала.
Цель: Углублять знания детей, проверить их умение замечать происходящее в природе изменения, учить распознавать ветки, кору, семена разных деревьев, кустарников.
Ход занятия:
I ч. Вводная беседа.
После лета наступает осень. Начало осени - золотая осень: ещё ярко светит солнце, деревья и кустарники в красивом разноцветном наряде ( берёзы и тополя жёлтые, осины красивые, дубы бурые, но остались зелёными ели и сосны ).
Вопросы к детям
II ч. Игра “ Найди дерево “
III ч. Д/игра “ Когда это бывает? ”
IV ч. Сбор природного материала.Занятие №2
Тема: «Ежик».
Цель: Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда.
Материал: семечки подсолнуха, пластилин.
Ход занятия:
I ч.Загадываю загадку про ежика.Затем рассматриваем картинку еж, отмечаем форму тела ,характерные особенности ежика.
Показ способа выполнения.
II ч. Каждый ребенок создает поделку.
III ч. В итоге проводятся анализ и оценка выполненной работы.
Занятие № 3
Тема: “ Стрекоза “
Цель: Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда.
Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока; сухая веточка любого дерева; пластилин.Ход занятия:
I ч. На каждом столе необходимый природный материал. Загадываю детям загадку о стрекозе и показываю изготовленную им игрушку— стрекозу.
Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик ( стрекоза).
Затем предлагает внимательно рассмотреть её и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза. После рассмотрения игрушки-образца показываю, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы — крылатки ясеня ( или клена ) вставить попарно в боковые части брюшка, усы и лапки сделать из тонкой проволоки. После изготовления игрушки и уточнения последовательности работы.
II ч. Каждый ребенок создает поделку.
III ч. В итоге проводятся анализ и оценка выполненной работы.
Занятие № 4
Тема: “ Бабочка ”
Цель: Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соразмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы.
Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.Ход занятия:
I ч. Загадывание загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился в верх и улетел ( бабочка ).
На столе расположены готовые игрушки-бабочки разных цветов и размеров. Педагог вместе с детьми определяют, в чем их сходство (в структуре) и различие (в деталях). Выясняют, что все части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.
На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев). Листья-крылья плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежего плода шиповника. В него вставляют усики из веточек или тонкой проволоки и соединяют с туловищем. Обращаю внимание детей на то, что, если для крыльев бабочки подобрать листья с разных деревьев, бабочки получатся разные.
II ч. После уточнения последовательности работы над игрушкой, детям помогают отобрать материал, соразмеряя величину желудя (туловище) и листьев (крылья), и приступить к работе.
III ч. В конце занятия дети оценивают игрушки. Все поделки можно объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек» или «Танец бабочек» и поместить на выставку «Это мы делаем сами».
Занятие № 5,6
Тема: Коллективная работа « Гуси-лебеди».
Цель: Учить добиваться проявления самостоятельности в работе над игрушками более сложной конструкции, развивать самоконтроль в процессе работы.
Материал: мох ,шишки сосны, пластилин, картон, белая, голубая гуашь.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть показ с объяснением.
II ч. Изготовление работы детьми.
III ч. Анализ готовой работы.
Занятие № 7
Тема:
Тема: Коллективная работа из сухих листьев «Подсолнух».
Цель: Учить детей создавать композицию из сухих листьев, развивать мышление, воображение, умение работать коллективно.
Материал: засушенные листья, сухие семечки арбуза, картон, клей.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть показ с объяснением.
II ч. Изготовление работы детьми.
III ч. Анализ готовой работы.
Занятие № 8
Тема: “ Старик – лесовик.”Цель: Продолжать учить детей использовать разнообразной природный материал для изготовления игрушки. ( шишка, жёлудь, веточки, листья ) закреплять знания об особенностях природного материала, воспитывать познавательный интерес.
Материал: шишки сосны, желуди, скорлупа грецкого ореха, веточки, солома, листья, пластилин.Ход занятия:
I ч. Вводная беседа.
Отговаривание последовательности выполнения работы.
II ч. Выполнение работы.
III ч. Анализ и оформление работ.
Занятие № 9
Тема: Коллективная работа из сухих цветов “ Букет “.
Цель: Закреплять у детей умение работать с природным материалом, развивать воображение и фантазии, умение работать коллективно.
Материал: листья деревьев, цветы сухоцветы.
I ч. Вводная беседа.
Отговаривание последовательности выполнения работы.
II ч. Выполнение работы детьми.
III ч. Анализ и оценка работы.Занятие № 10,11
Тема:Коллективная работа «Жар-птица».
Цель:Закреплять у детей умение работать с природным материалом, развивать воображение и фантазии, умение работать коллективно.
Материал: пеньковая веревка, клей ,картон, семена, различные крупы.
Ход занятия:
I ч. Вводная беседа.
Отговаривание последовательности выполнения работы.
II ч. Выполнение работы детьми.
III ч. Анализ и оценка работы.Занятие № 12
Тема::Коллективная работа оформление композиции « В осеннем лесу».
Цель: Закреплять навыки работы с разными природными материалами, формировать умения по модели игрушки создавать наглядную схему последовательности действий и пользоваться ею как планом работы в процессе изготовление поделки.
Материал: шишки, пластилин, веточки, листья, семена, клей.
Ход занятия:
I ч. Вводная беседа. Обговаривание последовательности работы.
II ч. Выполнение работы детьми.
III ч. Анализ и оценка готовых работ.
Занятие № 13
Тема: Развлечение « В гостях у осени ».
Занятие № 14 Аттестационное занятие
Тема:Индивидуальное изготовление поделки по замыслу ребенка. Оформление выставки поделок из природного материала.
Наименование модуля: Работа с крашеным пшеном.
Занятие № 1,2
Тема: Коллективная работа из крашеного пшена «Птица на ветке».
Цель: Учить детей выкладывать узор из крашеного риса. Учить детей обговаривать замысел работы. Подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом работы. Учить детей работать аккуратно. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: крашеное пшено, клей, кисточки, подставка для кисточек, основа (рисунок).
Ход занятия:
I ч. Вводная беседа.
Обговаривание работы с детьми.
II ч. Коллективное выполнение работы.
Занятие № 3, 4
Тема: “ Котёнок.”Цель и ход занятия: как в № 1.
Занятие № 5,6
Тема:Коллективная работа “ Щенок.”
Занятие № 7
Тема: “ Городецкие мотивы.”Цель: Учить детей выкладывать узор из крашенного пшена, подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом работы.
Занятие № 8
Аттестационное занятие.Индивидуальное изготовление работы «Цветок в горшке».
Модуль: Работа с бросовым материалом.
Занятие № 1.
Тема: Конструирование из спичечных коробков: “ Жираф.”Цель: Закрепить у детей умение обклеивать спичечные коробки разными способами.
Учить изготавливать из коробков различные игрушки. Закреплять умение дополнять игрушку нужными элементами, отделку производить способом аппликации, мелкие детали рисовать. Развивать воображение мышления.
Материал: спичечные коробки, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть
Игровой момент. Рассматривать картинки и схемы изделия.
II ч. Выполнение работ детьми.
III ч. Обыгрывание готовых работ.Занятие № 2.
Тема: “ Крокодил и чебурашка.”
Цель: Закреплять навыки работы с бросовым материалом, совершенствовать умение.
Занятие № 3.
Тема: “ Собака и кошка.”Занятие № 4.
Тема: “ Дом, Автобус.”Занятие № 5. Аттестационное занятие.Оформление выставки работ «Веселый зоопарк».
Модуль: Работа с бумагой.
Занятие № 1
Тема: Открываем мастерскую Деда мороза.
Ход занятия:
I ч. Беседа с детьми “ Встречаем Новый год и Рождество.”II ч. Вырезание снежинок.
III ч. Анализ готовой работы.
Занятие № 2.
Тема: “ Фонарик.” ( возможно 2 варианта).
Цель: Учить детей изготавливать фонарик из листа бумаги, сложенного вдвое и разрезанного на мелкие полоски. Закрепить умение дополнить изделие нужными деталями.
Материал: цветная бумага, клей, ножницы, кисточки.
Ход занятия:
I ч. Вводная беседа.
II ч. Выполнение работы детьми.
III ч. Анализ готовых работ.
Занятие № 3.
Тема: Изготовление игрушек по трафарету “ Яблоко,” “ Груша,” “ Гриб.”
Занятие № 4.
Тема: Изготовление гирлянды (3-способа).
Занятие № 5. Новогодний праздник.
Занятие № 6
Тема: “ Волшебные цилиндры.”Цель: Познакомить детей со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.
Материал: .квадраты из бумаги разных цветов и размеров фланелеграф к нему плоские фигурки гнома домика домашних животных деревьев клей ножницы.
Ход занятия:
I ч. обращаю внимание на фланелеграф и начинаю рассказ.
В поселке там, где жили гномы,
Все было плоско: водоемы,
Дома, поляны и дубы,
И грядки, и в лесу – грибы.
Коровы, козы, даже кошки -
И те смотрелись как лепешки…
И вот сюда из - за морей
Приехал как - то цирк зверей.
А в нем слоны, собаки, выдры.
Похожи были на цилиндры.
Увидев их, подумал гном,
Что зверь такой украсит дом.
Послал он кукле телеграмму,
Где слезно просит эту даму
Решить задачу: как ему
Цилиндры сделать самому.
И кукла гному отвечала
“ Берем простой квадрат сначала
Прямоугольник мастерим.
Теперь работать будем с ним.
Прямоугольник, не сминая,
В цилиндр закрутим, понимая,
Что две коротких стороны.
Друг друга перекрыть должны.”
“ Пустяк “ - подумал гном. В субботу
Он смело взялся за работу.
Собачку сделал. И она
Была размером со слона.
II ч. дети рассматривают заранее изготовленные образцы поделок из цилиндров.
Дети учатся делать цилиндр.
III ч. оценка и анализ.
Занятие № 7,8
Тема: “ Цирковые животные.”Цель: Закреплять у детей умения делать цилиндр из прямоугольника оформлять его дополнительными деталями получая свинку. Слоненка медведя собаку.
Материал: бумага цветная клей ножницы.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть. Краткая беседа.
II ч. Выполнение работ детьми.
III ч. Анализ работ и объединение их в композицию.Занятие № 9
Тема: “ Волшебные превращения круга.”Цель: Продолжать знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры.
Знакомить детей со способом закручивания круга в конус. Развивать умение самостоятельно включать способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.
Материал: круги разного диаметра, обрезки бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы, кисточки, фланелеграф.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть.
Обратите внимание на геометрические фигуры расположенные на фланелеграфе. Послушайте забавную историю.
“ Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура - конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: “ рад видеть вас братья!” Удивились круги и спрашивают: “ какие же мы с тобой братья?” Рассмеялся конус и воскликнул: “ как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус.” – “ Как же тебе это удалось?” - спросили круги. – “ Очень просто,” - отвечал маленький красный конус и запел свою песенку.
“ Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка.
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.”(Показываю процесс).
И спросили тогда круги: “ Зачем же ты превратился в конус?” А маленький конус им отвечал: “ Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек.”II ч. дети учатся изготавливать конус.
III ч. анализ работ.
Занятие № 10,11
Тема: “ Заяц, Лиса, Волк, Медведь, Петух, Бык.”Цель: Закрепить у детей умения изготавливать конус из круга оформлять его.
Материал: круги разного диаметра, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть
Показываю иллюстрации к сказке “ Зающкина избушка.” Дети вспоминают сказку: предлагаю изготовить детям героев сказки и объединить их.
II ч. Выполнение работ детьми.
Дети объединяются в пары для создания одной поделки, которая затем включается в общую композицию.
III ч. Оценка и анализ работ.Занятие № 12,13
Тема::Изготовление объёмной открытки «Подарок папам».
Занятие № 14
Тема: “ Что мы знаем о защитниках отечества.”Цель: Обобщить и закрепить знания детей о родах войск в Армии, как несут службу солдаты, где служили папы.
Материал: картинки.
Занятие проводится в виде беседы с показом иллюстраций по теме.
Занятие № 15,16,17.
Тема: Изготовление подарка для мам «Цветок в горшке»..Занятие № 18
. Аттестационное занятие
Модуль: Работа с тканью.
Занятие № 1
Тема: Виды тканей и вырезание ткани по трафарету.
Цель: Познакомить детей с видами тканей, учить детей вырезать из ткани различные элементы пользуясь при этом трафаретом.
Материал и инструменты: ткани разной фактуры, лоскутки ткани для детей, трафареты, ножницы, карандаши.
Ход занятия:
I ч. Вводная беседа о видах ткани.
II ч. Вырезание деталей из ткани по трафарету.
III ч. Рассматривание готовых работ.
Занятие № 2
Тема: Коллективная работа “ Весенний ковёр.”Цель: Продолжать учить детей вырезать из ткани различные формы по трафарету. Закрепить умение детей создавать образ из вырезанных форм, добиваться выразительности в создании работы, развивать желание работать коллективно, умение распределить обязанности.
Материалы и инструменты: основа, лоскутки ткани разного цвета, ножницы, карандаши, клей.
Занятие № 3
Тема: Коллективная работа “ Фрукты.”Занятие № 4,5
Тема: Обучение детей шву “ Вперёд иголку.” ( индивидуальная работа.)
Цель: Учить детей работать с иголкой, выполнять шов “ Вперёд иголку.” Занятие № 6,7
Тема: Коллективная работа, изготовление панно из ниток.
Занятие № 8,9.
Тема: Обучение детей пришиванию пуговиц простым способом.
Занятие № 10.
Тема: Оформление выставки готовых работ «Веселые лоскутки». .Занятие № 11.Аттестационное занятие.
Тема: “ Космос “ ( пришиваем пуговицы.)
Цель: учить детей пришивать пуговицы, работать аккуратно, соблюдать технику безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Материалы и инструменты: иголки, ножницы, пуговицы, нитки, основа.
Ход занятия:
I ч. Загадывание загадки.
Чудо - птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
( ракета.)
Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций про космос.
II ч. Выполнение работы с детьми.
III ч. Оценивание готовой работы.
Наименование модуля: работа с солёным тестом.
Занятие № 1
Тема: “ Беседа с детьми о лепке.”Цель: Ещё в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Тогда из неё удобно лепить различные предметы. Свою первую посуду человек лепил, раскатывая глину в лепёшку и загибал её края. Скатывали также длинный глиняный жгут, а потом сворачивали его в спираль. После того как изобрели гончарный круг и печь для обжига, посуда стала более прочной и красивой. (показ). Такую посуду делали в Древней Греции. Из глины были и первые таблички для письма. Острой палочкой по влажной глине писали значки. Глина служила и строительным материалом. В Сирийских селениях и сейчас стоят такие глиняные жилища.
Занятие № 2
Тема: Лепка по замыслу.
Цель: Учить детей работать с тестом, лепить игрушки по замыслу используя разные способы лепки и оформления работы.
Занятие № 3
Тема: Раскрашивание готовых работ.
Занятие № 4
Тема: “ Кактус в горшке.”Цель: Развивать практические навыки и умение детей при создании заданного образа посредством тестолепки. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами теста: мягкое, податливое способно принимать заданную форму. Воспитывать аккуратность в работе с тестом. Материал: тесто набор разной крупы или бусинки разного цвета половинки зубочистки искусственный цветок рисунки кактусов.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть
В начале занятия педагог предлагает послушать сказку.
“ РИККИ – ХОХОЛОК.”1.) В одной жаркой пустыне родился кактусёнок, звали его Рикки. Это был веселый и добрый кактусенок. Рос он под присмотром своих тетушек толстых кактусих. Они были ворчливые, вечно недовольные. Тетушки постоянно поучали племянника, заставляли его жить по своим правилам, ни с кем не общаться и не дружить. А Рикки нравился весь мир: теплое солнышко, голубое небо, теплый дождик, разноцветная радуга. А особенно он любил красивых пестрых бабочек, порхающих над растениями. К кактусам эти прекрасные насекомые никогда не приближались из-за острых колючек. Рикки из-за этого расстраивался и грустил. Верным другом кактусенка был ветер, ему нравился добрый Рикки, и он любил с ним играть. Ветерок забирался к нему в колючки и щекотал малыша. Рикки весело смеялся, чем сердил своих ворчливых тетушек, считавших недостойным такое поведение племянника.
Однажды ветер решил помочь своему другу: из дальних стран он принес семена и бросил кактусенку между иголок. И произошло чудо: у маленького кактуса на макушке вырос чудесный цветок, с нежными лепестками, похожий на хохолок.
Сбылась самая заветная мечта Рикки: бабочки прилетели и сели к нему на цветок. Рикки был очень счастлив. За этот хохолок все стали звать кактусенкаРикки-хохолок. Когда Рикки стал взрослым кактусом и у него появились дети, то все они были с хохолками.
Рассматривание разных видов кактусов.
Кактус очень выносливое и неприхотливое растение. Стебель у кактуса толстый и имеет разную форму округлую овальную. На кактусе много колючек –это видоизмененные листики.
На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Ты его не трогай лучше-
Очень больно колется.
2.) обговаривание с детьми этапы выполнения работы.
3.) разминка для рук.
Руки требуют заботы
Ведь у них полно работы.
Трудно целый день писать
И лепить и рисовать.
Потянулись в верх потом
Руки шире разведем.
Вот и все. Конец зарядке.
Сели вновь за стол ребятки.
II ч. Выполнение работы.
III ч. Анализ работы.
Занятие 5.
Тема: Раскрашивание готовых работ.
Занятие 6.
Тема: “ Душистый снег.”Цель: Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью теста. Учить создавать композицию из отдельных деталей используя имеющиеся умения и навыки работы с тестом - раскатывание сплющивание сглаживание. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: тесто фото или иллюстрации цветущей ветки.
Ход занятия:
I ч. Загадывание загадки.
1.) Я распускаю почки
В зеленые листочки.
Деревья поливаю
Движения полнаЗовут меня весна.
2.) Наступила весна. Все кругом посветлело, умывшись весенним дождем, стало ярким, солнечным. С радостью встретили весенние перемены жители пчелиного улья. За зиму старые пчелы скормили все запасы меда молодым пчелкам, чтобы они скорее выросли и начали сами готовить мед. Молодым пчелкам тоже не терпелось скорее вылететь из родного улья и познакомиться с большим и интересным миром, о котором долгую зиму им рассказывала самая старая бабушка-пчела, повидавшая много на своем веку. Прежде чем вывести молодых пчелок в свет, старшие сестры, мамки, няньки давали им много наставлений. Но одной молодой пчелке не терпелось поскорее вырваться наружу, и слушала она пожелания старших в пол-уха. Она все прихорашивала свой полосатый костюмчик: чистила, приглаживала каждую полосочку на нем. За это ее прозвали Красоткой.
Наконец настал долгожданный день - вылет в незнакомый им мир. Очень понравилось пчелкам на воле: светло, просторно, не то что в тесном улье. Но первый выход в свет ограничился лишь прогулкой рядом с домом, а Красотке так хотелось полететь к чудесным цветам, которые манили ее издалека. И вот наконец старшие сестры взяли молодых пчел с собой за сбором нектара. Прилетев на цветочную поляну, старшие пчелы стали усиленно искать и собирать волшебный напиток. Молодая пчелка вначале пыталась делать как все, но вскоре ей надоело заглядывать в каждый цветок, тем более нектар был не во всех. Ей нравилось просто летать над красивыми растениями и любоваться окружающим миром, а, собирая мед, она не успевала ничего увидеть кругом. Когда наполненные нектаром пчелы возвратились в улей, каждая отложила свой сбор в отдельную ячейку сот. У Красотки оказалось волшебного напитка совсем на донышке, меньше всех. «Ну, ничего, завтра я принесу больше»,~ подумала она, засыпая.
На следующий день пчелка старательно начала собирать мед, но вскоре вновь отвлеклась от работы, ведь вокруг было столько интересного: вот маленький муравей несет травинку больше себя чуть ли не в три раза, а глупая зеленая гусеница только и делает, что жует, скоро станет толстой и некрасивой. А в цветах, в которые все же иногда заглядывала пчелка, совсем не оказывалось нектара, потому что пока она рассматривала все вокруг, другие пчелы успевали облететь все цветы на полянке. Пчелке было очень стыдно, что опять другие пчелы будут делиться с ней своим ужином, но ничего не могла поделать с собой. В очередной раз, увидев опять что-либо интересное, она отвлекалась от работы.
Однажды во время очередного вылета Красотка не заметила, как улетела далеко от своих сестер. И, о чудо, она попала в сказку! В саду, где она очутилась, росли яблони, и в это время они были покрыты «белым снегом», но он совсем не был похож на тот снег, о котором ей рассказывала бабушка-пчела, он не был холодным, этот снег был душистым и издавал такой аромат, что Красотка не удержалась и подлетела ближе. То были цветы яблони. Пчелка сунула язычок в желтую середину чудесного цветка. В нем было очень много сладкого нектара. Красотка высосала нектар и перелетела на другой цветок и опять набрала целый ротик. В этот день молодая пчелка набрала нектара больше всех и получила всеобщее одобрение. А на следующий день показала этот сад, с волшебным «душистым снегом», своим сестрам. Ей так понравилось работать, что вскоре она перестала отвлекаться на окружающий мир. Со временем Красотка стала самой трудолюбивой пчелой. А помогли ей в этом чудесные цветы яблони.
3.) Физкультурная пауза
Как на яблоне цветы Потягивания — руки в стороны.
Небывалой красоты. Потягивания — руки вверх.
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда. Дети машут руками, изображая ветер.
Колыхаются цветочки, Наклоны.
Опускают лепесточки, Встают прямо, руки вверх.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. Жужжат, движения руками,
Пчелки дружно прилетели как крылышками.
И, жужжа, в цветы те сели, Наклоны головой вперед.
Опустили свой носок,
Чтоб достать скорей медок, Имитируют движения
А потом, а потом крыльями и садятся на места.
Улетели в улей - дом.
II ч. Практическая работа .Этапы выполнения работы - обговариваю с детьми.
III ч. Заключительная часть.
Занятие № 7.
Тема: Раскрашивание готовой работы.
Занятие № 8.
Тема: “ Ёжик.”Цель: Учить детей лепить фигурку ежа из теста и оформлять ее.
Материал: тесто зубочистки.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть .1.) загадывание загадки:
На мячике иголочки
Как будто бы на елочке.
Может мяч под елкой жил
И из елки шубу сшил.
2.) объяснение с показом.
1вылепим основу фигурки ежика из шарика нужного размера .легким движением « вытянем » мордочку.
обозначим глаза и рот. Носиком послужит небольшой шарик из теста.
чтобы изготовить иголки раскатаем из теста колбаску.
Разрежем её на одинаковые кусочки и скатаем их в шарики.
Каждому шарику придадим форму конуса.
Смочив детали водой, приклеим конусы – иглы к туловищу ёжика, начиная от основания фигурки к верхней части спинки.
На комочки положим яблоко. Лист или грибочек.
II ч. Выполнение работ детьми.
III ч. Оформление композиции, анализ готовых работ.
Занятие № 9
Тема: Раскрашивание готовых работ.
Занятие № 10
Тема: “ Рыбки в аквариуме.”Цель: Уточнить и расширить знания детей.
О подводном мире, о многообразии его обитателей; учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим его людям.
Материал: тесто.
Ход занятия:
I ч.Вводная часть.1.) Беседа.
Что интересного можно увидеть в аквариуме? Аквариум – это целый подводный мир. Так же как и мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды. Это их дом. На дне много разноцветных камушков, ракушек, имеются там и подводные растения. Как они называются? Да, это водоросли. Некоторые рыбы питаются ими, а ещё подводные растения насыщают воду кислородом, который так, необходим подводным обитателям.
Есть прозрачный чудо – дом,
Днём и ночью рыбы в нём.
Вместо воздуха – вода,
Рыбам без неё нельзя.
Там ракушки и улитки,
А растения, как нитки,
Из песка они растут,
Водорослями их зовут.
Рыбки плавают по кругу,
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбешек – дом родной.
Рыбы живут также и в реках, и в озёрах, и в морях, и в океанах. В больших водоёмах большое разнообразие рыб.
Чтение стихотворения в. Шульжика “ На дне морском.”Физкультминутка.
II ч. Практическая часть.
Обговаривание этапов выполнения работы. Выполнение работы детьми.
III ч. Оценивание и анализ работ.
Занятие № 11.
Тема: “ Раскрашивание готовой работы.”Занятие № 12.
Тема: “ Коты на крыше.”Цель: Продолжать закреплять навыки работы с тестом на плоскости, создавая изображение в полуобъёме; развивать аккуратность в работе с тестом.
Материал: тесто, рамка, картон, бумага.
Ход занятия:
I ч. Вводная часть.
1.) Загадывание загадки: Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только лишь его боятся.
Угадали? Это ………
Краткая беседа по наводящим вопросам.
2.) Показ с объяснениями.
II ч. Выполнение работы детьми.
III ч. Анализ готовой работы.
Занятие № 13.
Тема: Раскрашивание готовой работы.
Занятие № 14.
Тема: «Чаепитие».
Цель: Продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом, создавая изображение в полуобъеме, развивать аккуратность.
Материал: тесто, рамка, картон, клей, фантики от конфет ,мак ,кунжут ,гуашь.
Занятие № 15.
Тема: Раскрашивание готовой работы.
Занятие № 16. Аттестационное занятие. Индивидуальное изготовление работы «Бабочка».
Оформление итоговой выставки..Календарный учебный график
Год обучения сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август Всего
учебных часов/
недель
01.09 – 04.09 07.09. – 11.09 14.09. – 18.09 2109. – 25.09 28.09 – 02.10 05.10 – 09.10 12.10 – 16.10 19.10 – 23.10 26.10 – 30.10 02.11 – 06.11 09.11 – 13.11 1611 – 20.11 23.11 – 27.11 30.11 – 04.12 07.12. – 11.12 14.12. – 18.12 21.12. – 25.12 28.12 – 01.01 04.01 – 08.01 11.01 – 15.01 1801 – 22.01 25.01 – 29..01 01.02 – 05.02 08.02 – 12.02 15.02 – 19.02 22.02 – 26.02 29.02 – 04.03 07.03 – 11.03 14.03 – 18.03 21.03 – 25.03 28.03 – 01.04 04.04 – 08.04 11.04 – 15.04 18.04 – 22.04 25.04 – 29.04 02.05 – 06.05 09.05 – 13.05 16.05 – 20.05 23.05 – 27.05 01.06. – 07.06 08.06 – 14.06 15.06 – 21.06 22.06- 28.06 29.06 – 05.07 06.07 – 12.07 13.07 – 19.07 20.07 – 26.07 27.07 – 02.08 03.08 – 09.08 10.08 – 16.08 17.08 – 23.08 24.08 – 30.08 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 1 год обучения 144/38
1 год обучения 144/38
1 год обучения 144/38
Материальное обеспечение программы.
Для модуля работы с природным материалом:
Сухие листья, шишки, жёлуди, сухие ветки, засушенные цветы,
семена, засушенная трава, проволока, клей, нитки, пластилин.
Для модуля работы с крашеным пшеном:
Пшено, гуашь, кисточка, калька, копировальная бумага, рисунки
( трафарет ), клей, плотный картон для основы.
Для модуля работы с бросовым материалом:
Коробки разных размеров, пластиковые бутылки, яйца из под
киндера, цветная бумага, клей, ножницы, скотч, проволока.
Для модуля работы с бумагой:
Картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисть, простой
карандаш, трафарет, циркуль, линейка.
Для модуля работы с тканью:
Ткань разных видов, ножницы, клей, кисть, трафарет, иголку с нитками, синтепон, пуговицы, тесьма.
Для модуля работы с солёным тестом:
Мука, соль, вода, чашка для замеса теста, плотный картон для основы,
стека, гуашевые краски, кисть, палитра, бесцветный лак.
Литература.
Для педагога:
В. В. ЛисоваМастерилки. Н.Н. Нижегородский гуманитарный центр 2004 г.
Е. К. Брыкина Творчество детей а работе с различными материалами. – М
Педагогическое общество России 1998 г. 150 с.
В.Сахорова Примерное распределение занятий по ручному труду.
Дошкольное воспитание № 1 1987г.
Н. Забавина Немного фантазии. Дошкольное воспитание № 4 1989г.
М. Лянкало Своими руками. Дошкольное воспитание № 1 1981г
Л. Михайленко Методические рекомендации по работе с бумагой.
Дошкольное воспитание № 9 1990г.
Л. Куцакова Подарки для всех. Дошкольное воспитание № 2 1997г.
Папин праздник. Дошкольное воспитание № 1 1987г.
Для детей:
Э. К. Гульиц, И. Я. Базик, Что можно сделать из природного материала.
М. Н. Нагибина Чудеса для детей из не нужных вещей.
О. А. Сафонова Конструирование из бумаги
Г. Н. Перевертень Самоделки из текстильных материалов. - М
Просвещение, 1990 г. 160 с.
Л.А. Гоман Занятия по ручному труду в детском саду.
Альбом. К.. Рад.школа. 1983 г. 32