Вопросы психологической адаптации и сопровождения студентов. Создание условий психологического комфорта.
Зам.директора Колледжа Экономики и Права
Г.Калининграда
Маматова Вера Олеговна
Вопросы психологической адаптации и сопровождения студентов.
Создание условий психологического комфорта.
Новая социальная среда предъявляет к студенту особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. В социально-психологическом аспекте адаптация – это выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация студента на новом месте учебы проходит по трем направлениям - социальному, трудовому и профессиональному. Цель социальной адаптации - нормальные взаимоотношения с окружающими людьми, отсутствие внутреннего дискомфорта в общении с теми, кто будет рядом возможно не один год.
Одновременно с социальной адаптацией человек знакомится с новыми условиями учебы, своими обязанностями и предъявляемыми требованиями. Новичок с одной стороны неосознанно пытается перенести предыдущий опыт на новое место и в то же время готов к переменам и воспринимает их как неотъемлемую часть своей новой жизни.
Наконец, профессиональная адаптация. Для студентов профессиональная адаптация – это сложный и интересный процесс вхождения в профессию, который будет длиться весь период обучения и затем продолжится на первом месте работы по специальности.
Временные параметры привыкания человека к новому месту учебы зависят от его возраста, личного опыта, коммуникабельности, уровня подготовки, заинтересованности в успешных результатах, способности и желания принять правила и традиции колледжа.
Одной из основных задач образовательного учреждения является, наряду с обучением профессии, формирование у студентов умения сохранять своё физическое и психическое здоровье, адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, развивать отношения с людьми на основе взаимного уважения, понимания и терпимости.
Факторами, влияющими на успешность адаптации и психологический комфорт студентов в колледже являются индивидуальные особенности, с которыми абитуриенты приходят, сформированность учебных навыков и первые шаги в освоении материала, успешность обучения, взамоотношения в группе, взаимоотношения с преподавателями и условия обучения и организация учебного процесса.
Особенности сегодняшнего абитуриента
Увеличивается количество поступающих, имеющих хронические заболевания, которые могут:
Осложнять процессы восприятия и переработки информации
Влиять на эмоционально-волевую сферу
Снижать уровень работоспособности
Влиять на развитие коммуникативных навыков
К нам из школы приходят абитуриенты, не имеющие, по справкам, противопоказаний к обучению по выбранной специальности. Однако, здоровье многих из них весьма условно, т.к. они имеют такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония, заболевания желудочно-кишечного тракта, нейро-циркуляторные заболевания, нарушения осанки, нарушения зрения и другие.
Наличие у детей подобных заболеваний часто связано с неблагополучием в семье. Более 30 % абитуриентов на профконсультации упоминают о конфликтах с родителями и семейных проблемах.
Беда в том, что во многих семьях родители заняты собой, своими проблемами, не хотят, а порой, не умеют общаться со своими подросшими детьми. Не говоря уже о семьях, где подаются примеры явно ассоциального поведения.
У поступающих недостаточно сформированы учебные навыки. Они не умеют вести конспекты, планировать свою работу, выделять главное, не внимательны на занятиях и не умеют работать самостоятельно. Более 50 % абитуриентов имели различные проблемы в школе (усвоение учебного материала, взаимоотношения с преподавателями и одноклассниками).
Школа и семья сейчас явно не достаточно справляются с задачей воспитания и, особенно, развития личности, формирования положительной «Я - концепции», позитивного мировосприятия и толерантности.
Подростки не умеют общаться с другими людьми, уважая их индивидуальность, принимая их такими, какие они есть, не умеют противостоять трудностям, приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Между студентами, имеющими разные интересы и увлечения, на младших курсах часто вспыхивают ссоры.
По данным исследования поведения личности в конфликтных ситуациях (по методике К.Томаса) у 32 % поступающих ярко выражена стратегия соперничества. При низком уровне общей культуры и узко ограниченном развитии интеллекта преобладание такой стратегии внушает определенные опасения, особенно при выборе профессии сферы «Человек-человек».
У 28 % поступающих преобладают стратегии приспособления и избегания, эти студенты скорее всего не смогут самостоятельно решать возникшие конфликтные ситуации, и плохо, если они не обратятся за помощью к старшим.
По результатам диагностики агрессивного и адаптивного поведения выявлено присутствие склонности к вербальной (речевой) агрессии у 37 % поступающих, 6 % имеют склонность к физической агрессии, 15 % к самоагрессии, т.е. недовольству собой, неадекватной самооценке, мнительности и недоверию к окружающим.
Исследования самооценки уровня тревожности также заставляют задуматься.
52 % абитуриентов обладают низким уровнем тревожности;
16 % - повышенным уровнем тревожности;
32 % - умеренным (т.е. наиболее оптимальным).
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. Однако, слишком высокая реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью и вызывает нарушение внимания, иногда – нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность связана с наличием невротического конфликта.
Слишком низкий уровень тревожности свойственен часто людям с низкой степенью ответственности, выполняющим работу в последний момент.
8. По результатам исследования уровня интеллекта и способности к обучению выявлено, что 54 % поступающих обладают посредственным уровнем обучаемости, сниженным темпом мыслительной деятельности, невнимательностью, пассивностью в усвоении новых знаний.
Результаты опроса первокурсников
Результаты опроса первокурсников показали, что среди факторов вызывающих трудности студенты выделяют:
Увеличение объема самостоятельной работы
Сложность учебного материала по ряду предметов
Непонимание объяснений преподавателя
Межличностные взаимоотношения в группе
Взаимоотношения с преподавателями
Почти половина студентов считает, что учеба не является главной ценностью
Результаты опроса преподавателей
Преподаватели отмечают:
Недостаточную сформированность познавательной сферы, низкий уровень познавательной активности
Низкий уровень школьной подготовки
Низкий уровень эрудиции и общей культуры
Низкую мотивацию к обучению
Недостаточную сформированность коммуникативных и учебных навыков
Особенности возраста: эгоцентризм, низкий уровень толерантности, неустойчивость ценностных ориентаций.
Изменение социального статуса
Основные направления работы.
Программа адаптации первокурсников представляет собой целостный процесс, который включает в себя три составляющие. Студент последовательно знакомится с учебной, учебно-профессиональной и внеучебной деятельностью. С помощью преподавателей и психологов создаются условия для преодоления трудностей, связанных с вхождением молодого человека в новую среду, в систему новых социальных отношений. Это достигается путем организации работы по следующим направлениям:
Помощь в обучении:
адаптационные курсы по отдельным дисциплинам, восстанавливающие школьные знания, восполняющие пробелы
использование на занятиях современных технологий обучения
курс по формированию учебных навыков «Учись учиться»
Формирование мотивации профессиональной деятельности:
Профориентационная работа
дисциплина «Введение в профессию»
деловые игры, беседы, лекции, тематические встречи, экскурсии
Содействие развитию позитивных межличностных взаимоотношений в группе:
Тренинг «Знакомство», тренинг сплоченности, коммуникативные тренинги, ролевые игры.
Организация совместной деятельности студентов под руководством классных руководителей.
Практические задания по разрешению проблемных ситуаций, беседы, диспуты.
Индивидуальные и групповые консультации.
Своевременное выявление конфликтов
Установление доброжелательных взаимоотношений с преподавателями:
Преподаватель должен всегда помнить, что он старше, опытнее и мудрее. Следует учитывать особенности возраста и воспитания.
Разнообразие методов и приемов работы со студентами, использование разнообразных интересных технологий обучения.
Использование возможностей внеучебной деятельности: профессиональные клубы и клубы по интересам, Молодежный центр, спортивные секции, экскурсии, классные часы, тематические вечера и т.п.
Знакомство с традициями колледжа и создание традиций в группе. Формирование чувства гордости за то, что стал студентом.
Привлечение Студенческого совета
Организация студенческого волонтерского движения из числа студентов старших курсов, увлекающихся педагогикой и психологией (социальные педагоги, педагоги профессионального обучения).
Выявление группы риска и, в дальнейшем, индивидуальная работа психолога и классного руководителя со студентами, имеющими проблемы с адаптацией.
Систематическое проведение мониторинга. Использование разнообразных методов сбора информации. Своевременное реагирование.
При систематическом осуществлении классным руководителем, психологом и преподавателями программы адаптации первокурсников студенты ближе знакомятся друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, нормами и правилами коллектива, со своей будущей профессией.
Таким образом создаются условия для успешного прохождения студентами – первокурсниками процесса адаптации в новом учебном заведении.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Root Entry15