Комплексная программа психологического сопровождения детей для профилактики и коррекции школьной дезадаптации Особенности адаптации первоклассников к школьным условиям.
§ 1. Пояснительная записка.
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведении и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся образовательных школ. Согласно данным выборочных исследований уже в начальных классах выявляется около 25 – 30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствия специальных коррегирующих программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и вторичным нарушениям психосоциального развития к различным формам отклоняющего поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.
Учитывая то, что к числу основных первичных внешних признаков школьной дезадаптации и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения, к категории детей с нарушениями школьной адаптации относят, прежде всего, детей с недостаточными способностями к обучению. И относят вполне правомерно, так как среди требований, которые предъявляют ребенку, в первую очередь выделяется необходимость успешно овладевать учебной деятельностью.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей у школьному обучению. Бесспорно и то, что чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненней будет протекать процесс приспособления к школе.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В работах советских исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-ые годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Поэтому принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
личностная готовность;
интеллектуальная готовность ребенка к школе;
социально-психологическая готовность к школьному обучению.
В комплексную программу для профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся начальных классов входят следующие программы:
1. Программа для дошкольников: «Введение в школьную жизнь»
2. Программа для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять июньских встреч»
3. Мини-тренинг: «Сердце»
4. Программа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников
§ 2. Общий обзор целей составляющих частей программы
ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОГРАММЕ «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ»
(30 ЗАНЯТИЙ)
Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Формирование школьной мотивации.
Формирование и развитие произвольной деятельности.
Формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.
Формирование и развитие планомерного и расчлененного восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенных форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания.
Формирование умения выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
В цели так же входит непосредственная работа с родителями:
Психологическая подготовка родителей к школе.
Что надо делать родителям, чтобы облегчить детям начало школьного пути и предупредить возможные неудачи?
ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОГРАММЕ «ПЯТЬ ИЮНЬСКИХ ВСТРЕЧ»
(5 ЗАНЯТИЙ)
Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
В цели так же входит непосредственная работа с родителями:
1. Психологическая подготовка родителей к школе.
Что надо делать родителям, чтобы облегчить детям начало школьного пути и предупредить возможные неудачи?
ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
МИНИ - ТРЕНИНГА «СЕРДЦЕ»
(1 ЗАНЯТИЕ)
1. Снятие тревоги первых дней и месяцев.
2. Смягчение адаптации к школе, первому детскому коллективу.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
(10 ЗАНЯТИЙ)
1. Помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослыми, осознать себя как личность.
2. Познакомить детей с правилами поведения на уроке.
3. Научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомить с сотрудниками.
4. Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
5. Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональное состояние.
6. Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.
7. Психологическая поддержка родительской готовности к началу обучения в школе.
§ 3. Тематический план занятий по программе психологических адаптационно-развивающих занятий для дошкольников посещающих детский сад «Введение в школьную жизнь»
номер
темы
название темы
кол-во
часов
1
«Я и школа»
1
2
«Правила поведения на уроке»
1
3
«Школьные правила»
1
4
Развитие психосоциальной зрелости
2
4.1. формирование произвольности в общении ребенка со взрослыми
1
4.2. формирование произвольности в общении ребенка со сверстниками
1
5
Развитие мелких мышц кисти и их координация
2
6
Развитие свойств центральной нервной системы: функциональная асимметрия больших полушарий
1
7
Развитие наглядно-образного мышления
2
8
Развитие речи
2
9
Развитие логического мышления
2
10
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве
2
10.1. отработка понятий «левый», «правый»
1
10.2. освоение пространственных отношений
1
11
Развитие внимания
10
11.1. увеличение объема внимания
2
11.2. увеличение уровня распределения внимания
2
11.3. усиление концентрации и устойчивости внимания
2
11.4. тренировка переключения внимания
2
11.5. тренировка распределения и избирательности внимания
2
12
Развитие памяти
2
12.1. развитие способности к воссозданию мысленных образов
2
13
Первичная диагностика готовности к школе
1
14
Экскурсия в школу
1
всего часов
30
§ 4. Обоснование выбора тем для работы по программе психологических адаптационно-развивающих занятий для дошкольников посещающих детский сад «Введение в школьную жизнь»
Первые три занятия рассчитаны на непосредственное введение дошкольников в правила жизни и режима школы.
Далее два занятия на формирование коммуникативных умений детей (общение со взрослыми и сверстниками). Основа произвольного общения со взрослыми заключается в понимании позиции взрослого и условности смысла его вопросов. Дети, имеющие низкий уровень общения со взрослыми затрудняются в принятии учебных задач. Общение ребенка со взрослыми является хотя и очень важным, но не единственным компонентом психологической готовности к школе. Общение и взаимодействие со сверстниками при соответствующем уровне его развития, во-первых, позволяет ребенку адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности; во-вторых, оказывается, что общение со сверстниками тесным образом связано с компонентом учебной деятельности, как учебное действие. Овладение учебны
·м действием дает возможность усваивать общий способ решения целого класса задач.
Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти. С большими трудностями сталкиваются дети в процессе обучения письму. Поэтому необходим достаточно высокий уровень развития мелких мышц кисти и их координация.
Функциональная асимметрия больших полушарий определяет важные индивидуальные особенности мышления человека. У подавляющего большинства «праворуких» людей области коры головного мозга, управляющие движением ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии. Меньше встречаются «леворукие» и амбидекстры («обоерукие»). Врожденные предпосылки являются только исходными условиями, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Доказано, что у детей от 3 до 7 лет активнее работает правое полушарие и только с 10-ти летнего возраста – левое, причем коренной перелом начинается с овладения письменностью.
Физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся к практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. Поэтому в семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой.
Развитие наглядно-образного мышления способствует развитию второй сигнальной системы и речи.
Развитие речи. В конце 6-го года ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Но дети с дефектами произношения звуков нередко имеют нарушения фонематического восприятия, которые затрудняют усвоение звукового анализа слов, необходимого для овладения грамотой.
Память - это общее свойство мозга. Без памяти не может происходить обучение, мышление. Существуют два способа запоминания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т. е. зазубривание, приводит к тому, что ребенок не может применить свои знания в жизни. При осмысленном запоминании ребенок усваивает гораздо больше информации и сознательно пользуется своей памятью в решении разнообразных жизненных задач.
§5. Тематический план социально-психологических занятий для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения «Пять июньских встреч»
номер темы
название темы
кол-во
часов
1
Правила поведения группы. Установление контакта.
1
2
Распознавание и регуляция своего состояния. Внимание к партнеру.
1
3
Сплочение детей в группе. Навыки взаимодействия.
1
4
Умение вступать в контакт. Групповое взаимодействие.
1
5
Повышение самоуважения. Самооценка. Социометрия.
1
всего часов
5
§6. Коммуникативный мини-тренинг «Сердце»
Первое сентября. Громкая музыка, цветы, незнакомые дети, взрослые, пустые коридоры школы, незнакомый класс. Сквозь радость и удивление первоклассников просвечивается тревога, испуг, чуткое ожидание того, что же будет. А тут еще беспокойство взрослых, их воспоминание о школьном детстве, серьезный настрой и уже угрозы. Ребенок теряется в этом противоречивом мире с его праздником, громкими приветствиями и строгим шепотом взрослых
Одним из вариантов снятия тревоги первых дней и месяцев, смягчения адаптации к школе, к новому детскому коллективу может стать коммуникативный мини-тренинг «Сердце».
Единение и сплочение, слитые в образе-метафоре тренинга, продолжают потом жить в сердце ребенка и бережно хранят его в сутолоке школьных дней.
Материалы: Клей, маленькие сердечки, вырезанные из белой бумаги (по 2 на каждого ребенка), большое сердце из красной бумаги, мягкое сердечко из мягкой ткани с ватой внутри. У детей – цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения:
30 – 40 минут
Части тренинга:
- вступление
- знакомство
- беседа на тему центрального образа
- подарки всем
- единение в образе
- заключительное слово
- мои подарки
Условия проведения:
Дети сидят за партами – весь класс.
§7. Тематический план занятий по программе по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников «Я школьник»
номер
темы
название темы
кол-во
часов
1
Знакомство
1
2
Я и мое тело
1
3
Я и моя семья
1
4
Урок и перемена
1
5
Экскурсия по школе
1
6
1
7
1
8
Ученье – свет, а неученье – тьма
1
9
Когда всем весело, а одному грустно
1
10
Волшебные слова
1
всего часов
10
§8. Опробация программы на будущих первоклассниках
Таким образом, первоклассники полностью прошедшие все этапы программы, как видно из представленных данных, имеют более высокие показатели:
увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития произвольной сферы на 6%,
увеличилось количество школьно-зрелых учащихся на 41%,
в норме адаптированных детей увеличилось на 13%.
если у учащихся прошедших частично разработанную программу или не прошедших ее вовсе среди основных причин дезадаптации выступала на первом месте неготовность к школе, то у учащихся полностью прошедших программу основной причиной дезадаптации является недостаточная произвольность психических функций и исключена неготовность к школе.
§9. Выводы
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом школы и в частности перед психологом – создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социально – психологической готовности к школьному обучению
Анализ данных после проведения разработанной программы показал, что мероприятия предусмотренные программой возымели положительный эффект. Увеличилось количество учащихся в высоким уровнем подготовленности к школьному обучению. А это в свою очередь ведет к снижению уровня дезадаптации первоклассников, что выражается в успешном усвоении учебного материала, конструктивном общении со сверстниками и учителем, а следовательно и личностному и интеллектуальному и социальному развитию ребенка.
Но данные проведенного исследования наводят на постановку новых вопросов и поиску решений новых проблем. Если до проведения мероприятий разработанной программы основной причиной дезадаптации являлась неготовность к школе, то после – эта проблема снимается вовсе. Но на первое место выходит новая проблема дезадаптации – недостаточная произвольность психических функция. А это требует особого пристального внимания и поиска новых решений проблемы.
Следовательно, данная разработанная программа возымела свой положительный эффект, так как снизилось количество дезадаптированных первоклассников. Считаю, что цель, поставленная в начале работы – достигнута. И подталкивает на новые исследования, новые разработки, поиск новых путей преодоления школьной дезадаптации учащихся первых классов.
Список используемой литературы
Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. «Подготовка ребенка к школе», М., 1991 г.
Анисимова Т.Б. «Ваш ребенок идет в школу», Ростов-на-Дону, 2005 г.
Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика», М., 1991 г.
Венгер Л.А. «Психологическая готовность детей к школьному обучению», М., 1985 г.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста», М., 1988 г.
Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М., 1991 г.
Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», журнал «Начальная школа» №7 – 1996 г.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология», М. 2005 г.
Немов Р.С. «Психология», М. 1998 г.
«Рабочая книга школьного психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991 г.
«Психологический словарь», под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, М.,
1997 г.
Чистякова М. И. «Психодиагностика», М., 1990 г.
«Школа и психическое здоровье учащихся», под ред. С. М. Громбаха, М., 1998 г.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515